решение от 04.05.2011 о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2011 годаг. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Лазукиной Т.А.,

c участием истца Седенкова Д.Д.,

третьего лица – Зверевой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-261/11 по иску Седенкова Седенкова Д.Д. к МрИ №7 ФНС РФ по Тульской области, администрации м.о. Киреевский район Тульской области, Звереву Звереву В.В., Зверевой Зверевой И.Н., Звереву Звереву А.В., Зверевой Зверевой О.В. о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,

установил:

Седенков Д.Д. обратился в суд с иском к МрИ №7 ФНС РФ по Тульской области о признании права собственности на земельный участок, площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, - в порядке наследования по закону после смерти отца – Седенкова Д.Е.

В обоснование своих требований истец указал, что его отец умер ДД.ММ.ГГГГ. Спорный участок принадлежал Седенкову Д.Е. на праве собственности.

Он (истец) является единственным наследником Седенкова Д.Е. по закону, к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратился, однако фактически принял наследство, проживая совместно с отцом на день его смерти, пользуясь земельный участком, передав его во владение Зверевой З.Н. Последняя является владельцем ? доли в праве собственности на жилой дом, расположенный на спорном земельном участке. Данная доля приобретена ею на основании договора мены, заключенного с Седенковым Д.Е. и нотариально удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии он (истец) намерен заключить с ней договор купли-продажи и земельного участка.

Истец Седенков Д.Д. в судебном заседании свои требования поддержал по изложенным выше основаниям, дополнительно указав, что Седенков Д.Е. на день смерти фактически проживал с ним и его семьей в <адрес>, сразу после смерти отца он (истец) пользовался вещами отца.

Третье лицо Зверева З.Н. в суде исковые требования Седенкова Д.Д. поддержала, подтвердив обстоятельства, на которые тот сослался в обоснование иска. Кроме того, она пояснил, что квартира, расположенная в другой части дома по адресу: <адрес>, пер.<адрес> <адрес>, - принадлежит семье ее сына Зверева В.В., который там и проживает. Желая оформить права на жилой дом, она столкнулась с тем, что земельный участок под домом до настоящего времени оформлен на умершего Седенкова Д.Е.

Ответчики – администрация м.о. Киреевский район, МрИ ФНС №7 по Тульской области – своих представителей в суд не направили, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены.

МрИ ФНС №7 по Тульской области в своем письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Администрация м.о. Киреевский район о причинах неявки представителя в суд не сообщила. Ранее представитель названного ответчика доверенности Шиндин М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, полагая, что спорный земельный участок расположен под жилым домом, потому по праву следования принадлежит настоящим владельцам этого жилого дома.

Ответчики, привлеченные к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ, - Зверев В.В., Зверева И.Н., Зверев А.В., Зверева О.В. – в суд не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались, согласно поступившему от них в суд факсимильному сообщению, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Седенков Д.Е. умер ДД.ММ.ГГГГ. Постоянно и по день смерти он проживал в <адрес> совместно с Седенковым Д.Д. (сын), Седенковой Л.В., Седенковым Д.Д., Бочаровой Е.Д.

Никто из наследников Седенкова Д.Е. к нотариусу с заявлением о принятии наследства (выдаче свидетельства о праве на наследство) не обратился.

Установленные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти Седенкова Д.Е. (л.д. 10), сообщениями нотариусов Киреевского нотариального округа об отсутствии наследственных дел к имуществу Седенкова Д.Е. (л.д. 49, 51), иными документами, имеющимися в деле, объяснениями истца, третьего лица, доказательств обратному не представлено.

Ст. 527 ГК РСФСР, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.

Доказательств тому, что Седенков Д.Е. при жизни распорядился своим имущество на случай смерти путем оформления завещания, суду не представлено. Следовательно, разрешая спорные правоотношения, суд применяет положения ст. ст.532, 530, 531, 547 ГК РСФСР, действовавшего на момент открытия наследства, определяемый ст. 528 ГК РСФСР днем смерти наследодателя.

Согласно ст. 532 ГК РСФСР, при наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь - дети, супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

Из приведенных правовых норм и установленных судом обстоятельств следует, что Седенков Д.Д. является наследником Седенкова Д.Е. по закону первой очереди.

Как устанавливалось ст. 546 ГК РСФСР, для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства. Как установлено судом, истец в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти супруга, получив свидетельство о праве на наследство по закону.

Как пояснил истец, он, проживая с отцом, пользуясь его вещами и распоряжаясь принадлежащим ему земельным участком, фактически вступил во владение наследственным имуществом, причем данные действия совершены им в пределах установленного законом шестимесячного срока. Факт совершения им указанных действий подтверждается также:

справкой администрации м.о.г.Липки Киреевского района Тульской области от 31.03.2011 года о составе семьи Седенкова Д.Е. на день его смерти;

объяснениями третьего лица Зверевой З.Н., пояснившей, что она использует спорный участок с разрешения истца;

показаниями свидетелей Седенковой Л.В. и Бочаровой Е.Д., соответственно, жены и дочери истца, подтвердивших, что Седенков Д.Д. проживал с отцом на день его смерти, после смерти отца истец пользовался вещами, которые ему принадлежали. Оснований не доверять показаниям названных свидетелей у суда не имеется, они никем не оспорены, не противоречат объяснениям истца, третьего лица, подтверждаются материалами дела, в связи с чем являются достоверными доказательствами по делу

Таким образом, на основании изложенного, с учетом приведенных выше положений ст.527, 528, 530, 531, 532, 546, 547 ГК РСФСР суд приходит к выводу, что в данном случае имело место наследование по закону и Седенков Д.Д. является наследником, принявшим наследство после смерти Седенкова Д.Е. В условиях отсутствия доказательств наличия у умершего иных наследников, принявших наследство и обладающих правом наследования, суд полагает, что истец является единственным таким наследником Седенкова Д.Е.

Определяя состав наследственного имущества, суд исходит из следующего.

Согласно п.2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследственного имущества входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ранее действовавшим законодательством понятие наследственного имущества определено не было).

Суду представлены свидетельство на право собственности на землю, выданное на основании постановления от 16.10.1992 года №155 главы администрации Липковского горсовета, соответствующая выписка из государственного кадастра недвижимости от 23.12.2010 года, согласно которым Седенкову Д.Е. на праве собственности принадлежал земельный участок, площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, пер.<адрес> <адрес>. Земельный участок состоит на кадастровом учете, как участок, границы которого в установленном законом порядке не определены, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, относящийся к землям населенных пунктов, кадастровый номер №. Данные документы сторонами не оспариваются. Доказательств тому, что указанное выше постановление местного органа власти отменено, а равно, тому, что право собственности Седенкова Д.Е. на землю прекращено по иным основаниям, не представлено.

Изложенное приводит суд к выводу, что спорный земельный участок подлежит включению в наследственную массу после смерти Седенкова Д.Е.

Следуя изложенным выше выводам относительно наследственных прав истца, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания за ним права собственности на принадлежавший Седенкову Д.Е земельный участок.

Позиция представителя администрации м.о. Киреевский район, высказанная в суде, основана на неверном толковании законодательства, а именно: положений ст.ст. 1, 25 ЗК РФ, ст. 271 ГК РФ.

Действительно, из материалов дела (договор мены от ДД.ММ.ГГГГ года – л.д.14, регистрационного удостоверения и свидетельства о регистрации права собственности –л.д. 32, сообщение ФГУП «РТИ - Федеральное БТИ» от 10.03.2010 года – л.д. 52), явствует, что жилой дом, расположенный по указанному выше адресу, значится находящимся в долевой собственности Зверевой З.Н. и Липковского ККП Липковского УЖКХ ПО «Тулауголь», причем Зверевой З.Н. доля в праве на жилой дом приобретена на основании возмездной сделки (указанного выше договора мены, заключенного с Седенковым Д.Е.).

В соответствии с п.2 ст.35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п.3 ст.33 настоящего Кодекса (в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией).

В названный договор мены сведений о спорном участке, как участке, необходимом для использования жилого дома, условиях пользования таким участком покупателем, не включено.

Из поименованного свидетельства о праве собственности, выписки из кадастра, следует, что участок предоставлялся и предназначен не для индивидуального жилищного строительства (эксплуатации жилого дома), а для ведения личного подсобного хозяйства.

Кроме того, по смыслу закона, земельный участок, как объект гражданских прав, это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК РФ). Территориальные границы земельного участка как объекта права собственности определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству (п. 1 ст. 261 ГК РФ). Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ).

В настоящее время единственным документом, содержащим признаки объекта недвижимого имущества, является его кадастровый паспорт, выполненный в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Из материалов дела следует, что до настоящего времени границы спорного земельного участка на местности не определялись (межевые работы не проводились).

При таких обстоятельствах, с учетом того, что никем из владельцев жилого дома права на часть участка, необходимого для использования строений, долю в праве на участок, не заявлено, утверждать о том, что земельный участок Седенкова Д.Е. находится под жилым домом, необходим для его использования, возможным не представляется.

Удовлетворение иска при предложенных истцом предмете и основаниях не в коей мере не нарушает чьих - либо земельных (иных имущественных) прав.

Таким образом, проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Седенкова Седенкова Д.Д. удовлетворить.

Признать за Седенковым Седенковым Д.Д. право собственности на земельный участок, площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, пер.<адрес>, <адрес>, - относящийся к землям населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер №, в порядке наследования по закону после смерти Седенкова Седенкова Д.Е., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий -