решение от 17.05.2011 о возмещении морального вреда и признании права на установку индивидуального источника отопления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года, г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Пахомова А.Г.,

при секретаре Петуховой Д.А.,

с участием истца Надсадного О.Т.,

представителей ответчика, ООО «ВоСток-Сервис», Пятова В.Б. и Гусак М.В.,

представителя ответчика, ООО «Коммунальные ресурсы КР», Фетисовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надсадного О.Т. к ООО «ВоСток-Сервис» о возмещении морального вреда и признании права на установку индивидуального источника отопления,

у с т а н о в и л:

истец Надсадный О.Т. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ВоСток-Сервис» о возмещении морального вреда и признании права на установку индивидуального источника отопления по следующим основаниям.

Надсадный О.Т., как собственник квартиры своевременно и полностью оплачивает предоставляемые коммунальные услуги, в том числе, услуги по отоплению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме. По мнению истца, ООО «ВоСток-Сервис» должно предоставлять данные услуги в соответствии с установленными требованиями, в частности, - обеспечивать функционирование системы отопления, подготовку дома и его инженерных сетей к сезонной эксплуатации, устранять неисправности в системах центрального отопления, производить опрессовку систем центрального отопления, наладку и регулировку системы отопления с ликвидацией непрогревов, воздушных пробок, слив воды и наполнение водой системы отопления.

По мнению истца, услуги по отопления его жилого помещения не соответствуют требованиям, предъявляемым действующим законодательством к таким услугам.

На протяжении нескольких лет с 2008 года температура воздуха в принадлежащей истцу квартире не соответствует нормативу – 18 градусов по Цельсию. ООО «ВоСток-Сервис» не производит никаких работ по улучшению теплоснабжения. Во время отопительного сезона 2010-2011 года температура воздуха в угловой комнате его квартиры составляла 14-16 градусов Цельсия при температуре стояков 17-25 градусов, а в остальных помещениях – 15-17 градусов при температуре стояков 26-32 градуса.

Надсадный О.Т. обращался в ООО «ВоСток-Сервис» с заявлениями 03.12.2010 года, 05.02.2011 года, в которых сообщал о данных фактах. Однако комиссии из ООО «ВоСток-Сервис» для составления акта не являлись, перерасчет за отопление не производился.

Истец полагает, что в связи с постоянным нарушением температурного режима ему причинен моральный вред.

В связи с недостатками услуг теплоснабжения, Надсадный О.Т. обратился 09.09.2010 года в администрацию муниципального образования Киреевский район с заявлением об установке в его квартире индивидуального источника отопления. Ему было разъяснено, что для разрешения этого вопроса необходимо получить технические условия на установку от ООО «ВоСток-Сервис». 24.11.2010 года директор ООО «ВоСток-Сервис» в выдаче техусловий отказал, сославшись на устное распоряжение администрации м.о. Киреевский район и федеральный закон «О теплоснабжении». Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим его права. В результате истец испытывает нравственные и физические страдания, поскольку вынужден обращаться в различные учреждения и организации за защитой своих прав.

Надсадный О.Т. просит взыскать с ООО «ВоСток-Сервис» компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб. за оказание услуг ненадлежащего качества; компенсацию морального вреда за отказ в выдаче технических условий на установку индивидуального источника отопления в размере 50000руб.; признать за ним право на установку индивидуального источника отопления.

Определением от 20.04.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Коммунальные ресурсы КР».

Истец Надсадный О.Т. в судебном заседании иск просил удовлетворить по указанным в нём основаниям, пояснил, что он является собственником жилого помещения по адресу: п. Бородинский Киреевского района Тульской области, ул. Гоголя, д.19, кв.5. 1 июля 2008 года между собственниками квартир в этом доме и ООО «ВоСток-Сервис» заключен договор на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Свои услуги ООО «ВоСток-Сервис» оказывает некачественно. Он считает, что потери тепла происходят из-за состояния внутридомовой системы отопления, поскольку в соседних домах проблем с отоплением нет. Он обратился в ООО «ВоСток-Сервис» с заявлением о выдаче технических условий на установку индивидуального источника отопления только в ноябре 2010 года, поскольку у него не было денег для оплаты проекта. После получения технических условий в 2011 году он не обращался в иные организации по вопросам установки индивидуального источника отопления, так как не уверен, что ему разрешат такую установку.

Представитель ответчика - ООО «ВоСток-Сервис» - Гусак М.В. в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель ответчика - ООО «ВоСток-Сервис» - Пятов В.Б. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, пояснил, что по договоренности с ООО «Коммунальные ресурсы КР», которая является поставщиком тепла в жилые многоквартирные дома п. Бородинский, ООО «ВоСток-Сервис» принимает от жителей заявления о недостатках отопления, составляет соответствующие акты и направляет в ООО «Коммунальные ресурсы КР» для перерасчета размера платы за услуги отопления. Заявления от Надсадного О.Т. о плохом отоплении в отопительный сезон 2010-2011 года поступали, но комиссия направлялась без уведомления Надсадного О.Т., чтобы зафиксировать действительный температурный режим в его квартире, поскольку им известно, что Надсадный О.Т., зная о приходе комиссии, может специально открыть окна для уменьшения температуры воздуха внутри жилого помещения. Он считает, что температура теплоносителя не соблюдается поставщиком тепла – ООО «Коммунальные ресурсы КР», но претензий к данному предприятию ООО «ВоСток-Сервис» не предъявляло.

Представитель ответчика – ООО «Коммунальные ресурсы КР» - Фетисова Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, пояснила, что подачу тепла в централизованную систему отопления многоквартирных домов в п. Бородинский осуществляет ООО «Коммунальные ресурсы КР». Претензий к предприятию не было.

Заслушав объяснения истца, представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что квартира №5 общей площадью 41,2 кв.м, жилой площадью 27,5 кв.м, в доме №19 по улице Гоголя поселка Бородинский Киреевского района Тульской области в 1998 году в порядке приватизации была передана в собственность Надсадному О.Т., что подтверждается: договором передачи от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельством о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №, регистрационным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ №.

На регистрационном учете по месту жительства в данной квартире состоят: Надсадный О.Т. – с 6 октября 1972 года по настоящее время, ФИО6 – с 10 марта 1998 года, что подтверждается выпиской из домовой книги, выданной ООО «ВоСток-Сервис».

1 июля 2008 года между ООО «ВоСток-Сервис» и собственниками дома №19 по улице Гоголя поселка Бородинский Киреевского района Тульской области заключен договор на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, по условиям которого, собственник помещения поручает, а ООО «ВоСток-Сервис» принимает на себя обязательства в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам согласно Перечню услуг и работ по содержанию общего имущества (приложение № 2), являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 2.1 Договора).

Согласно Перечню услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (Приложение № 2), к таковым, в частности, относятся:

обеспечение функционирования всех инженерных систем и оборудования дома (вентканалов, систем отопления, водоснабжения, внутридомовых электрических сетей, в том числе сетей, питающих электрические приемники квартир до входных зажимов квартирных электрических счетчиков) (пункт 1);

техническое обслуживание дома, которое включает в себя: наладку работы инженерного оборудования, … планово-предупредительные ремонты внутридомовых сетей, подготовку дома и его инженерных сетей к сезонной эксплуатации … (пункт 3);

при проведении технических осмотров и обходов: … устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления (набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, приборах, арматуре, разборка, осмотр регулирующих кранов, вентилей, задвижек, очистка от накипи запорной арматуры … (подпункт «а» пункта 3);

при подготовке дома к эксплуатации в осенне-зимний период: восстановление тепловой изоляции на трубопроводах в подвальных и чердачные помещениях; ремонт входных дверей в подъездах, выходов на крыши; ремонт и прочистка дымоходов и вентканалов; опрессовка систем центрального отопления; замена стояков внутридомовых инженерных сетей, отдельных участков трубопроводов (подпункт «б» пункта 3);

слив воды и наполнение водой системы отопления (пункт 4).

Данный договор действует по настоящее время, что не оспаривается участвующими в деле лицами.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 (далее, - Правила) урегулированы отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 3 настоящих Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

На основании подпунктов «а» и «б» пункта 49 Правил исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.

В подпункте «ж» пункта 51 Правил закреплено право потребителя требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 76 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

В соответствии со статьями 4, 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 исполнитель обязан оказать услугу потребителю, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях его использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Как установлено пунктом 15 приложения № 1 к указанным выше Правилам (Условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность), температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже + 18 градусов Цельсия, а в угловых комнатах не ниже + 20 градусов Цельсия. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается: на 0,15% размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры; на 0,15% размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры.

Как следует из сообщения администрации м.о. рабочий поселок Бородинский от 02.07.2008 года №, собственники жилых посещений в многоквартирном доме №19 по ул. Гоголя п. Бородинский избрали непосредственный способ управления.

Из объяснений представителей ООО «ВоСток-Сервис» и ООО «Коммунальные ресурсы КР» следует, что услуги по теплоснабжению оказывает ООО «Коммунальные ресурсы КР», услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников жилья выполняет ООО «ВоСток-Сервис».

Согласно п.51 Правил, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки.

В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем – п.64 Правил.

Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема – п.65 Правил.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества – п.66 Правил.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем) – п.67 Правил.

Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей – п.68 Правил.

Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:

а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67-69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета – п.70 Правил.

Надсадный О.Т., в соответствии с упомянутыми положениями Правил, сообщил о предоставлении услуг ненадлежащего качества в своих заявлениях от 03.12.2010 года и от 05.02.2011 года. Кроме того, от ряда жителей дома №19 по ул. Гоголя п. Бородинский, в числе которых был и Надсадный О.Т., поступали заявления с просьбой о перерасчете размере платы за услуги отопления от 30.12.2010 года, от 30.01.2011 года и от 28.02.2011 года.

В нарушение указанных Правил, первый акт проверки температуры в жилых помещениях, в том числе в квартире Надсадного О.Т., составлен только 19.01.2011 года, причем данный акт не содержит подписи потребителей.

Таким образом, в силу положений подпункта «а» п.79 Правил, суд устанавливает факт предоставления услуг ненадлежащего качества в период с 03.12.2010 года по 19.01.2011 года, как минимум.

Из акта, составленного 19.01.2011 года работниками ООО «ВоСток-Сервис» и ООО «Коммунальные ресурсы КР» следует, что температура подачи тепла к жилому дому под № 19 по улице Гоголя поселка Бородинский Киреевского района Тульской области не соответствует температурному режиму, требуемому при данной температуре наружного воздуха, как на выходе из котельной, так и во внутридомовой системе отопления.

Доказательств отсутствия вины ответчиков в предоставлении услуг ненадлежащего качества суду не представлено. Поскольку исполнители услуг и потребитель Надсадный О.Т. не пришли к согласию относительно причин ненадлежащего качества услуг, надлежало составить акт с участием представителя государственной жилищной инспекции и представителя общественного объединения потребителей, в соответствии с п.68 Правил.

В соответствии со ст.15 закона № от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей», в случае нарушения прав потребителя с причинителя вреда взыскивается компенсация морального вреда.

Поскольку судом установлена вина ООО «Коммунальные ресурсы КР», как непосредственного поставщика тепловой энергии, и ООО «ВоСток-Сервис», как обслуживающей организации, в нарушении права потребителя услуг – Надсадного О.Т., который испытывал страдания в связи с недостатком тепла в зимнее время в принадлежащей ему квартире, требование о компенсации морального вреда законно и подлежит удовлетворению.

В данном случае судом учитывается то обстоятельство, что существенных последствий для здоровья Надсадного О.Т. не наступило, в больницу он не обращался, с учетом требований разумности и справедливости (п.2 ст.1101 ГК РФ), суд считает возможным взыскать с каждого из ответчиков компенсацию морального вреда в размере 500руб.

Надсадный О.Т. 09.09.2010 года обратился в администрацию м.о. Киреевский район с заявлением о разрешении на переоборудование квартиры индивидуальным газовым агрегатом для автономного отопления, в ответ на которое ему в письменной форме (№ от 09.09.2010 года) сообщено о необходимости предоставления ряда документов, в том числе справки о возможности установки индивидуального источника отопления (или технических условий), выдаваемой предприятием, осуществляющим техническое обслуживание жилого дома, проект переустройства и т.д.

Надсадный О.Т. лишь 24.11.2010 года обратился в ООО «ВоСток-Сервис» с заявлением дать разрешение на установку индивидуального источника отопления.

На данном заявлении имеется резолюция директора данного предприятия об отказе в выдаче технических условий на основании закона №190-ФЗ от 27.07.2010 года и устного распоряжения администрации м.о. Киреевский район.

Действительно, в соответствии с п.15 ст.14 закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Данная норма введена в действие с 01.01.2011 года.

17.01.2011 года Надсадному О.Т. для проектной организации (трест «Киреевскмежрайгаз») были выданы технические условия, позволяющие установку индивидуального источника отопления.

Как пояснил в судебном заседании начальник комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации м.о. Киреевский район Галканов В.Г., до настоящего времени перечень индивидуальных источников тепловой энергии, которые могут быть подключены к системам теплоснабжения, Правительством РФ не утвержден. В связи с этим, в настоящее время администрация м.о. Киреевский район не разрешает переустройство квартир, связанное с установкой таких источников. Кроме того, действует общее правило о запрещении проводить работы по изменению системы теплоснабжения в зимнее время.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушения права Надсадного О.Т. на переустройство его жилого помещения, связанного с установкой индивидуального источника отопления, не имеется, поскольку технические условия ему выданы, другие документы, необходимые для разрешения переустройства жилого помещения в соответствии с требованиями ст.26 Жилищного кодекса РФ, им не представлены в полном объеме. Соответственно, поскольку отказа в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения не имеется (ст.27 Жилищного кодекса РФ), суд не вправе признавать право истца, подменяя полномочия органов местного самоуправления.

Возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением жилищных или имущественных прав граждан законом не предусмотрено.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении иска в части требований о компенсации морального вреда за отказ в выдаче технических условий на установку индивидуального источника отопления в размере 50000руб. и признания права на установку индивидуального источника отопления.

Надсадный О.Т., как потребитель, освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу правил ст.103 ГПК РФ, госпошлина подлежит взысканию с ответчиков в равных долях по 100руб. с каждого, так как иск носит неимущественный характер.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Надсадного О.Т. удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «ВоСток-Сервис» и ООО «Коммунальные ресурсы КР» в пользу Надсадного О.Т. компенсацию морального вреда, причиненного оказанием услуг ненадлежащего качества, в размере 500 руб. с каждого.

В части требований о взыскании с ООО «ВоСток-Сервис» компенсации морального вреда за отказ в выдаче технических условий на установку индивидуального источника отопления и о признании права на установку индивидуального источника отопления в иске отказать.

Взыскать с ООО «ВоСток-Сервис» и ООО «Коммунальные ресурсы КР» в федеральный бюджет расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 руб. с каждого.

На решение может быть подана жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления данного решения в окончательной форме.

Председательствующий: