решение от 18.04.2011 о включении отдельных периодов работы и службы в вооруженных силах в специальный трудовой стаж



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2011 годагород Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

при секретаре Синяевой И.А.,

с участием истца Каченюка С.С., а также представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области – Виноградовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каченюка С.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области о включении отдельных периодов работы и службы в вооруженных силах в специальный трудовой стаж, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и ее назначении,

у с т а н о в и л:

Каченюк С.С. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области, в котором первоначально просил признать его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать ответчика вынести решение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в суд. Также просил взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Определением суда от 21.04.2011 г. производство по делу в части исковых требований Каченюка С.С. о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей было прекращено в связи с отказом истца от иска.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 28.01.2010 г. он обратился в УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области по вопросу досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением УПФ от 02.02.2011 г. ему было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием такого права. Так при расчете специального трудового стажа на период 31.12.2000 г., дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, его стаж, по мнению специалистов Пенсионного фонда, составил 16 лет 3 месяца 15 дней, тогда как для назначения пенсии требуется специальный стаж 16 лет и 8 месяцев. В специальный стаж не были засчитаны периоды его службы в армии с 21.11.1978 г. по 29.11.1980 г., а также период работы с 27.08.1985 г. по 01.09.1986 г. в должности концертмейстера-аккомпаниатора в районном Доме культуры им.Горького, при котором он одновременно являлся руководителем детского ансамбля народных инструментов. Указанная работа не имеет функциональных отличий от работы педагога дополнительного образования. Полагает, что отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным.

В судебном заседании истец Каченюк С.С. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, приведенным в иске.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области по доверенности – Виноградова Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что спорные периоды не могут быть включены в специальный трудовой стаж, дающий истцу право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с чем он не приобрел данное право.

Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле определением судьи, – администрации МО Киреевский район Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения истца, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Каченюк С.С. начал трудовую деятельность в 1977 г.

Из трудовой книжки истца усматривается, что в различные периоды своей трудовой деятельности он работал на следующих должностях:

-с 01.08.1977 г. по 17.11.1978 г. работал в Болоховской музыкальной школе на должности преподавателя по баяну;

-17.11.1978 г. был уволен с работы в связи с призывом в ряды Советской Армии;

-05.01.1981 г. был повторно принят на работу в Болоховскую музыкальную школу на должность преподавателя по баяну;

- с 01.09.1981 г. по 28.06.1985 г. учился на дневном отделении культурно-просветительного факультета Московского института культуры;

-с 27.08.1985 г. по 01.09.1986 г. работал в районном ДК на должности концертмейстера-аккомпаниатора, уволен по переводу;

-01.09.1986 г. принят по переводу на работу в Болоховскую вечернюю музыкальную школу по классу баяна, где работает до настоящего времени (МОУ дополнительного образования детей «Болоховская детская музыкальная школа» администрации МО Киреевский район).

Из справки военного комиссариата Тульской области усматривается, что Каченюк С.С. проходил действительную военную службу в период с 21.11.1978 г. по 29.11.1980 г. в рядах вооруженных сил.

Как следует из выписки из протокола об отказе в установлении пенсии № от 02.02.2011 г., Каченюк С.С. обратился 28.01.2001 г. в УПФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При исчислении специального трудового стажа к зачету не были приняты следующие периоды:

- с 17.11.1978 г. по 05.01.1981 г. – период прохождения военной службы.

-с 01.09.1981 г. по 28.06.1985 г. – период обучения на дневном отделении культурно-просветительного факультета Московского института культуры;

-с 27.08.1985 г. по 01.09.1986 г. – период работы в районном ДК на должности концертмейстера-аккомпаниатора.

-с 01.01.2001 г. по 28.01.2011 г. – в связи с несоблюдением условий Правил исчисления специального стажа;

По представленным документам Каченюку С.С. на 31.12.2000 г. был установлен специальный стаж 16 лет 3 месяца 15 дней, в связи с чем, по мнению Пенсионного фонда, условие о наличии на 01.01.2001 г. специального трудового стажа 16 лет 8 месяцев истцом не соблюдено.

Решением УПФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области № 25 от 02.02.2011 г. Каченюку С.С. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального трудового стажа, дающего право на назначение соответствующих пенсионных выплат.

Проверяя законность и обоснованность данного отказа, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подп.19 п.1 ст.27 данного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу п.2 ст.27 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подп.19-21 п.1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Как ранее установлено, Каченюк С.С. проходил службу в рядах Советской Армии с 21.11.1978 г. по 29.11.1980 г., период службы составил 2 года 9 дней.

Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В период, когда истец Каченюк С.С. служил в армии с 21.11.1978 г. по 29.11.1980 г., действовало утвержденное Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Таким образом, действовавшее на момент службы Каченюка С.С. в вооруженных силах правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения истцом службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983 г.) и вышеприведенное Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Как предусмотрено п.4 данного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения Каченюка С.С. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, при этом период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01.01.2002 г., т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, указанный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В то же время, при оценке доводов истца о включении в специальный стаж периода его работы концертмейстером-аккомпаниатором в РДК им.Горького с 27.08.1985 по 01.09.1986 г., в который он одновременно являлся руководителем детского ансамбля народных инструментов, суд приходит к следующему.

Закрепляя в ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

При этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Исходя из этого, законодатель выделил в особую категорию лиц, чья педагогическая деятельность протекала на протяжении длительного периода в учреждениях для детей, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.

На основании п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 01.01.2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Тем же Постановлением Правительства РФ утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Истец Каченюк С.С. приведенным условиям соответствует, поскольку с учетом периода службы в вооруженных силах, его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составил 18 лет 3 месяца 24 дня.

В то же время, истец отождествляет занимаемую им в период с 27.08.1985 г. по 01.09.1986 г. должность руководителя детского ансамбля народных инструментов, с должностью руководителя кружка, и полагает, что данная должность не имеет функциональных отличий от должности педагога дополнительного образования, указанной в приведенном Списке.

Как следует из справки Отдела культуры и кинофикации администрации МО Киреевский район Тульской области, истец в период работы в должности концертмейстера-аккомпаниатора в РДК им.Горького с 27.08.1985 г. по 01.09.1986 г. руководил детским ансамблем народных инструментов.

Между тем, из трудовой книжки Каченюка С.С. указанное совмещение трудовых функций не усматривается.

В соответствии со справкой Отдела культуры и кинофикации администрации МО Киреевский район Тульской области № 72, штатные расписания РДК им.Горького за период с 01.01.1985 г. по 31.12.1986 г. не сохранились, в связи с чем достоверно установить наличие в штате должности руководителя детского ансамбля народных инструментов не представляется возможным.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности «концертмейстер-аккомпаниатор», либо «руководитель ансамбля детских инструментов» или «руководитель кружка».

Приказом Министра образования РФ от 25.01.1993 г. № 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, а позднее – в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Изложенное свидетельствует о том, что в данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, а вопрос о тождественности выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности.

Между тем, судом не установлено, а истцом в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств тождества выполняемых им в период с 27.08.1985 г по 01.09.1986 г. трудовых функций на должности концертмейстера-аккомпаниатора в РДК им.Горького, с трудовыми функциями по должностям, период работы на которых подлежит включению в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в связи с чем указанный период не подлежит включению в специальный стаж.

Тем не менее, учитывая, что период прохождения истцом Каченюком С.С. службы в армии подлежит включению в специальный трудовой стаж, на момент обращения истца в пенсионный орган, специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на 01.01.2001 г. составил более 16 лет 8 месяцев, в связи с чем Каченюк С.С. приобрел право на назначение соответствующих пенсионных выплат.

По приведенным мотивам, исковые требования Каченюка С.С. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Каченюка С.С. удовлетворить.

Признать за Каченюком С.С. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Судья