РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2011 годагород Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Лазукиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-517/11 по иску Славгородского А.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на получение указанного звания,
у с т а н о в и л:
Славгородский А.А. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда», признать за ним право на получение указанного звания.
В обоснование заявленных требований Славгородский А.А. указал, что 21.02.2011г. обратился в ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив все необходимые документы. Однако 25.02.2011 г. в присвоении указанного звания ему отказано, поскольку продолжительность его трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». Он награжден ведомственными медалями «За службу 3-й степени» и «За службу 2-й степени», и имеет трудовой стаж за выслугу лет 21 год 2 дня в льготном исчислении, в связи с чем имеются предусмотренные законом основания для присвоения ему звания «Ветеран труда».
Истец Славгородский А.А. в суд не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменное заявление, с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» своего представителя в суд не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленным суду письменным возражениям, иск не признает, полагая, что помимо документов, подтверждающих награждение истца, ему также необходимо иметь трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, что не тождественно выслуге лет на службе в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Славгородский А.А. является получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе…».
Согласно его трудовой книжке, его общий трудовой стаж составляет 22 года, 2 месяца и 7 дней. Трудовой стаж истца за выслугу лет составляет 21 год 2 дня.
Как усматривается из наградных удостоверений, выданных истцу, последний награжден на основании приказа начальника УИН Минюста России по Тульской области медалью «За службу 3-й степени» (приказ № 1901-к от 10.12.2001 г.), на основании приказа начальника УИН Минюста России по Тульской области медалью «За службу 2-й степени» (приказ № 739-к от 03.06.2004 г.).
Таким образом, Славгородский А.А. награжден медалями, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», что ответчиком не оспаривается.
21.02.2011 г. Славгородский А.А. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы, однако письмом ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» от 25.02.2011 г. ему отказано в присвоении этого звания за отсутствием трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии (25 лет для мужчин) и необходимый для присвоения звания «Ветеран труда».
Между тем, суд полагает, что указанная позиция, является несостоятельной и не основанной на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. 22.08.2004 г. в данный Закон внесены изменения, согласно которым порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (п.4 ст.7 Закона). Таким образом, указанные полномочия делегированы федеральным законодателем субъектам РФ.
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области был принят Закон Тульской области № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», исходя из положений п.1 ст.1 которого, условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Как предусмотрено п.3 ст.2 данного Закона лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Таким образом, Закон Тульской области № 797-ЗТО не изменил правовых оснований и условий присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».
Как установлено п.2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 г. № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
В соответствии со ст.1 Закона Тульской области № 797-ЗТО условиями присвоения звания «Ветеран труда» является наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Право на пенсию согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане РФ при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Статьей 4 данного Закона установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.
Согласно ст.5 Закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подп.1, 2, 6 и 7 п.1 ст.4 настоящего Федерального закона, то есть: федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов, гражданам из числа работников летно-испытательного состава, к числу которых относится и истец, являясь военнослужащим, поскольку в силу ст.2 названного Закона сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы приравнены к военнослужащим.
Как предусмотрено ст.8 данного Закона, пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Исходя из положений данного Закона РФ (в последней редакции), право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» ч.1 настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, в силу приведенных норм Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении», истец имеет право на получение государственного пенсионного обеспечения.
При этом само по себе право истца на пенсию по выслуге лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом вышеуказанного права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона РФ, что основано на положениях статей Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ.
В связи с этим, суд не может рассматривать указанное обстоятельство, как исключающее право истца на присвоение звания «Ветеран труда».
Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения ранее указанных норм материального права, что привело к неправомерному и безосновательному ограничению прав истца на присвоение звания «Ветеран труда».
Статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, Славгородский А.А. на момент обращения в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственной наградой, что в совокупности дает ему право на присвоение звание «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» в присвоении Славгородскому А.А. звания «Ветеран труда» не соответствует требованиям закона.
Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 г. № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.
В соответствии с данным регламентом, результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане РФ, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».
Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган Департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».
В просительной части искового заявления истец не выделяет требование об обязании ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда». Однако, по сути, в тексте заявления он ставит вопрос о возложении на ответчика указанных обязанностей. Кроме того, закон (в частности, ст. 258 ГПК РФ) обязывает суд, признавший действие (бездействие) органа власти незаконным, устранить допущенное нарушение. Потому в данном случае права истца получат надлежащую защиту только с обязанием ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» выдать истцу удостоверение «Ветеран труда», что не повлечет выхода за пределы заявленных требований.
Поскольку обращение Славгородского А.А. рассмотрено ответчиком в установленном порядке, в связи с чем имеется спор о праве истца на присвоение звания «Ветеран труда», разрешаемый в судебном порядке, право на выдачу удостоверения истец приобретает после вступления настоящего решения в законную силу.
Таким образом, исковые требования Славгородского А.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Славгородского А.А. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в присвоении Славгородскому А.А. звания «Ветеран труда».
Признать за Славгородским А.А. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» присвоить Славгородскому А.А. звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий -