решение от 13.05.2011 о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 годагород Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Феоктистова Д.Н.,

при секретаре Якуниной И.А.,

с участием истца Полунина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-473/2011 по иску Полунина В.В. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда,

у с т а н о в и л :

истец Полунин В.В. обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.

Он является ветераном труда, в связи с чем имеет право на льготы, которые предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»

3 марта 2011 года он обратился с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района», которое отказало ему в этом, в связи с тем, что он не достиг возраста 60 лет.

Истец считает отказ незаконным, поскольку законодательство России не связывает предоставление льгот ветеранам труда с достижением возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 60 лет. Он имеет право на пенсионное обеспечение по выслуге лет как сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний независимо от возраста, имеет звание «Ветеран труда», то есть имеются все основания для предоставления ему соответствующих мер социальной поддержки.

В своём иске Полунин В.В. просит:

признать за ним право на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда и обязать ответчика назначить и выплачивать с 3 марта 2011 года ежемесячную денежную выплату, а также ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение);

обязать ответчика выдать ему справку для приобретения единого льготного проездного билета.

Ответчик – ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», третье лицо - департамент социального развития Тульской области, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.

ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» в своём письменном ходатайстве просит рассмотреть дело без участия их представителя.

От ответчика и третьего лица в суд поступили письменные возражения относительно иска Полунина В.В., из которых следует, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска ввиду недостижения истцом возраста, дающего право на назначение ему пенсии по старости, то 60 лет.

В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.

Истец Полунин В.В. в суде исковые требования поддержал в полном объёме.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (далее базовый закон).

Из представленного истцом Полуниным В.В. удостоверения серии № №, выданного 3 марта 2011 года ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», следует, что Полунин В.В. является ветераном труда и имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».

Из справки, выданной 15 марта 2011 года ФБУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, следует, что майор внутренней службы Полунин В.В. проходит службы в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Имеет право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьёй 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 3 августа 2008 года.

По состоянию на 15 марта 2011 года выслуга Полунина В.В. составляет: в календарном исчислении – 17 лет 02 месяца 21 день, в льготном исчислении – 23 года 11 месяцев 03 дня; общий трудовой стаж составляет 18 лет 11 месяцев 03 дня.

Данные доказательства приводят суд к выводу о том, что по состоянию на 3 марта 2011 года Полунину В.В. было присвоено звание «Ветеран труда», и с этого времени он имел право на предоставление льгот, предусмотренных статьёй 22 закона «О ветеранах».

Льготы, предоставляемые ветеранам труда, установлены в статье 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

Статья 22 ранее действовала в редакции закона «О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» от 8 августа 2001 года № 124, и предусматривала, в частности, бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) (подпункт 4 пункта 2); оплату в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъектов Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 данной статьи); оплату в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления (подпункт 7 пункта 2 данной статьи).

Указанные льготы согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 22 базового закона, должны предоставляться лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то есть условиями предоставления льгот являются: а) наличие звания «Ветеран труда»; б) ветерану труда должна быть назначена пенсия по любому основанию, предусмотренному пенсионным законодательством, а не по возрасту (по старости).

Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 признан утратившим силу Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3. С 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируются законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Как следует из вышеуказанного удостоверения, Полунин В.В. является ветераном труда.

Согласно статьи 22 базового закона в редакции закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Данная норма вступила в действие с 1 января 2005 года и в силу статьи 155 закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных статьёй 22 базового закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В Тульской области новый порядок предоставления указанных льгот установлен законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Согласно статьи 3 данного закона, ветераны труда, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, - пункт 1 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, - пункт 2 данной статьи, то есть условия предоставления данных мер социальной поддержки точно совпадают с условиями предоставления соответствующих льгот, установленных в базовом (Федеральном) законе, за исключением указания на факт достижения возраста, дающего право на назначение пенсии.

Такое дополнительное условие, влекущее ограничение круга лиц категории «Ветеран труда», имеющих право на предоставление аналогичных льгот, по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации противоречит положениям статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закреплённые в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права. Согласно пункту 2 данной статьи, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантии и компенсации не могут быть ниже тех, которые предоставлялись соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, а условия предоставления льгот в натуральной форме не могут быть ухудшены.

В соответствии с Федеральным законом, данное право не может быть ограничено законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае законом Тульской области.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причём в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, достаточно наличия самого статуса гражданина - «Ветеран труда». Следовательно, Полунин В.В. имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки и в соответствии с законом Тульской области в размере, установленном в подпункте 2 пункта 4 указанной статьи.

Законом от 31 октября 2009 года № 1352-ЗТО в закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО внесены изменения, согласно которым с 1 января 2010 года оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области (пункт 1 статьи З закона № 493-ЗТО), а льгота по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение в пределах установленных нормативов (пункт 2 статьи З закона № 493-ЗТО).

Следовательно, Полунин В.В. имеет право на указанные ежемесячные денежные выплаты.

В целях реализации закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО, постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 был утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области (далее Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.

Согласно пункту 8 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Полунин В.В. впервые обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» 3 марта 2011 года, что следует из объяснения истца и подтверждается представленным письмом от 3 марта 2011 года № № ГУ ТО «УСЗН Киреевского района».

Поскольку к моменту подачи указанного заявления Полунин В.В. имел право на назначение ежемесячных денежных выплат, его исковые требования в данной части подлежат удовлетворению в полном объёме, в связи с чем необходимо:

обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с 3 марта 2011 года назначить Полунину Виталию Васильевичу ежемесячную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и предусмотренную пунктом 2 статьи 3 указанного Закона ежемесячную денежную выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, признав за истцом право на данные выплаты.

Обязанность должна быть исполнена ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», поскольку именно данное учреждение осуществляет предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, в соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области, утверждённым постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201.

По приведённым выше основаниям суд находит неправильными доводы ответчика и третьего лица в обоснование своих возражений относительно иска Полунина В.В.

В то же время суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности по выдаче истцу справки для приобретения единого месячного проездного билета как ветерану труда, поскольку такая обязанность не возложена на орган социального развития вышеназванными законами.

Таким образом, исковые требования Полунина В.В. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Полунина В.В. удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с 3 марта 2011 года назначить Полунину В.В. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и предусмотренную пунктом 2 статьи 3 указанного Закона ежемесячную денежную выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, признав за Полуниным В.В. право на вышеперечисленные выплаты.

В удовлетворении исковых требований в остальной части Полунину В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий:Д.Н.Феоктистов