РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2011 годагород Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Лазукиной Т.А.,
c участием представителя истца по доверенности Точилкина А.Л.,
представителя ответчика – администрации м.о. Киреевский район Тульской области – по доверенности Амочкиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-522/11 по иску Казарина В.Т. к администрации м.о. Киреевский район Тульской области, администрации м.о. Приупское Киреевского района Тульской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди на условиях договора социального найма,
у с т а н о в и л:
первоначально Казарин В.Т. обратился в суд с иском к администрации м.о. Киреевский район Тульской области о признании жилого <адрес> непригодным для постоянного проживания на 01.01.2002 года, признании данного жилого дома подлежащим включению в Областную целевую Программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2009-2011 годы» на основании постановления администрации Тульской области №588 от 24.09.2008 года, признании за ним права на получение благоустроенного жилья в соответствии с указанной программой и обязании ответчика предоставить ему однокомнатную благоустроенную квартиру в соответствии с данной программой.
В обоснование своих требований истец указал, что постановлением главы администрации м.о.Киреевский район №890/1 от 29.08.2003 года указанный выше жилой дом отнесен к категории домов, непригодных для постоянного проживания, в связи с чем он (истец) с 09.03.2004 года состоит на учете как проживающий в ветхом жилье. Полагает, что дом должен был быть признан ветхим на 01.01.2002 года, так как выстроен в 1953 году в качестве временного жилья, на 1973 год имел износ более 60-65 %. Согласно акту межведомственной комиссии администрации м.о. Киреевский район от 11.04.2001 года жилой дом уже тогда признавался ветхим. В 2004 году дом полностью сгорел. После пожара администрацией м.о. Киреевский район ему было предложено переселиться в равноценное ветхое жилье, однако он отказался. Является <данные изъяты>
В ходе производства по делу истец, воспользовавшись положениями ст. 39 ГПК РФ, уточнил первоначально заявленные требования: просил обязать администрацию м.о.Киреевский район Тульской области предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение, по размеру жилой площади равнозначное ранее занимаемому им по договору социального найма.
В судебное заседание истец не явился, будучи извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представляющий его интересы в суде на основании доверенности Точилкин А.Л. уточненные исковые требования своего доверителя поддержал по изложенным выше основаниям, дополнительно указав, что ордер истцу на занимаемое им жилое помещение не выдавался, договор найма в письменной форме с ним заключен не был.
Представитель ответчика – администрации м.о. Киреевский район Тульской области – по доверенности Амочкина О.Н. иск не признала, полагая, что администрация района не наделена полномочиями по ведению очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению освободившихся жилых помещений, жилья на балансе, а равно материальных возможностей (бюджетного финансирования) для строительства такого жилья не имеет. Данные обязанности применительно к рассматриваемому случаю возложены на администрацию м.о. Приупское Киреевского района. Списки граждан, подлежащих переселению в рамках указываемой истцом Программы, также готовит и представляет администрация поселения. Администрацией района подготовлены необходимые документы по передаче жилищного фонда администрации указанного поселения, однако документы возвращены в неподписанном виде. Полагает, что администрация м.о. Приупское уклоняется от принятия жилищного фонда в собственность.
Кроме того, дом истца впервые в установленном законом порядке признан непригодным для постоянного проживания постановлением администрации м.о. Киреевский район в 2003 году. Ранее межведомственная комиссия по результатам обследования дома решения о признании дома непригодным для проживания не принимала.
Ответчик – администрация м.о. Приупское Киреевского района представителя в суд не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщено.
На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Казарин В.Т. является <данные изъяты>, состоит на постоянном регистрационном учете по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации м.о. Киреевский район №890/1 от 29.08.2003 года утвержден список жилых домов, непригодных для постоянного проживания, с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, а также санитарных требований согласно прилагаемому списку, в котором значится и дом истца.
27.08.2004 года в <адрес> произошел пожар.
С 09.03.2004 года Казарин В.Т. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации м.о. пос. Приупский Киреевского района Тульской области за номером 179, как проживающий в жилом помещении, признанном непригодным для проживания. Помимо того, он состоит на учете нуждающегося в получении жилья вне очереди (по последним данным номер очереди в данном списке – 180). До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Установленные обстоятельства, помимо названных документов, подтверждаются выпиской из лицевого счета на квартиру, иными материалами дела, исследованными в судебном заседании, и сторонами не оспариваются.
Определяя основания пользования истцом указанным выше жилым помещением, суд исходит из установленных обстоятельств и нижеследующего.
В соответствии со ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Принимая во внимание, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, и в данном случае, возникнув до введения в действие указанного Кодекса, продолжаются до настоящего времени, а также с учетом времени возникновения данного спора, суд руководствуется также нормами ЖК РФ, вступившего в силу 01.03.2005 года.
В силу ст.ст.50, 51 ЖК РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения между наймодателем и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.
По смыслу приведенных положений закона, основанием для заключения договора найма жилого помещения являлся ордер. Представитель истца пояснил, что ордер истцу не выдавался.
Между тем, с учетом того, что право пользования Казарина В.Т. жилым помещением никем не оспорено и поныне не прекращено, установленные обстоятельства дают суду основания утверждать, что жилое помещение предоставлено истцу именно на основании договора найма (в настоящее время – социального найма).
В силу ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пп.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В 2001-2003 году порядок отнесения жилых домов к непригодным для постоянного проживания устанавливался Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529.
Согласно п. 1.2 указанного выше Положения рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагается на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов.
П.2.2 Положения установлено, что к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся, в частности, деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Как следует из положений п. 3.4 названного нормативного акта, в результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания, с отнесением жилого дома в группу домов, пригодных для постоянного проживания, непригодных для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обоснованиями либо непригодных, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.
Ст. 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Исходя из приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что истец до настоящего времени обладает правом пользования на условиях договора социального найма жилым помещением, признанным непригодным для проживания и ремонту (реконструкции) не подлежащем. Данное его право ответчиками не оспаривается.
По смыслу приведенных правовых норм, предоставление жилого помещения вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. ЖК РФ право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Потому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете на улучшения жилищных условий и времени принятия на учет, то есть, внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.
Из установленных судом обстоятельств явствует, что истец в установленном жилищным законодательством порядке принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями жилищного законодательства.
Как установил суд, до настоящего времени благоустроенное равнозначное жилое помещение истцу не предоставлено, следовательно, его право на получение жилья вне очереди, хотя бы и не оспаривается, но фактически не реализовано.
Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку. С момента признания занимаемого истцом жилого помещения непригодным для проживания у него возникло право именно на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
По смыслу приведенной нормы, действовавшей на момент возникновения у органа местного самоуправления обязанности по обеспечению Казарина В.Т. жилым помещением, предоставляемое гражданам жилое помещение должно отвечать уровню благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, чтобы жилищные условия вселяемых в него граждан не были ухудшены. Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (статья 38 ЖК РСФСР).
Часть 2 статьи 15 ЖК Российской Федерации предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как видно из плана строения, иных документов, имеющихся в деле, фактически занимаемое им жилое помещении состояло из кухни и жилой комнаты, имело общую площадь – 19.6 кв.м, жилую – 11.5 кв.м. Эти обстоятельства ответчиками не оспорено и доказательств обратному не представлено. Следовательно, истец обладает правом на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения, состоящего не менее чем из одной комнаты. Таким образом, его право подлежит защите путем обязания органа местного самоуправления предоставить ему такое, равнозначное жилое помещение вне очереди на условиях социального найма.
В соответствии со ст.55 ЖК РФ граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете. Таким образом, предоставление истцу равнозначного жилого помещения вне очереди не лишает его права состоять на очереди на улучшение жилищных условий по иным основаниям.
Истец адресует свои требования к администрации м.о. Киреевский район.
Решением Собрания представителей м.о. Киреевский район от 29.01.2008 г. № 38-277 дано согласие на передачу муниципальному образованию Приупское Киреевского района безвозмездно в собственность жилищного фонда, расположенного на территории МО Приупское Киреевского района.
По смыслу ст.60 ЖК РФ наймодателем жилого помещения по договору социального найма может выступать исключительно собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.
Вместе с тем, порядок передачи муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Тульской области, установлен Законом Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» (в редакции от 10.11.2010 г. № 1494-ЗТО).
Согласно ст.1 данного Закона разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями осуществляется постановлением администрации Тульской области, принятым по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу ст.5 Закона право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает у принимающей стороны с момента подписания сторонами акта приема-передачи.
Между тем, из объяснений представителя ответчика – администрации МО Киреевский район Тульской области следует, что акт приема-передачи от администрации м.о. Киреевский район в собственность м.о. Приупское Киреевского района муниципального жилого фонда, расположенного на территории МО Приупское Киреевского района, сторонами не подписывался.
Также судом не установлено каких-либо сведений, подтверждающих надлежащую передачу указанного имущества в собственность м.о. Приупское Киреевского района, до вступления в силу Закона Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО.
Как предусмотрено ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, относятся к компетенции муниципальных поселений.
В то же время полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к компетенции муниципальных районов.
Принимая во внимание затруднительность определения муниципального образования, в ведении которого в настоящее время находится жилой фонд, расположенный на территории м.о. Приупское Киреевского района, суд полагает возможным возложить обязанность по предоставлению Казарину В.Т. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на обоих ответчиков, что позволит устранить правовую неопределенность при реализации истицей принадлежащих ей жилищных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Казарина В.Т. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области и администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района вне очереди предоставить Казарину В.Т. вне очереди благоустроенное жилое помещение, равнозначное по размеру жилой площади ранее занимаемому им на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: