РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2011 годаг. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Лазукиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-295/11 по иску Белошейкина Белошейкина В.Н. к МРИ ФНС России №7 по Тульской области, Белошейкиной Белошейкиной В.Н., Холоповой Холоповой Т.В., администрации муниципального образования пос.Бородинский Киреевского района Тульской области об установлении фактов, определении долей в праве собственности на квартиру, признании права собственности в порядке наследования,
установил:
первоначально Белошейкин В.Н. обратился в суд с иском к МРИ ФНС России №7 по Тульской области, Белошейкиной В.Н., Холоповой Т.В., просил: установить, что Белошейкина И.А. и Лепехина И.А. являются одним и тем же лицом, установить факт принятия им наследства после смерти Белошейкиной И.А., определить доли в праве общей совместной собственности на <адрес> микрорайоне <адрес> <адрес>, признав за ним, Белошейкиной В.Н., Холоповой (до брака Белошейкиной) Т.В. и Белошейкиной И.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, - по 1/4 доле за каждым, признать за ним право собственности в порядке наследования по закону после смерти Белошейкиной И.А. 1/4 долю в праве собственности на указанную квартиру.
В обоснование своих требований Белошейкин В.Н. указал, что он, его мать Белошейкина И.А., жена Белошейкина В.Н. и дочь Холопова (Белошейкина) Т.В. приобрели спорную квартиру в порядке приватизации ДД.ММ.ГГГГ в совместную собственность. До приватизации все они совместно пользовались квартирой, в равной мере несли права и обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения, а впоследствии осуществляли полномочия собственников жилого помещения. Каких-либо соглашений, ограничивающих права кого-либо из собственников, между ними не заключалось.
Белошейкина И.А. постоянно по день своей смерти проживала с Истратовой Н.В. (внучка) Истратовым А.А. (правнук) по адресу: <адрес>. Завещания при жизни не оформляла. Белошейкин В.Н. является ее единственным наследником по закону, наследственные права на имущество, оставшееся после смерти матери, не оформил, но фактически принял наследство, проживая в спорной квартире по вышеуказанному адресу, оплачивая все коммунальные услуги, поддерживая квартиру в надлежащем техническом состоянии.
При сборе документов для приобретения наследства после смерти матери Белошейкиной И.А. выяснилось, что в свидетельстве о рождении Белошейкина В.Н. указана девичья фамилия матери – «Лепехина», тогда как по заключении брака в ДД.ММ.ГГГГ году с его отцом она взяла фамилию мужа – «Белошейкина».
В ходе производства по делу, истец, пользуясь положением ст.39 ГПК РФ, изменил свои требования: в уточненном заявлении от 17.03.2011 года вместо ранее заявленного требования об установлении факта тождества лица, просил установить факт родственных отношений между ним и Лепехиной И.А., как между сыном и матерью; установить факт принятия им, Белошейкиным В.Н. наследства после смерти матери Лепехиной И.А. В остальной части исковые требования и их основания оставил прежними.
В судебное заседание стороны, в том числе, привлеченная в качестве ответчика в порядке ст. 43 ГПК РФ, Истратова Н.В., Истратов А.А., не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены, представлены заявления с просьбами о рассмотрении дела в их отсутствие. В своих указанные ответчики и третьи лица заявлениях выразили согласие с заявленными требованиями.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что <адрес> на основании договора передачи №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Г.М.П. «Возрождение-1», передана в порядке приватизации в совместную собственность Белошейкину В.Н., Белошейкиной В.Н., Белошейкиной Т.В., Белошейкиной И.А.
ДД.ММ.ГГГГ Белошейкина И.А. умерла. Постоянно по день своей смерти она проживала в <адрес> <адрес> с внучкой Истратовой Н.В. и правнуком Истратовым А.А. Никто из наследников умершей к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался, наследственного дела к ее имуществу не заведено.
Согласно свидетельству о рождении Белошейкина В.Н. № № (выдано <данные изъяты> сельским <данные изъяты> Тульской области ДД.ММ.ГГГГ), родители при регистрации соответствующего акта гражданского состояния были указаны: Белошейкин Николай Григорьевич и Лепехина Ираида Андреевна.
Согласно повторному свидетельству о заключении брака № №, выданному <данные изъяты> сельским <данные изъяты> Тульской области, - Лепехина Ираида Андреевна ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с Белошейкиным Николаем Григорьевичем. После заключения указанного брака Лепехиной Ираиде Андреевне присвоена фамилия мужа – «Белошейкина».
Установленные обстоятельства, помимо вышеназванных документов, подтверждаются свидетельством о регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской из технического паспорта на указанную квартиру, выданную ДД.ММ.ГГГГ Киреевским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Доказательств обратному суду не представлено.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, прежде, суд полагает необходимым разрешить требования истца об установлении факта родственных отношений.
В соответствии с ч.2 ст. 264, ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит изменение, возникновение или прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе, факты принятия наследства и родственных отношений, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Анализ данных о родителях истца, имеющихся в его свидетельстве о рождении, в сопоставлении с данными о брачующихся, указанных в свидетельстве о браке Лепехиной И.А. и Белошейкина Н.Г., свидетельстве о смерти Белошейкиной И.А., позволяет утверждать, что в свидетельстве о рождении истца допущена ошибка в указании фамилии матери: указана «Лепехина» вместо «Белошейкина», - между тем, Лепехина И.А., указанная в его свидетельстве о рождении, является его матерью (согласно свидетельству о смерти – Белошейкиной И.А.).
Факт родственных отношений между Лепехиной И.А., указанной в свидетельстве о рождении, и истцом, как между матерью и сыном, подтвердила в суде свидетель Веретюхина Л.А., родная сестра Белошейкиной И.А. Данный свидетель пояснила, что Лепехина – это девичья фамилия матери истца, в свидетельстве о рождении она указана ошибочно. Показания данного свидетеля логичны, последовательны, сомнений в их достоверности у суда не возникает, потому суд придает им доказательственное значение.
На основании изложенного, учитывая, что установление фактов родственных отношений с матерью имеет для истца юридическое значение, однако у суда имеются все основания полагать, что в ином порядке надлежащие документы получены быть не могут, суд полагает возможным установить факт того, что Лепехина И.А., указанная в свидетельстве о рождении истца, является его матерью, умершей, согласно свидетельству о смерти, выданному на имя Белошейкиной И.А., ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования истца об определении долей в праве собственности на квартиру, суд исходит из следующего.
В силу ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
В соответствии с п.2 ст.254 ГК РФ при разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-I граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст.3.1 данного Закона в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
С учетом приведенных выше норм права, принимая во внимание, что оснований для отступления от установленного законом принципа равенства долей участников общей собственности применительно к рассматриваемому случаю не установлено и соглашением между сособственниками иного не предусмотрено, суд полагает возможным изменить режим общей собственности на <адрес>, установить долевую собственность на указанный объект. При этом доли сособственников – Белошейкина В.Н., Белошейкиной В.Н., Белошейкиной (ныне Холоповой) Т.В., умершей Белошейкиной И.А., - суд определяет в размере по ?.
Разрешая требования истца в остальной части, суд исходит из следующего.
Согласно п.2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Ст. 527 ГК РСФСР, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.
Доказательств тому, что Белошейкина И.А. при жизни распорядилась своим имущество на случай смерти путем оформления завещания, суду не представлено. Следовательно, разрешая спорные правоотношения, суд применяет положения ст. ст.532, 530, 531, 547 ГК РСФСР, действовавшего на момент открытия наследства, определяемый ст. 528 ГК РСФСР днем смерти наследодателя.
Согласно ст. 532 ГК РСФСР, при наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь - дети, супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Как устанавливалось ст. 546 ГК РСФСР, для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (ст. 557 ГК РСФСР), поэтому отсутствие свидетельства не влечет за собой утрату наследственных прав, если наследство было принято в срок, установленный ст. 546 ГК РСФСР.
Под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства (ст. 546 ГК РСФСР), следует иметь в виду любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что Белошейкин В.Н., являясь сыном Белошейкиной И.А., о своих наследственных правах в нотариальном порядке не заявил. Обратившись в суд с настоящим иском, Белошейкин Н.В. указал, что фактически после смерти матери пользовался спорной квартирой, нес расходы по содержанию жилья. Факт совершения им таких действий подтверждается:
справками №007108, №004704, выданными ООО «АлюрСтрой» 01.12.2010 года и 14.04.2010 года, согласно которым он проживает в спорной квартире по постоянному месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ года,
показаниями свидетеля Веретюхиной Л.А., оценка которым дана выше, подтвердившей в суде, что истец постоянно пользовался приватизированной квартирой.
Изложенное дает суду достаточно оснований для удовлетворения в порядке приведенных выше ст. 264, 265 ГПК РФ требований истца об установлении факта принятия наследства..
Учитывая отсутствие доказательств состоявшегося принятия наследства со стороны иных лиц, исходя из приведенных выше правовых норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в данном случае имело место наследование по закону и Белошейкин В.Н. является единственным наследником Белошейкиной (Лепехиной) И.А., принявшим наследство и обладающим правом наследования.
Определяя состав наследственного имущества, подлежащего наследованию в рассматриваемом случае, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследственного имущества входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ранее действовавшим законодательством понятие наследственного имущества определено не было).
Из установленных обстоятельств и приведенных норм права следует, что после смерти Белошейкиной И.А. осталось наследство в виде 1/4 доли в праве на спорную квартиру. Препятствий ко включению данного имущества в наследственную массу не имеется.
С учетом изложенных выше выводов относительно наследственных прав истца суд полагает возможным признать за ним право собственности на указанное имущество в порядке наследования по закону после смерти Белошейкиной И.А., тем самым, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Белошейкина Белошейкина В.Н. – удовлетворить.
Определить доли Белошейкиной Белошейкиной И.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ года, Белошейкина Белошейкина В.Н., Белошейкиной Белошейкиной В.Н. ФИО23 и Холоповой Холоповой Т.В. в праве общей совместной собственности на <адрес> микрорайона <адрес> <адрес> - в размере по 1/4 доле у каждого.
Установить, что Белошейкин Белошейкин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Лепехиной Лепехиной И.А. (согласно свидетельству о рождении серии №, выданному <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), умершей ДД.ММ.ГГГГ (согласно свидетельству о смерти сер. № №, выданному ДД.ММ.ГГГГ <адрес> поселковой администрацией м.о. «Киреевский район» на имя Белошейкиной Белошейкиной И.А.).
Установить факт принятия Белошейкиным Белошейкиным В.Н. наследства после смерти матери, Белошейкиной (Лепехиной) Белошейкиной ( Лепехиной ) И.А,, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Белошейкиным Белошейкиным В.Н. ? долю в праве собственности на <адрес> микрорайона <адрес> <адрес> в порядке наследования по закону после смерти Белошейкиной (Лепехиной) Белошейкиной ( Лепехиной ) И.А. ФИО32, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий -