решение от 23.05.2011 об оспаривании действия администрации муниципального образования Киреевский район



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2011 годагород Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Пахомова А.Г.,

при секретаре Петуховой Д.А.,

с участием заявителя Хвалина Е.В.,

представителя администрации муниципального образования Киреевский район – Бабыкина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хвалина Е.В. об оспаривании действия администрации муниципального образования Киреевский район,

у с т а н о в и л:

Хвалин Е.В. обратился в суд с заявлением, в котором он просит признать действие администрации м.о. Киреевский район об исключении его семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» необоснованным и обязать администрацию м.о. Киреевский район включить его семью в состав участников данной подпрограммы.

В обоснование требований заявитель указал, что на основании постановления главы администрации м.о. Киреевский район от 10.08.2009 года №957 его семья из трёх человек была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы». В письме администрации м.о. Киреевский район от 29.11.2010 года Хвалину Е.В. было сообщено, что в связи с достижением им возраста 36 лет семья исключена из числа участников данной подпрограммы. Ссылаясь на положения пунктов 5,18 и 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285, Хвалин Е.В. считает данное действие незаконным.

В судебном заседании заявитель Хвалин Е.В. просил удовлетворить его заявление по изложенным в нём основаниям, пояснив, что, поскольку при включении его семьи в список участниц подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» ему не было 36 лет, исключение семьи в дальнейшем не допускается. То обстоятельство, что его семья была признана участницей подпрограммы без документа о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, он считает упущением администрации Киреевского района, это не должно влиять на его права.

Представитель администрации муниципального образования Киреевский район – Бабыкин В.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления, пояснил, что он, как специалист комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации м.о. Киреевский район, занимается вопросами, связанными с реализацией подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», уже после включения семьи Хвалиных в список участниц данной подпрограммы. Семья Хвалиных была включена в такой список необоснованно, поскольку не были представлены документы, подтверждающие признание данной семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, поскольку Хвалину Е.В. исполнилось 36 лет, его семья была исключена из списка семей-участниц подпрограммы, о чем было сообщено Хвалину Е.В. и в департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике, чтобы не учитывать данную семью при формировании списка семей-претендентов на получение соответствующей социальной выплаты. Список таких семей на 2011 год ещё не составлен департаментом Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике.

Заслушав объяснения заявителя и представителя администрации муниципального образования Киреевский район, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года №675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В состав указанной целевой программы включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (далее, - подпрограмма).

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации данной подпрограммы (далее, - Правила).

Согласно п.5 Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п.15 Правил, для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению №2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);

е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в п.15 настоящих Правил, и в десятидневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления (п.17 Правил).

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п.15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (п.18 Правил).

В силу п.20 Правил государственный заказчик подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, проводит конкурсный отбор (конкурсные отборы) субъектов РФ для участия в реализации подпрограммы в соответствии с условиями участия и оценочными критериями, определенными подпрограммой.

Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ (п.21 Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта РФ. Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджетов различных уровней, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (п.п. 22. 23 Правил).

В целях реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года №675, в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 27.06.2007 года №303, было принято постановление администрации Тульской области от 30.04.2009 года №290, которым была утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы».

Разделом 8 данной долгосрочной целевой программы Тульской области установлено, что участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Также Программой предусмотрено, что органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, осуществляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формируют списки молодых семей для участия в Программе в планируемом году и представляют их в департамент по спорту, туризму и молодежной политике Тульской области.

Департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из бюджета области и местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предусмотренных организациями, участвующими в реализации Программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует сводный список молодых семей-участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и утверждает его в установленном порядке.

На основе утвержденного сводного списка молодых семей-участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется заявка на выделение средств федерального бюджета для софинансирования Программы.

После доведения государственным заказчиком до администрации Тульской области предварительных контрольных цифр, выделенных Тульской области для софинансирования Программы, департамент по спорту, туризму и молодежной политике Тульской области утверждает список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка молодых семей-участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и распределения субсидий между муниципальными образованиями, отобранными для реализации Программы.

Социальная выплата предоставляется молодой семье-участнице Программы, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия администрацией Тульской области решения о включении молодой семьи-участницы Программы, изъявившей желание получить социальную выплату в планируемом году, в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, не превышает 35 лет.

Приведенными нормативно-правовыми актами установлен порядок признания молодых семей участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы» и предоставления социальной выплаты для реализации программы.

Как следует из постановления главы администрации м.о. Киреевский район от 10.08.2009 года №957, семья в составе Хвалина Е.В., Хвалиной Е.В. и ФИО2 признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Семья Хвалиных включена в Список молодых семей-участников Областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы», изъявивших желание получить субсидию в 2010 году по м.о. Киреевский район под номером 12, что следует из представленного списка.

Приказом департамента Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике от 22.06.2010 года №31 был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010 году. Семья Хвалиных в данный список включена не была (согласно выписке из данного списка, в него включены только семья ФИО13 и семья ФИО14).

Семья Хвалиных включена и в Список молодых семей-участников Областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы», изъявивших желание получить субсидию в 2011 году по м.о. Киреевский район под номером 11, что следует из представленного списка на соответствующий год, который был направлен заместителю губернатора Тульской области 31.08.2010 года.

Как следует из объяснения представителя администрации м.о. Киреевский район, решений департамента Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике о списке молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году в настоящее время не имеется.

Постановлением главы администрации м.о. Киреевский район от 22.11.2010 года №1043 семья Хвалиных была исключена из числа участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с превышением возраста Хвалина Е.В. 35 лет, на основании подпункта «а» п.5 Правил, о чем ему сообщено в письме от 29.11.2010 года №1525.

Как следует из свидетельства о заключении брака 1-БО №, паспорта №, Хвалин Е.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, то есть до момента принятия решения от 22.11.2010 года - ДД.ММ.ГГГГ - Хвалину Е.В. исполнилось 36 лет.

Таким образом, семья Хвалиных была исключена из числа участниц подпрограммы в связи с несоответствием требованиям о возрасте одного из супругов, установленных в п.5 Правил.

При анализе вышеприведенных нормативно-правовых актов в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что первоначальное включение в список молодых семей-участниц долгосрочной целевой программы не является правовой гарантией для последующего обязательного включения указанных лиц в список молодых семей-претендентов на получение соответствующих социальных выплат.

В случае утраты оснований для такого включения, в том числе в связи с достижением предельного возраста, списки семей могут изменяться.

Довод заявителя о том, что на момент признания его семьи участницей подпрограммы он не достиг возраста 36 лет, не имеет для дела какого-либо правового значения, поскольку по смыслу п.5 Правил, условие о возрасте обоих супругов должно быть соблюдено на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. В любом случае, при принятии таким органом, в данном случае, департаментом Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике решения о формировании списка семей-претендентов на получение социальной выплаты, которое на 2011 год не принято, данное обстоятельство будет учтено.

Как следует из Правил, орган местного самоуправления, в данном случае, администрация м.о. Киреевский район, вправе и обязана осуществлять проверку представленных документов, вносить изменения в список семей-участниц подпрограммы, поскольку такие списки составляются ежегодно и необходимы, соответственно, для формирования заявки на финансирование подпрограммы на следующий год и списка семей-претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.

Кроме того, не представлены доказательства наличия и такого обязательного условия признания семьи Хвалиных участницей подпрограммы, как документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, заявление Хвалина Е.В. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявления Хвалина Е.В. об оспаривании действия администрации муниципального образования Киреевский район (о признании действия администрации м.о. Киреевский район об исключении его семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» необоснованным и о возложении обязанности на администрацию м.о. Киреевский район включить его семью в состав участников данной подпрограммы) отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Киреевский районный суд Тульской области.

Председательствующий