решение от 20.05.2011 о возложении обязанности назначить пенсию



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2011 года, г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Пахомова А.Г.,

при секретаре Петуховой Д.А.,

с участием истца Горина В.Е.,

представителей ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе – Виноградовой Е.Н. и Клепиковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горина В.Е. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе о возложении обязанности назначить пенсию,

у с т а н о в и л:

Горин В.Е. обратился в суд с иском, в котором просил установить факт нахождения на подземных работах в период с 01.01.1992 года по 09.08.1993 года в должности геолога шахты более 50 % рабочего времени, признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе в назначении ему пенсии (протокол от 01.07.2010 года №); обязать Управление Пенсионного фонда в Киреевском районе назначить ему пенсию по старости со времени достижения им возраста 56 лет (с 19.01.2011 года), включив в льготный стаж периоды его работы с 23.12.1988 года по 01.01.1990 года электромонтером по обслуживанию электрического оборудования на участке термического уничтожения отходов в цехе производства витамина Е и с 02.01.1990 года по 17.09.1991 года – электромонтером 4-го разряда по ремонту электрооборудования в подразделении на правах цеха «Участок термического обезвреживания и утилизации жидких и твердых отходов».

В обоснование своего иска истец указал, что он работал на Болоховском химкомбинате синтетических полупродуктов и витаминов с 23.12.1988 года по 01.01.1990 года электромонтером по обслуживанию электрического оборудования на участке термического уничтожения отходов в цехе производства витамина Е и с 02.01.1990 года по 17.09.1991 года – электромонтером 4-го разряда по обслуживанию электрооборудования в подразделении на правах цеха «Участок термического обезвреживания и утилизации жидких и твердых отходов».

Считая, что все эти работы относятся к Списку №2, утвержденному постановлением СМ СССР от 22.08.1956 года №1173, а затем и постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 года №10, он 06.05.2010 года обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста на основании статей 27 и 28 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Решением Управления ПФР в Киреевском районе от 01.07.2010г. № в назначении пенсии ему было отказано на основании подпункта 2 п.1 ст.27 закона о трудовых пенсиях, поскольку специальный стаж Горина В.Е. составляет только 4 года 6 месяцев и 28 дней, время работы с 23.12.1988 года по 17.09.1991 года не включено в такой стаж, возможно уменьшение возраста выхода на пенсию до 58 лет с учетом того обстоятельства, что Горин В.Е. постоянно проживает на территории с льготным социально-экономическим статусом.

В судебном заседании истец Горин В.Е. свои требования уточнил, просил их удовлетворить по указанным в иске основаниям; дополнительно просил назначить пенсию с учетом времени его работы в ОАО «Тулачермет» после 06.05.2010 года.

Представитель ответчика, Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе, Виноградова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что указанные истцом периоды его работы электромонтером с 23.12.1988г. не были включены в специальный стаж истца, поскольку при проверке поданных документов работники Управления установили, что эта работа не относится к Списку №2. Исходя из представленных Гориным В.Е. документов, Управление Пенсионного фонда не могло по состоянию на 01.07.2010 года назначить ему пенсию по старости на основании подпункта 2 пункта 1 ст.27 закона о трудовых пенсиях, даже с учетом уменьшения возраста и за факт проживания Горина В.Е. на территории с льготным социально-экономическим статусом на 2 года.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст.39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее, - «базовый Закон»), устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в статье 7 закрепляет условия назначения трудовой пенсии по старости: достижение мужчинами возраста 60 лет и наличие страхового стажа не менее 5 лет.

В главе VI базового Закона предусмотрен порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав на пенсию. В частности, в силу правил подпункта 2 пункта 1 ст.27 базового Закона, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее, - «Закон о Чернобыле»), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст.34 Закона о Чернобыле).

Гражданам, указанным в статье 13 Закона о Чернобыле, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 базового Закона, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона о Чернобыле, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27, уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному базовым Законом, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных Законом о Чернобыле. При этом, если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27, который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 5 статьи 30 базового Закона.

В п.1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года №537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 базового Закона применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:

а) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

б) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Из объяснений истца, материалов личного дела Горина В.Е., представленного ответчиком, судом устанавливаются следующие обстоятельства.

Горин В.Е. обратился 06.05.2010г. в Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, которое зарегистрировано под №.

Мотивы, по которым Управление ПФР в Киреевском районе отказало Горину В.Е. в назначении пенсии, подробно изложены в протоколе № от 01.07.2010г. заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и в решении № от 01.07.2010 года.

В указанном протоколе № отмечено, что по состоянию на 06.05.2010г. в специальный стаж Горина В.Е. по Списку №2 возможно зачесть 4 года, 6 месяцев и 28 дней, поскольку данный стаж не превышает 6 лет и 3 месяцев, назначение пенсии невозможно. При этом мотивов, по которым иные периоды работы Горина В.Е. не отнесены к Списку №2 в протоколе и решении не содержатся.

При оценке права Горина В.Е. на пенсию Комиссия использовала сведения, содержащиеся в паспорте и в трудовой книжке Горина В.Е., архивной справке от 30.11.2009 года №, архивной справке от 07.12.2009 года №, справке ОАО «Тулачермет» от 06.05.2010г. №, справке с места жительства, выписках из индивидуального лицевого счета.

В имеющихся в личном деле Горина В.Е. данных о стаже, исчисленном ответчиком, продолжительность общего трудового, то есть страхового, стажа установлена в размере 25 лет, 4 месяцев и 24 дней.

Горин В.Е. родился ДД.ММ.ГГГГ, с 13.12.1988 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, что следует из паспорта на имя Горина В.Е. №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Из данных паспорта о месте жительства, справки администрации муниципального образования Киреевский район от 01.12.2009г. №, имеющейся в личном деле, следует, что Горин В.Е. с 13.12.1988 года по 31.01.1998 года проживал на территории <адрес>, которая относилась до указанного времени к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Граждане, проживающие на территории с таким статусом, указаны в п.8 ч.1 ст.13 Закона о Чернобыле.

Следовательно, Горин В.Е. имеет право на уменьшение возраста, предусмотренного ст.7 базового Закона, на 2 года, поскольку он проживал на территории с льготным социально-экономическим статусом более 8 лет, но менее 12 лет. Такая возможность не оспаривается ответчиком (письмо от 10.09.2010 года).

Не оспариваемый ответчиком стаж работ с тяжелыми условиями труда (по Списку №2) Горина В.Е. составляет 4 года, 6 месяцев и 28 дней (это следует из имеющихся в пенсионном деле протокола № и решения № от 01.07.2010г. УПФР в Киреевском районе, а также подтверждается трудовой книжкой Горина В.Е., льготной и архивной справками от 21.02.2006г. №), в который включены следующие периоды работы Горина В.Е.: с 3 августа по 12 ноября 1976 года, с 19.12.1980 года по 10.03.1982 года, с 22 сентября по 30 ноября 1983 года, с 18.06.2007 года по 07.05.2009 года, с 09 мая по 15 октября 2009 года, с 17.10.2009 года по 06.05.2010 года.

В распоряжении Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе при решении вопроса о назначении Горину В.Е. пенсии имелись сведения о его работе, содержащиеся в трудовой книжке Горина В.Е., архивной справке от 30.11.2009 года №, архивной справке от 07.12.2009 года №, архивной справке от 24.10.2007 года №, справке ОАО «Тулачермет» от 06.05.2010г. №.

Согласно архивной справке от 07.12.2009 года №, работа Горина В.Е. электромонтером по обслуживанию электрооборудования с 21.12.1988 года по 15.09.1991 года и оператором теплового пункта с 16.09.1991 года указана с нормальными условиями труда.

Однако в архивной справке от 24.10.2007 года № имеются сведения о том, что в штатных расписаниях рабочих участка термического уничтожения отходов производства витамина Е за 1989, 1991 годы работа электромонтером по обслуживанию электрооборудования значится с вредными условиями труда, в штатном расписании рабочих котельного цеха за 1991 год условия труда оператора теплового пункта определены нормальными, а в 1992 году – вредными.

Как указано выше, ни в протоколе №, ни в решении № от 1.07.2010 года не приведены мотивы, по которым данные периоды не включены в специальный стаж работы Горина В.Е. В личном деле имеется акт № только от 12.07.2010 года, то есть составленный после принятия решения по заявлению Горина В.Е., в котором дается оценка тому обстоятельству, что в период с 02.01.1990 года предоставление отпуска и начисление зарплаты Горину В.Е. осуществлялись без учета вредности условий труда.

Однако из представленных суду из ГАУ ТО «Государственный архив» штатного расписания рабочих цеха производства витамина «Е» Болоховского химкомбината от 11.07.1988 года, штатных расписаний рабочих участка термического уничтожения отходов производства (на правах цеха) от 05.07.1989 года, от 01.01.1990 года, от 16.09.1991 года приказа директора Болоховского химкомбината от 26.12.1989 года №, записи № в трудовой книжке № следует, что с 02.01.1990 года Горин В.Е. работал электромонтером по обслуживанию электрооборудования в самостоятельном структурном подразделении Болоховского химкомбината на правах цеха – участке термического обезвреживания и утилизации жидких и твердых отходов с тяжелыми условиями труда, поскольку данная работа упоминается в подпункте 6 п.1 раздела XI Списка №2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173.

Таким образом, период работы с 02.01.1990 года по 18.09.1991 года (до перевода Горина В.Е. в котельный цех – запись № в трудовой книжке) подлежит включению в специальный стаж Горина В.Е., что составляет 1 год, 8 месяцев и 17 дней, то есть в этой части иск подлежит удовлетворению.

Работа с 23.12.1988 года по 01.01.1990 года не может быть включена в специальный стаж, поскольку не отнесена к Списку №2, сведения об отнесении такой работы к работам с тяжелыми условиями труда в приказах и штатных расписаниях Болоховского химкомбината не содержатся. Соответственно, иск в части требования о включения этого периода в специальный стаж удовлетворению не подлежит.

Значит, на 06.05.2010 года специальный стаж Горина В.Е. составил 4 года 6 месяцев и 28 дней + 1 год 8 месяцев и 17 дней = 6 лет, 3 месяца и 15 дней, то есть половина стажа, позволяющего уменьшать возраст, с которого может быть назначена пенсия, имелась.

Поскольку возраст уменьшается на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев работы с тяжелыми условиями труда, Горину В.Е. возможно было уменьшить возраст только на 2 года, а также на 2 года, в связи с проживанием на территории с льготным статусом, то есть всего на 4 года. Следовательно, пенсия могла быть назначена Горину В.Е. не ранее достижения им возраста 56 лет, то есть – не ранее 19.01.2011 года.

Следовательно, по состоянию на 01.07.2010 года пенсионный орган не мог назначить пенсию Горину В.Е., соответственно, отказ в её назначении является законным, а иск в части требования о признании данного отказа незаконным удовлетворению не подлежит.

Гориным В.Е. была представлена справка от 06.04.2011 года №, согласно которой, Горин В.Е. по настоящее время продолжает работать в ОАО «Тулачермет» электрослесарем по ремонту электрооборудования электростанций, которая включена пенсионным органом в стаж работы по Списку №2 (протокол № от 01.07.2010 года).

Следовательно, на 19.01.2011 года (момент исполнения Горину В.Е. 56 лет) в специальный стаж возможно включение дополнительно время работы с 06.05.2010 года по 19.01.2011 года продолжительностью 8 месяцев и 13 дней.

Таким образом, специальный стаж Горина на 19.01.2011 года составит 6 лет, 3 месяца и 15 дней + 8 месяцев и 13 дней = 6 лет, 11 месяцев и 28 дней.

Поскольку по состоянию на 19.01.2011 года все условия, необходимые для назначения Горину В.Е. пенсии по старости имелись (уменьшение возраста на 2 года за работу с вредными условиями труда и на 2 года за проживание на территории с льготным статусом, всего на 4 года, общий стаж превышает 25 лет, возраст 56 лет достигнут), заявление Гориным В.Е. о назначении пенсии было подано 06.05.2010 года, документы, подтверждающие возможность уменьшения возраста на 4 года имелись, иск в части требования о возложении обязанности назначить пенсию с 19.01.2011 года подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Горина В.Е. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе назначить Горину В.Е. пенсию по старости на основании подпункта 2 п.1 ст.27 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 19.01.2011 года. В части требования о признании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе от 01.07.2010 года № незаконным, включения в льготный стаж периода работы с 23.12.1988 года по 01.01.1990 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления данного решения в окончательной форме.

Председательствующий