РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2011 годагород Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Назарова В.В.,
при секретаре Синяевой И.А..
с участием представителя истца Мусаева В.М. – адвоката Геллы И.В., представителя ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области – Шиндина М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусаева В.М. к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области об обязании предоставить земельный участок для садоводства,
у с т а н о в и л:
Мусаев В.М. обратился в суд с иском к администрации МО Киреевский район Тульской области, в котором первоначально просил понудить ответчика предоставить ему в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2500 кв.м., расположенный примерно в 260 м. по направлению на восток от ориентира: Тульская область, Киреевский район, дер.Иконки, дом 1. Также просил понудить ответчика направить ему для заключения договор купли-продажи указанного земельного участка.
В дальнейшем уточнил исковые требования, окончательно просит суд обязать ответчика администрацию МО Киреевский район Тульской области предоставить ему в собственность без цели строительства для осуществления садоводства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2500 кв.м., расположенный в дер.Иконки Киреевского района Тульской области.
В обоснование уточненных исковых требований указал, что в 2008 г. он обратился к главе администрации МО Киреевский район Тульской области с заявлением о выделении ему земельного участка для садоводства площадью 2500 кв.м. в дер.Иконки Киреевского района Тульской области. Постановлением главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 1030 от 24.09.2008 г. был утвержден проект границ земельного участка, а ему предложили выполнить работы по постановке земельного участка на кадастровый учет. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером №, был выдан кадастровый паспорт № № от 18.11.2008 г. Между тем, в письме администрации МО Киреевский район Тульской области от 09.02.2009 г. ему сообщили об отказе в предоставлении данного земельного участка. По истечении двух лет спорный земельный участок был снят с кадастрового учета на основании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области. В связи с тем, что постановление главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 1030 от 24.09.2008 г. не утратило силу, он повторно на его основании осуществил постановку того же земельного участка на кадастровый учет, но уже под иным кадастровым номером №, что подтверждается соответствующим кадастровым паспортом №. Основанием для отказа в предоставлении ему ответчиком земельного участка в 2008 г. послужила подготовка генерального плана МО Богучаровское, на территории которого расположен спорный земельный участок. Однако, действующее земельное законодательство не предусматривает такого основания для предоставления гражданам земельных участков в целях осуществления ими садоводства. Со ссылками на положения ст.ст.28, 34 ЗК РФ полагает его требования подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание истец Мусаев В.М. не явился, его представитель по ордеру и доверенности – адвокат Гелла И.В. в судебном заседании также просил удовлетворить исковые требования Мусаева З.М. в полном объеме по основаниям, приведенным в уточненном иске. Пояснил также, что у ответчика отсутствуют какие-либо правовые основания для отказа в предоставлении истцу земельного участка для осуществления садоводства как в 2008 г., так и в настоящее время. Его доверитель обратился с соответствующим заявлением до введения в действие Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории МО Киреевский район, утвержденного решением Собрания представителей МО Киреевский район Тульской области № 6-44 от 27.08.2009 г. При этом, указанным Порядком, предусмотрено, что процедура публичности предоставления земельных участков обеспечивается не лицами, претендующим на их приобретение, а администрацией МО Киреевский район. В случае обращения гражданина с заявлением о предоставлении земли, администрация МО Киреевский район Тульской области должна опубликовать соответствующее объявление в печатном органе – районной газете, при появлении иных претендентов должен быть устроен аукцион. При отсутствии иных претендентов, земельный участок должен быть без проведения иных публичных процедур предоставлен лицу, первоначально обратившемуся с заявлением. Таким образом, даже если бы на период первоначального обращения Мусаева В.М. к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, вышеуказанный Порядок действовал, то ответчик все-равно не обеспечил соблюдение содержащихся в нем требований при отказе в предоставлении земли истцу.
Представитель ответчика администрации МО Киреевский район по доверенности – Шиндин М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Мусаева В.М., просил отказать в их удовлетворении в полном объеме. Пояснил также, что действительно письмом администрации МО Киреевский район Тульской области от 09.02.2009 г. истцу было отказано в предоставлении земельного участка, ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет за счет средств самого Мусаева В.М. Основанием для отказа послужила подготовка генерального плана МО Богучаровское, на территории которого находился спорный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2500 кв.м. Вместе с тем, в установленный ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок, истец не обжаловал данный отказ в судебном порядке, что лишает его возможности ссылаться на его несоответствие нормам действующего законодательства. В настоящее время на территории Киреевского района действует Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории МО Киреевский район, утвержденный решением Собрания представителей МО Киреевский район Тульской области № 6-44 от 27.08.2009 г. Указанным нормативным актом предусмотрена процедура публичности принятия решения о выделении земельных участков, в том числе предоставляемых для целей садоводства. В частности, лицо, желающее приобрести в собственность или в аренду земельный участок, должно обратиться с заявлением в администрацию МО Киреевский район Тульской области, после чего орган местного самоуправления обеспечивает соответствующую публикацию в районных СМИ. В случае, если после этого тот же земельный участок желает приобрести иное лицо, то должен быть проведен аукцион. Обязанность по обеспечению публичности действительно возложена на муниципальное образование, а то обстоятельство, что такая процедура не была обеспечена в данном случае, связано с изменением состава руководящих органов МО Киреевский район Тульской области. Кроме того, постановлением главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 209 от 16.03.2011 г. было, в том числе отменено постановление главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 1030 от 24.09.2008 г. «Об утверждении границ земельного участка для Мусаева В.М. по адресу: Киреевский район, дер.Иконки». В связи с этим, проведение истцом повторного межевания и повторная постановка спорного земельного участка на кадастровый учет, осуществлены на основании отмененного постановления.
Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле определением судьи, – МРИ № 7 ФНС России по Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле определением судьи, – администрации МО Богучаровское Киреевского района в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал.
Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле определением судьи, – ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения истца и его представителя, показания свидетеля и пояснения специалиста, а также возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.08.2008 г. Мусаев З.М. обратился в администрацию МО Киреевский район Тульской области с заявлением (л.д.31), в котором просил предоставить ему в собственность под садоводство земельный участок площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: Тульская область, Киреевский район, дер.Иконки.
22.09.2008 г. проект границ данного земельного участка (л.д.34), выполненный ООО «Земпроект», был согласован с главой администрации МО Богучаровское Киреевского района, а также с начальником отдела имущественных и земельных отношений МО Киреевский район. 24.09.2008 г. проект был согласован с начальником сектора архитектуры, строительства и дорожного хозяйства МО Киреевский район.
Постановлением и.о.главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 1030 от 24.09.2008 г. (л.д.8) был утвержден проект границ земельного участка для Мусаева В.М. площадью 2500 кв.м. из земель населенных пунктов для садоводства, расположенного по адресу: Киреевский район, дер.Иконки. Также Мусаеву В.М. предложено выполнить работы по постановке земельного участка на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области.
01.11.2008 г. земельный участок площадью 2500 кв.м., разрешенное использование: для садоводства, находящийся примерно в 260 м. по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тульская область, Киреевский район, дер.Иконки, дом 1, был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером (далее – КН) №, что подтверждается кадастровым паспортом № №, выданным 18.11.2008 г. (л.д.10-12).
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса (ГК) РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст.129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Приведенная норма закона определяет содержание права собственности, в том числе в отношении такого объекта гражданско-правового оборота, как земля.
Согласно ст.260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Регулирование в сфере земельных правоотношений осуществляется также Земельным кодексом (ЗК) РФ, в силу ст.11.1 которого земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, объектом земельных правоотношений может являться только сформированный земельный участок, то есть наделенный такими индивидуальными признаками, которые позволяют определить его конкретные характеристики, связанные с местоположением, границами, площадью, кадастровым номером и стоимостью, а также разрешенным использованием.
Как предусмотрено ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Истцом за счет собственных средств было осуществлено межевание спорного земельного участка и его постановка на кадастровый учет.
05.12.2008 г. Мусаев В.М. обратился в администрацию МО Киреевский район Тульской области с заявлением (л.д.37) о предоставлении ему в собственность для осуществления садоводства земельного участка, расположенного в дер.Иконки Киреевского района Тульской области.
Как следует из письма администрации МО Киреевский район Тульской области № М-39 от 09.02.2009 г., направленного в адрес истца, последнему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка в дер.Иконки Киреевского района в связи с подготовкой генерального плана МО Богучаровское Киреевского района, на основании ст.ст.9, 26 Градостроительного кодекса РФ.
Между тем, в ходе судебного разбирательства представителем ответчика были фактически приведены иные основания для отказа Мусаеву В.М. в предоставлении спорного земельного участка, а именно – несоблюдение истцом публичности, прозрачности и открытости процедуры предоставления земельного участка. В частности, представитель администрации МО Киреевский район Тульской области ссылается на то обстоятельство, что в рамках поступившего от истца в 2008 г. заявления не проводились такие процедуры как опубликование объявления о предоставлении земельного участка и аукцион.
Таким образом, Мусаеву В.М. по указанным основаниям до настоящего времени не предоставлен в собственность земельный участок для осуществления садоводства.
Исходя из положений ст.28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В нарушение требований ст.56 ГПК РФ представителем ответчика не было представлено каких-либо доказательств наличия предусмотренных ст.28 ЗК РФ правовых оснований для отказа Мусаеву В.М. в предоставлении земельного участка для садоводства.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен ст.34 ЗК РФ.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса.
В указанном в п.2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в п.2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п.4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п.5 настоящей статьи решения.
Мусаев В.М. в установленном законом порядке обратился в орган местного самоуправления – администрацию МО Киреевский район Тульской области с заявлением от 12.08.2008 г., в котором были определены цель использования земельного участка – для садоводства, его предполагаемые размеры – 2500 кв.м. и местоположение – дер.Иконки Киреевского района, испрашиваемое право на землю – право собственности.
В дальнейшем истец обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка землеустроительных работ и обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также осуществил постановку спорного земельного участка на государственный кадастровый учет.
При таких обстоятельствах, Мусаев В.М. выполнил требования, предъявляемые ст.34 ЗК РФ к лицу, желающему приобрести земельный участок для целей, не связанных со строительством, несмотря на что администрация МО Киреевский район Тульской области отказала истцу в предоставлении земельного участка по вышеприведенным основаниям, в связи с чем земельный участок с КН № был снят с государственного кадастрового учета на основании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области № от 16.11.2010 г.
В соответствии с ч.4 ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с последующими изменениями и дополнениями), внесенные в ГКН сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч.3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со ст.22 настоящего ФЗ вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Таким образом, отказ муниципального образования в предоставлении истцу сформированного земельного участка повлек за собой последующее снятие его с государственного кадастрового учета.
10.02.2011 г. ООО «Земпроект» было повторно произведено межевание земельного участка площадью 2500 кв.м., расположенного в дер.Иконки Киреевского района (л.д.64-78).
10.03.2011 г. земельный участок площадью 2500 кв.м., разрешенное использование: для садоводства, находящийся в дер.Иконки Киреевского района, был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером №, что подтверждается кадастровым паспортом №, выданным 11.03.2011 г. (л.д.62-63а).
Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО6, являющейся инженером ООО «Земпроект», следует, что указанное лицо на основании договора, заключенного между ООО «Земпроект» и Мусаевым В.М., производило землеустроительные работы по межеванию земельного участка, поставленного в дальнейшем на кадастровый учет под КН №. Указанный земельный участок площадью 2500 кв.м. по результатам межевания находится в границах поселения дер.Иконки Киреевского района Тульской области. По своему местоположению данный земельный участок соответствует местоположению земельного участка с КН №. Незначительное расхождение границ указанных земельных участков – около 3 см. обусловлено изменением требований государственного кадастрового органа. По сути, речь идет об одном и том же земельном участке. Повторное межевание было проведено на основании постановления и.о.главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 1030 от 24.09.2008 г. «Об утверждении проект границ земельного участка для Мусаева В.М., по адресу: Киреевский район, дер.Иконки».
Показания свидетеля ФИО6 последовательны и непротиворечивы, согласуются с другими материалами дела и соответствуют требованиям ст.67 ГПК РФ, в связи с чем суд признает их достоверными, относящимися к предмету доказывания в части определения месторасположения земельного участка с КН №, его площади и его идентичности земельному участку с КН №.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО7, являющаяся специалистом Межрайонного отдела № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области, после предъявления ей землеустроительных дел в отношении земельных участков с КН № и КН №, пояснила, что фактически указанные участки являются идентичными и расположены в одних и тех же границах, а незначительнее расхождение – около 3 см. связано с изменением требований органа государственного кадастрового учета в период между проведением первоначального межевания в 2008 г. и повторного межевания в 2010 г.
Постановлением главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 209 от 16.03.2011 г. (л.д.89-90) было, в том числе отменено постановление и.о.главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 1030 от 24.09.2008 г.
Между тем, данное обстоятельство не имеет для дела какого-либо правового значения, поскольку на момент проведения ООО «Земпроект» повторного межевания 10.02.2011 г., постановление и.о.главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 1030 от 24.09.2008 г. являлось действующим, в связи с чем могло служить основанием для проведения повторных межевых работ.
Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика о несоблюдении истцом процедуры публичности, предусмотренной Порядком управления и распоряжения земельными участками на территории МО Киреевский район, утвержденным решением Собрания представителей МО Киреевский район Тульской области № 6-44 от 27.08.2009 г., поскольку указанный нормативно-правовой акт ОМС был принят и опубликован с СМИ в период уже после обращения Мусаева В.М. в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка.
Кроме того, по смыслу ст.34 ЗК РФ, а также самого Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории МО Киреевский район, обязанность по обеспечению процедуры публичности предоставления земельных участков, возложена на соответствующий орган местного самоуправления, а не лицо, желающее приобрести данный участок.
В любом случае, возможность реализации права граждан на приобретение земельных участков в собственность или в аренду, не может быть поставлена в зависимость от действий органа местного самоуправления, препятствующих принятию соответствующего решения по основаниям, не предусмотренным законом.
При таких обстоятельствах, исковые требования Мусаева В.М. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Мусаева В.М. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области в установленном законом порядке предоставить Мусаеву В.М. в собственность земельный участок площадью 2500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный в деревне Иконки Киреевского района Тульской области, без целей строительства для осуществления садоводства.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.
Судья