РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2011 года, г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Пахомова А.Г.,
при секретаре Петуховой Д.А.,
с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Крицыной Л.Н.,
представителя ответчика, ООО «Коммунальные ресурсы КР», Фетисовой Е.В., представителя третьего лица, администрации муниципального образования Киреевский район, – Амочкиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Киреевского межрайонного прокурора в интересах населения муниципального образования Киреевский район к ООО «Коммунальные ресурсы КР» о возложении обязанностей,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор в интересах населения муниципального образования Киреевский район обратился с иском, в котором просит обязать ООО «Коммунальные ресурсы КР» до 01.05.2011 года произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям Киреевского района, исключив начисления по инвестиционной надбавке за период с февраля по май 2010 года включительно и направить в адрес ООО «Партнер», МУП «РКЦ», ООО «Управляющая компания поселок Бородинский», ООО «Управляющая компания «КомСервис» сообщение о необходимости такого перерасчета.
В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в результате проведенной проверки установлено нарушение порядка установления инвестиционной надбавки к тарифу на услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, оказываемые ООО «Коммунальные ресурсы КР», которая была необоснованно применена для начисления оплаты услуг населением Киреевского района в период с февраля по май 2010 года.
В судебном заседании прокурор Крицына Л.Н. просила удовлетворить иск по изложенным в нём основаниям, пояснила, что иск заявлен прокурором в связи с нарушением прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Киреевского района Тульской области, являющихся потребителями коммунальных услуг.
Представитель ответчика, ООО «Коммунальные ресурсы КР», Фетисова Е.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что утверждение инвестиционной надбавки произведено в соответствии с установленным порядком.
Представитель третьего лица, администрации муниципального образования Киреевский район, – Амочкина О.Н. в судебном заседании заявление прокурора просила удовлетворить.
Третьи лица, ООО «Партнер», МУП «Расчетно-кассовый центр», ООО «Управляющая компания поселок Бородинский», ООО «Управляющая компания «КомСервис», ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», представителей в судебное заседание не направили.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания, постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ст.307 ГК РФ, обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в данном кодексе.
Из договора от 01.08.2009 года между ООО «КомСервис» и ООО «Коммунальные ресурсы КР» следует, что ООО «Коммунальные ресурсы КР» обязано поставлять тепловую энергию ООО «КомСервис», а последнее оказывать услуги по отоплению помещений в многоквартирных домах. Аналогичный договор заключен 01.05.2010 года между ООО «Управляющая компания поселок Бородинский» и ООО «Коммунальные ресурсы КР», ООО «Коммунальные ресурсы КР».
На основании договора от 01.01.2010 года между ООО «Партнер» и ООО «Коммунальные ресурсы КР», ООО «Партнер» по поручению ООО «Коммунальные ресурсы КР» осуществляет начисление и прием платы за коммунальные услуги, в том числе, за отопление, горячую воду, от собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах. Такой же договор заключен 24.11.2010 года между МУП «Расчетно-кассовый центр» и ООО «Коммунальные ресурсы КР».
В силу особой социальной значимости оказываемых населению коммунальных услуг, цены и тарифы на такие услуги регулируются государством.
В частности, согласно ст.6 закона от 14.04.1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (его нормы действовали до 2011 года), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию; органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Федеральный закон от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее, - базовый Закон) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Значит, ООО «Коммунальные ресурсы КР», как организация, выполняющая услуги, связанные с поставкой тепловой энергии, используемой для отопления жилых помещений в многоквартирных домах на территории Киреевского района Тульской области, обязана при оплате оказываемых услуг соблюдать установленный государством порядок регулирования цен (тарифов).
Решением собрания представителей м.о. Киреевский район от 31.03.2008 года №40-287 принята Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Киреевский район на 2009-2014 годы.
На основании данной Программы, в соответствии с техническим заданием главы администрации м.о. Киреевский район, был разработан проект Инвестиционной программы ООО «Коммунальные ресурсы КР», которой, в частности, предполагалось в 2009 году построить модульную котельную в микрорайоне УПП ВОС г. Болохово с суммой инвестиций 15500000руб., что соответствует порядку разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, установления надбавок для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов на подключение организаций коммунального комплекса, определенному в ст.11 базового Закона.
Однако, ответчиком не представлено доказательств выполнения требований п. 10 ст.11 базового Закона, устанавливающему, что при вынесении органом регулирования муниципального образования решения о доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган регулирования с учетом предложений по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета направляет проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и предоставленные этой организацией коммунального комплекса расчеты на заключение в орган регулирования субъекта Российской Федерации, после чего - в представительный орган муниципального образования.
Постановлением администрации Тульской области от 07.02.2006 года №65 признано утратившим силу Положение о региональной энергетической комиссии Тульской области, в соответствии с которым, органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен) являлась данная комиссия, и утверждено Положение о департаменте Тульской области по тарифам, который и стал органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен).
Согласно сообщению департамента Тульской области по тарифам от 26.04.2011 года №19-01-13/385, инвестиционная программа ООО «Коммунальные ресурсы КР» данным органом не рассматривалась, заключение на неё не выдавалось.
Решением собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 17.12.2008 года №53-374А утверждена инвестиционная надбавка к тарифу на услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на 2009 год, предоставляемые ООО «Коммунальные ресурсы КР», в размере 71,44руб. (п.1 решения). В случае невыполнения инвестиционного соглашения главы администрации м.о. Киреевский район с ООО «Коммунальные ресурсы КР» по срокам и суммам инвестиций, последнее должно произвести перерасчет платежей за коммунальные услуги в части исключения из тарифа на услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на 2009 год инвестиционной надбавки – п.2.4 решения.
Решением собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.02.2010 года №14-107 утверждена инвестиционная надбавка к тарифу на услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставляемые ООО «Коммунальные ресурсы КР», с 01.02.2010 года в размере 71,44руб. за 1 Гкал (п.1 решения).
В письме от 27.02.2010 года №311 ООО «Коммунальные ресурсы КР» просит ООО «Партнер» производить начисление платы за коммунальные услуги (тепловую энергию) с 01.02.2010 года по новым тарифам, которые увеличились, в связи с утверждением указанной выше инвестиционной надбавки.
Решением собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 16.06.2010 года №19-137 удовлетворен протест Киреевского межрайонного прокурора, решение собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.02.2010 года №14-107 отменено.
В письме от 02.07.2010 года №1251 ООО «Коммунальные ресурсы КР» просит ООО «Партнер» производить начисление платы за коммунальные услуги (тепловую энергию) с 01.06.2010 года произвести перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение населению городов Киреевска, Липки, Болохово, поселков Октябрьский и Бородинский, в связи с отменой инвестиционной надбавки к тарифу.
Таким образом, в период с февраля по май 2010 года при начислении оплаты за услуги отопления и горячего водоснабжения населению Киреевского района использовались тарифы с инвестиционной надбавкой.
Из объяснения представителя ООО «Коммунальные ресурсы КР» Новикова А.А., данного в судебном заседании 20.04.2011 года, следует, что из средств, которые должны быть получены за счет инвестиционной надбавки, были использованы суммы для строительства котельной в г. Болохово Киреевского района в 2010 году.
Согласно данным мониторинга «Контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы и надбавки в сфере теплоснабжения», в 2009 году профинансировано строительство модульной котельной в г. Болохово в размере 5678760руб., которые фактически не освоены.
Доказательств перерасчета оплаты услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения за 2009 год, в соответствии с п.2.4 решения собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 17.12.2008 года №53-374А, не представлено.
Письмо департамента Тульской области по тарифам от 19.05.2008 года о направлении инвестиционной программы ООО «Коммунальные ресурсы КР» в Федеральную службу по тарифам свидетельствует лишь о том, что данная программа направлялась с заключением департамента жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, который, как указано выше, органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов не являлся.
Кроме того, поскольку решением собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 17.12.2008 года №53-374А утверждена инвестиционная надбавка только на 2009 год, данная надбавка на 2010 год должна быть утверждена в том же порядке, поскольку требовались заключения соответствующих органов местного самоуправления и органа исполнительной власти Тульской области с учетом, в том числе, фактической реализации инвестиционной программы ООО «Коммунальные ресурсы КР», а также уровня новых тарифов на соответствующие услуги.
Установление данных обстоятельств позволяет суду придти к выводу о том, что процедура утверждения инвестиционной надбавки с 01.02.2010 года с самого начала не соответствовала требованиям закона и применению в расчетах с населением Киреевского района не подлежала.
Содержащееся в письменных возражениях ООО «Коммунальные ресурсы КР» на заявление прокурора мнение о том, что в случае перерасчета оплаты услуг предприятие будет вынуждено изъять из своих доходов средства, полученные за счет инвестиционной программы, и не сможет выплатить заработную плату, судом признается необоснованным, поскольку не представлено расчетов сумм, фактически полученных за счет надбавки, и сумм, использованных в целях реализации инвестиционной программы.
Таким образом, ООО «Коммунальные ресурсы КР» должно произвести перерасчет оплаты потребителями Киреевского района Тульской области услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения с учетом исключения инвестиционной надбавки за период с февраля по май 2010 года включительно и направить в адрес ООО «Партнер», МУП «Расчетно-кассовый центр», ООО «Управляющая компания поселок Бородинский», ООО «Управляющая компания «КомСервис» сообщение о необходимости такого перерасчета, поскольку начисление оплаты осуществляется данными предприятиями на основании соответствующих договоров с ООО «Коммунальные ресурсы КР».
Следовательно, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Коммунальные ресурсы КР» в срок до 01 мая 2011 года произвести перерасчет оплаты потребителями Киреевского района Тульской области услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения с учетом исключения инвестиционной надбавки за период с февраля по май 2010 года включительно и направить в адрес ООО «Партнер», МУП «Расчетно-кассовый центр», ООО «Управляющая компания поселок Бородинский», ООО «Управляющая компания «КомСервис» сообщение о необходимости такого перерасчета.
Взыскать с ООО «Коммунальные ресурсы КР» в федеральный бюджет пошлину в размере 200 руб.
На решение может быть подана жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления данного решения в окончательной форме.
Председательствующий