решение от 27.04.2011 об установления факта проживания, о признании незаконным бездействий



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2011 годагород Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.Е.,

при секретаре Якушиной Е.В.,

с участием истца Анискиной П.С.,

представителя ответчика УПФ РФ в Киреевском районе по доверенности - Виноградовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-411/11 по иску Анискиной П.С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе об установлении факта проживания, о признании незаконными бездействий, обязании назначить ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсии,

у с т а н о в и л:

первоначально Анискина П.С. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ по Киреевскому району о признании незаконными бездействий, заключающихся в невыплате ей в ежемесячной в повышенном размере пенсии, установленной п.4 ч.1 ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязании производить ей названные выплаты, а также произвести перерасчет причитающихся сумм с августа 2007 года и выплатить ей недоплаченную сумму.

В обоснование своих требований истец указала, что с 1950 года проживает на территории Киреевского района Тульской области, однако с 1980 года по 2008 год была зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. До августа 2007 года пенсию с указанной выше доплатой она получала, но в дальнейшей выплате ей было отказано ответчиком по причине наличия в ее паспорте сведений о регистрации в <адрес>.

В 2007 году решение Киреевского районного суда установлен факт ее проживания на территории района (<адрес>) с 1980 года, но данное решение не было принято ответчиком во внимание для назначения указанной выплаты.

В судебном заседании истец, воспользовавшись положениями ст. 39 ГПК РФ, уточнила свои требования: просила установить факт ее постоянного проживания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными бездействия ответчика, заключающиеся в невыплате ей с августа 2007 года в повышенном размере пенсии согласно п.4 ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицу, проживающему в зоне с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ, обязать указанный пенсионный орган назначить ей и выплатить в повышенном размере пенсию с августа 2007 года и произвести выплату ранее недоплаченных сумм.

В дополнение к изложенному в исковом заявлении Анискина П.С. указала, что никогда из ДД.ММ.ГГГГ не уезжала, пенсию получала по месту жительства. Регистрацию до 2008 года не изменила по семейным обстоятельствам. Она не возражает, если ответчик самостоятельно произведет расчет и выплатит ей недоплаченные суммы.

Представитель ответчика по доверенности Виноградова Е.Н. в суде иск не признала, пояснив, что Анискина П.С. является получателем пенсии по старости с 1988 года. Пенсионное дело сформировано Киреевским райсобесом по месту работы истца и направлено по месту ее регистрации в <адрес>. В 1993 году ее дело поступило в Киреевский КСЗН для выплаты пенсии по месту жительства и с тех пор истец получала пенсии в Киреевском районе.

С 1993 года истцу установлена экологическая выплата на основании п. 6 ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Факт своего проживания на территории загрязненной зоны истец подтвердила справками с места жительства.

С 2005 года ей установлена выплата по категории «граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение», а также «инвалиды второй группы».

В 2007 году истец обратилась в пенсионный орган по поводу отказа от получения набора социальных услуг, после чего в результате проверки ее документов было установлено, что она с 1980 года зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, в связи с чем выплаты с нее были сняты.

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Анискиной П.С. в <адрес> Данным решением обязанность назначить ей выплаты установлена не была. Между тем, Анискина П.С. по вступлении решения в законную силу на территории Киреевского района не зарегистрировалась, с заявлением о назначении ей таких выплат с приложением необходимых документов не обратилась. Таким документом, полагает, может явиться только документ, подтверждающий факт ее постоянной регистрации на территории Киреевского района. Анискина П.С. всегда проживала на территории Киреевского района <адрес>, но, поскольку Анискина П.С. до года не состояла на постоянном регистрационном учете в <адрес>, полагает, что ей выплата по п.4 ст. 18 указанного закона назначена быть не может.

Назначение испрашиваемой Анискиной П.С. выплаты ранее и в настоящее время не носило заявительного характера, выплата назначалась пенсионеру при назначении пенсии.

В настоящее время ей производятся доплаты к пенсии, как лицу, проживающему в зоне с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ. В случае удовлетворения требований истца, Пенсионный фонд самостоятельно произведет расчет и выплату причитающихся истцу сумм с момента назначения.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статей 42 Конституции РФ признано и гарантировано право каждого гражданина на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

В статье 2 Конституции РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства.

Частью первой ст. 13 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.18 Закона РФ от 15.05.91г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Пенсионный фонд производит ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям - инвалидам в зависимости от времени проживания на территории зоны радиоактивного загрязнения: с 26 апреля 1986 года, со 2 декабря 1995 года (в размерах с учетом индексаций).

Судом установлено, что Анискина П.С. с 1980 года по ДД.ММ.ГГГГ состояла на постоянном регистрационном учете в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.

С 1988 года Анискина П.С. является получателем пенсии по старости. Ее пенсионное дело первоначально сформировано органом соцзащиты Киреевского района и направлено по месту регистрации истца – в <адрес>, указанному в заявлении о назначении пенсии. ДД.ММ.ГГГГ пенсионное дело поступило в орган соцзащиты Киреевского района (по месту ее фактического проживания). По настоящее время трудовая пенсия выплачивается Анискиной П.С. ГУ УПФ РФ в Киреевском районе.

С ДД.ММ.ГГГГ ей установлена экологическая выплата на основании ст.18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как лицу, проживающему в зоне с правом на отселение (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ. Свое право на получение данной выплаты истец подтвердила справками с места жительства, выданными местным сельским советом, а впоследствии, - органом местного самоуправления. В частности, согласно справке Кузнецовской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, Анискина П.С. проживала в <адрес> со дня рождения.

С ДД.ММ.ГГГГ ей в соответствии с Приказом от 30.11.2004 года №294 Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ» по материалам пенсионного дела также установлена ЕДВ, как лицу, постоянно проживающему на территории зоны проживания с правом на отселение.

С ДД.ММ.ГГГГ Анискиной П.С. прекращена выплата в повышенном размере пенсии за постоянное проживание на территории зоны правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4 части первой статьи 18 поименованного Закона).

Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Киреевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Анискиной П.С. с 1980 года по день вынесения решения в <адрес>.

В настоящее время Анискиной П.С. производится выплата на основании п.4 ч.1 ст. 18 Закона №1244-1 от 15.05.1991 года как лицу, проживающему в зоне с правом на отселение со ДД.ММ.ГГГГ.

Установленные обстоятельства, помимо названных документов, подтверждаются пенсионным делом истца, иными письменными доказательствами, сторонами не оспариваются.

По смыслу ст.ст. 13, 18 Закона №1244-1 от 15.05.1991 года, условием для назначения лицу выплаты согласно п.4 ч.1 ст. 18 является постоянное проживание гражданина на территории зоны с правом на отселение с указанной даты: с ДД.ММ.ГГГГ либо со ДД.ММ.ГГГГ.

В силу Постановления Правительства от 18.12.1997 года №1582, <адрес> относится к зонам с правом на отселение.

Факт постоянного проживания истца на данной территории с 1980 года по ДД.ММ.ГГГГ установлен судом. Решение суда ныне не отменено и не изменено.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Факт проживания Анискиной П.С. на территории <адрес> подтверждается ее объяснениями, пенсионным делом, страховым свидетельством, иными документами, имеющимися в деле, и ответчиком не оспаривается. Доказательств обратному не представлено.

Установление факта проживания на указанной выше территории имеет юридическое значение, поскольку позволяет истцу реализовать свое право на получение выплат на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Учитывая, что в ином порядке получить необходимые документы в настоящее время у Анискиной П.С. возможности не имеется, суд усматривает достаточно оснований для удовлетворения ее требований об установлении факта.

Таким образом, суд установил, что Анискина П.С. постоянно с 1980 года проживала на территории зоны с правом на отселение.

Изложенное дает суду достаточно оснований полагать, что выплаты Анискиной П.С., как лицу, проживающему в зоне с правом на отселение с 1986 года, прекращены необоснованно. Более того, сторонами не оспаривается, что решение суда, которым установлен факт проживания истца на территории с указанным статусом, доводилось до сведения пенсионного органа (копия решения имеется в пенсионном деле), однако оно не было принято во внимание: соответствующие выплаты, в частности, за период с августа по ноябрь 2007 года, истцу не произведены.

Как показывает анализ положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и подтвердил представитель ответчика в судебном заседании, для рассматриваемого вида выплат заявительного порядка не установлено.

Таким образом, в условиях неправомерного прекращения таких выплат истцу в августе 2007 года, суд полагает, что данные выплаты должны быть назначены истцу с августа 2007 года и выплачиваться по настоящее время.

Заслуживающим внимания применительно к рассматриваемому спору суд находит и то обстоятельство, что Анискина П.С. поныне является получателем выплаты по п.4 ч.1 ст. 18 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицо, проживающее на территории с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как основания для назначения данной выплаты идентичны, основаниям для назначение выплаты за проживание в указанной зоне с 1986 года. Кроме того, до августа 2007 года испрашиваемые выплаты истцу производились, не смотря на отсутствие регистрации в д.Новоспасское, на основании иных документов, подтверждающих факт проживания истца в <адрес>.

По смыслу ст. 18 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», назначение выплаты по п.4 ч.1 данной статьи по одному из периодов исключает назначение выплаты по другому периоду. Следовательно, защита прав истца, по мнению суда, в условиях отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц, будет надлежащей с обязанием ответчика назначить истцу выплаты с августа 2007 года, соответственно, произвести перерасчет с выплатой ей недополученной суммы за период с августа 2007 года по настоящее время.

Позиция ответчика, возражающего против удовлетворения иска, основана на неверном толковании законодательства.

Так, в силу ст. 20 ГК РФ, местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.93. №5242-1 (ред. от 13.07.06.) «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Таким образом, регистрация граждан по месту жительства является административным удостоверительным актом, сама по себе не является основанием для возникновения у зарегистрированного лица каких – либо прав либо обязанностей, она лишь предполагает фактическое постоянное (преимущественное) проживание по месту регистрации и может быть изменена лишь на основании волеизъявления гражданина. Потому само по себе отсутствие регистрации по месту жительства не может являться основанием к отказу в иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Анискиной П.С. – удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Анискиной П.С. по адресу: <адрес>, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконными бездействия Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе, заключающиеся в невыплате Анискиной П.С. с ДД.ММ.ГГГГ в повышенном размере пенсии согласно п.4 ч.1 ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицу, проживающему в зоне с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе назначить Анискиной П.С. выплату в повышенном размере пенсии согласно п.4 ч.1 ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицу, проживающему в зоне с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и произвести ей выплату недоплаченных за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время сумм.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий