решение от 25.05.2011 о возложении обязанности назначить пенсию



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2011 года, г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Пахомова А.Г.,

при секретаре Петуховой Д.А.,

с участием истца Панковой Н.Н.,

представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе – Виноградовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панковой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе о возложении обязанности назначить пенсию,

у с т а н о в и л:

Панкова Н.Н. обратилась в суд с иском, в котором просила установить факт того, что она с 26.04.1986 года постоянно проживала на территории зоны с правом на отселение - в г. Липки Киреевского района Тульской области, обязать Управление Пенсионного фонда в Киреевском районе назначить ей пенсию по старости с 26.06.2011 года.

Свои требования Панкова Н.Н. обосновала следующим.

Панкова Н.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ. 17.02.2011 года Панкова Н.Н. подала в Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе заявление о назначении ей пенсии по старости с учетом снижения возраста в связи с проживанием (работой) в зоне с правом на отселение, в чём ей было отказано.

Панкова Н.Н. считает, что она имеет право на назначение пенсии при достижении ею возраста 50 лет, то есть с 26.06.2011 года, поскольку с 26.04.1986 года по 01.02.1998 года она постоянно проживала на территории зоны с правом на отселение: с весны 1984 года она проживала с согласия ФИО17 по адресу: <адрес>, с сентября 1986 года постоянно работала в г. Липки.

В судебном заседании истец Панкова Н.Н. иск поддержала, пояснила, что она после заключения брака с ФИО11 в 1982 году проживала в квартире родителей супруга по адресу: <адрес>. Весной 1984 года она узнала, что в г. Липки есть забронированная квартира, она встретилась с ФИО3, проживавшей в этой квартире, и договорилась о том, что на время отсутствия семьи ФИО2 квартирой будет пользоваться она и её семья. Какого-либо письменного соглашения с ФИО3 она не составляла, просто платила за квартиру. Выехала она из этой квартиры в 1987 году, когда вернулись ФИО2.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Виноградова Е.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что для реализации права на пенсию Панковой Н.Н. необходимо документальное подтверждение юридического факта проживания или работы в определенных зонах радиоактивного загрязнения. В качестве документа, подтверждающего место жительства гражданина, предъявляется паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства.. По предъявленным Панковой Н.Н. документам установлено, что она с 08.09.1986 года работала в г. Липки, стаж её работы в зоне с правом на отселение по состоянию на дату её обращения за пенсией составляет 11 лет 4 месяца 22 дня, то есть ей можно уменьшить возраст выхода на пенсию на 3 года. Доказательств постоянного проживания Панковой Н.Н. со дня Чернобыльской катастрофы до 30.06.1986 года, что позволяет снизить возраст ещё на 2 года, не имеется. Также нельзя автоматически суммировать периоды проживания Панковой Н.Н. на территориях с разным статусом, надо применять правила снижения возраста только на одном из оснований.

Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.264 ГПК РФ).

В соответствии с п.1 ст.20 ГК РФ, местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Таким же образом определялось место жительства гражданина и в ст.17 ГК РСФСР, нормы которого действовали в 1986 году.

В определении Конституционного Суда РФ от 5.10.2000г. №199-О указано, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

В силу правил ст.2 указанного закона, под местом пребывания гражданина понимаются подсобные учреждения (гостиница, санаторий и т.п.), а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно, а под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях предусмотренных законодательством РФ.

Согласно абз.2 ст.3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Из представленного паспорта №, выданного Панковой Н.Н., следует, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по месту жительства: <адрес>, с 21 сентября 1990 года.

В период с 26 апреля по 30 июня 1986 года отношения, возникающие по поводу пользования жилыми помещениями, регулировались Жилищным кодексом РСФСР, действовавшего с 01.01.1984 года.

В силу ст.ст.50,, 64, 76,81 Жилищного кодекса РСФСР, основаниями для вселения в жилое помещение и пользования им могли быть договор найма, договор поднайма, временное проживание без взимания платы за пользование.

Панкова Н.Н. требует установить факт её постоянного проживания в г. Липки, следовательно, Панкова Н.Н. должна была проживать в жилом помещении, расположенном в г. Липки на основании договора найма либо договора поднайма.

Из представленной поквартирной карточки (форма №17) следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, проживали ФИО2 (умер в ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 с 16.12.1986 года (умерла ДД.ММ.ГГГГ – запись акта о смерти от 01.11.2010 года №), ФИО4 с 27.12.1986 года, ФИО5 с 30.04.1991 года по 04.07.2003 года, ФИО9, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, до 10.02.2000 года.

Из сообщений администрации м.о. г. Липки от 25.05.2011 года №, администрации м.о. Киреевский район от 06.05.2011 года, архивной справки от 23.05.2011 года № следует, что сведения о бронировании жилого помещения по адресу: <адрес>, не имеются.

Из объяснения истца Панковой Н.Н. следует, что каких-либо письменных соглашений о пользовании указанным жилым помещением ею не заключалось.

Показания свидетелей ФИО10 и ФИО12 отвергаются судом, поскольку ФИО11 является супругом истца, а ФИО12 находится в дружеских отношениях с истцом, то есть они заинтересованы в удовлетворении требований истца. Кроме того, показания данных свидетелей не подтверждаются какими-либо письменными доказательствами.

Таким образом, Панковой Н.Н. не представлено доказательств вселения её для постоянного проживания в жилое помещение по адресу: : <адрес>, либо иное жилое помещение, расположенное на территории г. Липки, относившейся к зоне с правом на отселение в период с 26.04.1986 года по 31.01.1998 года, а с 01.02.1998 года – к зоне с льготным социально-экономическим статусом (справка администрации м.о. г. Липки от 14.02.2011 года №), с соблюдением установленных законом требований – согласия всех членов семьи нанимателя жилого помещения и наймодателя, письменного договора поднайма. Как следует из объяснения Панковой Н.Н., она договаривалась с ФИО3, из поквартирной карточки следует, что нанимателем жилого помещения являлся ФИО2

Следовательно, требование об установлении факта, что Панкова Н.Н. с 26.04.1986 года постоянно проживала на территории зоны с правом на отселение - в г. Липки Киреевского района Тульской области, удовлетворению не подлежит.

При осмотре трудовой книжки № на имя Панковой (Поляковой) Н.Н. следует, что Панкова Н.Н. с 08.09.1986 года по настоящее время работает у работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Липки Киреевского района.

Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (далее, - базовый Закон). Базовый Закон, устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в статье 7 закрепляет условия назначения трудовой пенсии по старости: достижение женщинами возраста 55 лет и наличие страхового стажа не менее 5 лет.

В соответствии со ст.19 базового Закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Заявление Панковой Н.Н. о назначении пенсии поступило в УПФР в Киреевском районе 17.02.2011 года, что подтверждается письмом от 28.02.2011 года № и объяснением истца.

В письме УПФР в Киреевском районе от 28.02.2011г. № Панковой Н.Н. отказано в назначении пенсии по старости, в связи с невозможностью снижения возраста выхода на пенсию на 5 лет.

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее, - «Закон о Чернобыле»), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст.34 Закона о Чернобыле). В п.8 ст.13 данного закона указаны граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона о Чернобыле, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности. В п.7 ст.13 данного закона указаны граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.

Таким образом, Панкова Н.Н., как лицо, постоянно проживавшее на территории с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 30.06. 1986 года, имеет право на снижение возраста, установленного для назначения пенсии по старости, на 1 год.

Поскольку Панкова Н.Н. постоянно работала, а затем и проживала на территории зоны с правом на отселение 11 лет 4 месяца и 22 дня (с 08.09.1986 года по 31.01.1998 года), то есть полных 11 лет, указанный возраст может быть уменьшен ещё на 3 года, то есть всего – на 4 года.

В силу того, что после 01.02.1998 года г. Липки стал относится к зоне с льготным статусом, возраст выхода на пенсию Панковой Н.Н. может быть уменьшен не более чем на 4 года, иное противоречило бы положениям закона.

Следовательно, пенсия Панковой Н.Н. может быть назначена не ранее достижения ею возраста 51 года, то есть с 26.06.2012 года.

Таким образом, иск в части требования о возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе назначить пенсию с 26.06.2011 года удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Панковой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе о возложении обязанности назначить пенсию отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления данного решения в окончательной форме.

Председательствующий