решение от 22.03.2011 о предоставлении земельного участка



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2011 года, г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Пахомова А.Г.,

при секретаре Петуховой Д.А.,

с участием представителя истца Яценко Д.В. – Гелла И.В.,

представителя ответчика, администрации муниципального образования Киреевский район Шиндина М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яценко Д.В. к администрации муниципального образования Киреевский район о предоставлении земельного участка,

установил:

Яценко Д.В. обратился в суд с иском к администрации м.о. Киреевский район Тульской области, в котором первоначально просил понудить ответчика предоставить ему в собственность земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м, расположенный примерно в 220 метрах по направлению на восток от ориентира по адресу: <адрес>, и понудить ответчика направить ему для заключения договор купли-продажи данного земельного участка.

В дальнейшем уточнил исковые требования, окончательно просит суд обязать администрацию м.о. Киреевский район предоставить ему в собственность для садоводства земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу: д. Иконки Киреевского района Тульской области.

В обоснование уточненных исковых требований указал, что он обратился к главе администрации м.о. Киреевский район с заявлением о выделении ему земельного участка для садоводства площадью 2500 кв.м в д. Иконки Киреевского района Тульской области. Постановлением главы администрации м.о. Киреевский район № от 24.09.2008 года был утвержден проект границ земельного участка и предложено Яценко Д.В. выполнить работы по постановке земельного участка на кадастровый учет. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет, на земельный участок выдан кадастровый паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако в письме администрации м.о. Киреевский район Тульской области от 09.02.2009 года истцу сообщили об отказе в предоставлении данного земельного участка в связи с подготовкой генерального плана муниципального образования Богучаровское, на основании ст.ст.9 и 26 Градостроительного кодекса РФ. По истечении двух лет земельный участок был снят с кадастрового учета на основании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области от 16.11.2010 года. Поскольку постановление главы администрации м.о. Киреевский район №1027 от 24.09.2008 г. не утратило силу, Яценко Д.В. повторно осуществил постановку того же земельного участка на кадастровый учет под иным кадастровым номером №. Яценко Д.В. считает, что действующее законодательство не предусматривает такого оснований для отказа в предоставлении ему земельного участка в целях осуществления садоводства не имеется, и, в соответствии со ст.ст.28 и 34 Земельного кодекса РФ, администрация м.о. Киреевский район обязана предоставить ему земельный участок в собственность.

В судебном заседании представитель истца Гелла И.В. просил удовлетворить уточненный иск по указанным в нём основаниям, пояснил, что у ответчика отсутствуют какие-либо правовые основания для отказа в предоставлении истцу земельного участка для осуществления садоводства как в 2008 году, так и в настоящее время. Яценко Д.В. обратился с соответствующим заявлением до введения в действие Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального бразования Киреевский район, утвержденного решением Собрания представителей м.о. Киреевский район Тульской области №6-44 от 27.08.2009 года. При этом, указанным Порядком, предусмотрено, что процедура публичности предоставления земельных участков обеспечивается не лицами, претендующим на их приобретение, а администрацией м.о. Киреевский район. В случае обращения гражданина с заявлением о предоставлении земли, администрация м.о. Киреевский район должна опубликовать соответствующее объявление в печатном органе – районной газете, при появлении иных претендентов должен быть устроен аукцион. При отсутствии иных претендентов, земельный участок должен быть без проведения иных публичных процедур предоставлен лицу, первоначально обратившемуся с заявлением.

Представитель ответчика администрации м.о. Киреевский район – Шиндин М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснил, что действительно письмом администрации м.о. Киреевский район Тульской области истцу было отказано в предоставлении земельного участка, ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет за счет средств Яценко Д.В. Основанием для отказа послужила подготовка генерального плана МО Богучаровское, на территории которого находится земельный участок. В установленный ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок, Яценко Д.В. не обжаловал данный отказ в судебном порядке, что лишает его возможности ссылаться на его несоответствие нормам действующего законодательства. При принятии решения по заявлению Яценко Д.В. вопросы предоставления земельных участков не были урегулированы муниципальными правовыми актами. В настоящее время на территории Киреевского района действует Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории м.о. Киреевский район, утвержденный решением Собрания представителей м.о. Киреевский район №6-44 от 27.08.2009 года. Указанным нормативным актом предусмотрена процедура публичности принятия решения о выделении земельных участков, в том числе, участков, предоставляемых для целей садоводства. В частности, лицо, желающее приобрести в собственность или в аренду земельный участок, должно обратиться с заявлением в администрацию м.о. Киреевский район Тульской области, после чего орган местного самоуправления обеспечивает соответствующую публикацию в районных СМИ. Если тот же земельный участок желает приобрести иное лицо, то должен быть проведен аукцион. Такой порядок не был соблюден. Кроме того, постановлением главы администрации МО Киреевский район Тульской области №209 от 16.03.2011 года было отменено постановление главы администрации МО Киреевский район Тульской области №1027 от 24.09.2008 года «Об утверждении проекта границ земельного участка для Яценко Д.В. по адресу: Киреевский район, д. Иконки». Проведение истцом повторного межевания и повторная постановка спорного земельного участка на кадастровый учет, осуществлены на основании отмененного постановления.

Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой её оборот допускается законами (п.3 ст.129 ГК РФ).

Приведенная норма закона определяет содержание права собственности, в том числе, в отношении такого объекта гражданско-правового оборота, как земля.

Согласно ст.260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Регулирование в сфере земельных правоотношений осуществляется Земельным кодексом РФ.

В силу ст.11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, объектом земельных правоотношений может являться сформированный земельный участок, то есть наделенный такими индивидуальными признаками, которые позволяют определить его конкретные характеристики, связанные с местоположением, границами, площадью, а также разрешенным использованием.

Как предусмотрено ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Судом установлено следующее.

22.09.2008 года Яценко Д.В. обратился в администрацию м.о. Киреевский район с заявлением, в котором просил утвердить проект границ земельного участка площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: д. Иконки Киреевского района,

предоставить ему в собственность под садоводство земельный участок площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: Тульская область, Киреевский район, д. Иконки.

22.09.2008 года проект границ данного земельного участка, выполненный ООО «Земпроект», был согласован с главой администрации м.о. Богучаровское Киреевского района, а также с начальником отдела имущественных и земельных отношений м.о. Киреевский район, 24.09.2008 г. проект был согласован с начальником сектора архитектуры, строительства и дорожного хозяйства м.о. Киреевский район, что следует из представленного проекта.

Постановлением главы администрации м.о. Киреевский район Тульской области №1027 от 24.09.2008 г. (л.д.6) данный проект границ земельного участка для Яценко Д.В. площадью 2500 кв.м. из земель населенных пунктов для садоводства, расположенного по адресу: Киреевский район, д. Иконки, был утвержден, Яценко Д.В. предложено выполнить работы по постановке земельного участка на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области.

По заказу Яценко Д.В. ООО «Земпроект», в соответствии с указанным постановлением, провело работы по межеванию земельного участка, составлено землеустроительное дело на земельный участок с кадастровым номером №

01.11.2008 года земельный участок площадью 2500 кв.м для садоводства, находящийся примерно в 180 метрах по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тульская область, Киреевский район, д. Иконки, дом 1, был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером №, что подтверждается кадастровым паспортом №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), что следует из записей № и № паспорта.

05.12.2008 года Яценко Д.В. обратился в администрацию м.о. Киреевский район с заявлением о предоставлении (выделении) ему в собственность для садоводства земельного участка, расположенного в д. Иконки Киреевского района Тульской области.

В письме администрации м.о. Киреевский район №Я-38 от 09.02.2009 года, направленного в адрес истца, сообщается, что выделить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: д. Иконки Киреевского района, не представляется возможным в связи с подготовкой генерального плана муниципального образования Богучаровское, на основании ст.ст.9 и 26 Градостроительного кодекса РФ.

Однако ни ст.9, ни ст.26 Градостроительного кодекса РФ не содержат каких-либо положений, запрещающих предоставление гражданам земельных участков или иным образом ограничивающих права граждан в этой сфере.

В ходе судебного разбирательства ответчиком были фактически приведены иные основания для отказа в предоставлении земельного участка, а именно – несоблюдение публичности, прозрачности и открытости процедуры предоставления земельного участка. В частности, представитель администрации м.о. Киреевский район ссылается на то обстоятельство, что после поступления в 2008 году заявления Яценко Д.В. не проводились такие процедуры как опубликование объявления о предоставлении земельного участка и аукцион. Такие же доводы приведены и в письменных возражениях ответчика на исковое заявление.

Таким образом, Яценко Д.В. по указанным основаниям до настоящего времени не предоставлен в собственность земельный участок для садоводства.

В силу правил ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Поскольку земельный участок, на который претендует Яценко Д.В., находится на территории муниципального образования Киреевский район, а сведения о праве собственности на данный участок отсутствуют (уведомление Киреевского отдела Управления Роснедвижимости по Тульской области от 02.09.2008 года №2418), данный земельный участок относится к землям, право собственности на которые не разграничено.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, - п.10 ст.3 закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Исходя из положений ст.28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду; предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Значит, земельные участки из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность за плату, то есть по договору купли-продажи, перечень оснований для отказа гражданину в предоставлении земельного участка в собственность является исчерпывающим.

В нарушение требований ст.56 ГПК РФ представителем ответчика не было представлено каких-либо доказательств наличия предусмотренных ст.28 Земельного кодекса РФ правовых оснований для отказа Яценко Д.В. в предоставлении земельного участка для садоводства.

Земельный кодекс РФ устанавливает различный порядок принятия решений о предоставлении земельного участка в зависимости от целевого назначения земель.

В частности, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен в ст.34 Земельного кодекса РФ, который отличается от порядка предоставления земельных участков для строительства (статьи 30-32 Земельного кодекса РФ, когда в некоторых случаев продажа земельного участка возможна только на торгах).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса.

В указанном в п.2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в п.2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п.4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п.5 настоящей статьи решения.

Яценко Д.В. в установленном законом порядке обратился в орган местного самоуправления – администрацию м.о. Киреевский район Тульской области с заявлением, в котором были определены цель использования земельного участка – для садоводства, его предполагаемые размеры – 2500 кв.м - и местоположение: д. Иконки Киреевского района, испрашиваемое право на землю – право собственности.

В дальнейшем истец обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка землеустроительных работ и обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также осуществил постановку спорного земельного участка на государственный кадастровый учет.

На момент обращения Яценко Д.В. с заявлением о предоставлении ему земельного участка, в муниципальном образовании Киреевский район не был принят какой-либо нормативный акт, устанавливающий порядок рассмотрения заявления и принятия решений по вопросам предоставления земельных участков, что следует из объяснения представителя ответчика.

Следовательно, Яценко Д.В. выполнил требования, предъявляемые ст.34 ЗК РФ к лицу, желающему приобрести земельный участок для целей, не связанных со строительством (для садоводства).

Однако администрация м.о. Киреевский район отказала истцу в предоставлении земельного участка по вышеприведенным основаниям, в связи с чем земельный участок с КН № был снят с государственного кадастрового учета на основании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области №12/10-3786 от 16.11.2010 года.

В соответствии с ч.4 ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с последующими изменениями и дополнениями), внесенные в ГКН сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со ст.22 настоящего ФЗ вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

Таким образом, отказ муниципального образования в предоставлении истцу сформированного земельного участка повлек за собой последующее снятие его с государственного кадастрового учета.

25.02.2011 года ООО «Земпроект» было повторно произведено межевание земельного участка по заказу Яценко Д.В., и 10.03.2011 года земельный участок площадью 2500 кв.м., разрешенное использование: для садоводства, находящийся в д. Иконки Киреевского района Тульской области, был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером №, что подтверждается кадастровым паспортом №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Из показаний в судебном заседании свидетеля ФИО5, работающей инженером-землеустроителем ООО «Земпроект», следует, что указанное лицо на основании договора, заключенного между ООО «Земпроект» и Яценко Д.В., производило землеустроительные работы по межеванию земельного участка, поставленного в дальнейшем на кадастровый учет под КН №. Указанный земельный участок площадью 2500 кв.м. по результатам межевания находится в границах поселения д. Иконки Киреевского района Тульской области. По своему местоположению данный земельный участок соответствует местоположению земельного участка с КН №. Незначительное расхождение координат границ указанных земельных участков обусловлено изменением требований государственного кадастрового органа об увеличении точности измерений. Речь идет об одном и том же земельном участке.

Показания свидетеля ФИО5 последовательны и непротиворечивы, согласуются с другими материалами дела и соответствуют требованиям ст.67 ГПК РФ, в связи с чем суд признает их достоверными, относящимися к предмету доказывания в части определения месторасположения земельного участка с КН №, его площади и его идентичности земельному участку с КН №.

Постановлением главы администрации м.о. Киреевский район №209 от 16.03.2011 года было, в том числе, отменено постановление главы администрации м.о. Киреевский район №1027 от 24.09.2008 года.

Данное обстоятельство не имеет для дела какого-либо правового значения, поскольку на момент проведения ООО «Земпроект» повторного межевания 10.02.2011 года постановление главы администрации м.о. Киреевский район №1027 от 24.09.2008 года являлось действующим, в связи с чем, могло служить основанием для проведения повторных межевых работ.

Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика о несоблюдении истцом процедуры публичности, предусмотренной Порядком управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Киреевский район, утвержденным решением Собрания представителей м.о. Киреевский район №6-44 от 27.08.2009 года, поскольку указанный нормативно-правовой акт был принят и опубликован в СМИ после обращения Яценко Д.В. в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка.

Кроме того, по смыслу ст.34 ЗК РФ, а также самого Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Киреевский район, обязанность по обеспечению процедуры публичности предоставления земельных участков, возложена на соответствующий орган местного самоуправления, а не лицо, желающее приобрести данный участок.

В любом случае, возможность реализации права граждан на приобретение земельных участков в собственность или в аренду, не может быть поставлена в зависимость от действий органа местного самоуправления, препятствующих принятию соответствующего решения по основаниям, не предусмотренным законом.

Как указывалось выше, исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка установлен в ст.28 Земельного кодекса РФ. В данном перечне отсутствует такое основание, как несоблюдение порядка предоставления земельного участка (процедуры принятия решения по данному вопросу).

Кроме того, установленная в п.9.1 Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории м.о. Киреевский район обязательность «предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на торгах (конкурсах, аукционах) прямо противоречит положениям Земельного кодекса РФ, которым предусмотрены случаи продажи земельных участков даже в целях строительства без проведения подобных процедур (например, в подпункте 5 пункта 1 ст.24, пункте 2.1 ст.30 и пункте 27 ст.38.1 настоящего Кодекса).

Возражения ответчика относительно пропуска истцом срока давности в данном случае нельзя признать обоснованными, поскольку заявлено не требование об оспаривании решения (действия в виде письма) органа местного самоуправления или должностного лица, а требование о возложении обязанности по предоставлению земельного участка, срок исковой давности по которому является общим и равен 3 годам.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Яценко Д.В.

Таким образом, требование истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Яценко Д.В. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район предоставить Яценко Д.В. земельный участок для садоводства площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу: д. Иконки Киреевского района Тульской области, в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления данного решения в окончательной форме.

Председательствующий