РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июня 2011 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Назарова В.В.,
при секретаре Синяевой И.А.,
с участием истца Полунеева Р.А., а также представителя ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области – Амочкиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полунеева Р.А. к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области и администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Полунеев Р.А. обратился в суд с иском к администрации МО Киреевский район Тульской области и администрации МО Приупское Киреевского района, в котором просил обязать администрацию МО Киреевский район предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому.
В обоснование заявленных требований истец указал, что зарегистрирован и фактически проживает по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Головлинский, ул.Кирова, дом 4, кв.10. Постановлением и.о.главы администрации Киреевский район Тульской области № 787 от 10.09.2001 г. указанный жилой дом был отнесен к категории ветхих, непригодных для проживания и включен в областную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда. По вопросу включения его в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он неоднократно обращался в администрацию МО Приупское Киреевского района, однако в указанные списки включен не был. До настоящего времени иное благоустроенное жилье ему не предоставлено, в связи с чем он проживает в ветхом жилом помещении. Со ссылками на положения ст.ст.51, 87, 89 ЖК РФ полагал, что у ответчиков возникла обязанность по предоставлению ему вне очереди благоустроенного жилого помещения.
В судебном заседании истец Полунеев Р.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, пояснил, что обязанность по предоставлению ему вне очереди благоустроенного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, должна быть возложена на обоих ответчиков.
Представитель ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области по доверенности – Амочкина О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что надлежащим ответчиком должна являться администрация МО Приупское Киреевского района, поскольку решением Собрания представителей МО Киреевский район Тульской области от 29.01.2008 г. № 38-277 было дано согласие на передачу МО Приупское Киреевского района безвозмездно в собственность жилищного фонда, расположенного на территории МО Приупское Киреевского района. Несмотря на то, что администрация МО Приупское не подписала акт приема-передачи указанного имущества, фактически она осуществляет распоряжение жильем, поскольку предоставляет его гражданам по договорам социального найма. Кроме того, истцом не представлены сведения о его доходах, а также об отчуждении им какого-либо жилья в течение 5 предыдущих лет, что препятствует проверке факта намеренного ухудшения Полунеевым Р.А. своих жилищных условий.
Представитель соответчика администрации МО Приупское Киреевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика – администрации МО Приупское Киреевского района.
Выслушав пояснения истца, а также возражения представителя ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Полунеев Р.А. зарегистрирован по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Головлинский, ул.Кирова, дом 4, кв.10 с 17.11.1984 г. до настоящего времени, что подтверждается выпиской из домовой книги, справкой управляющей жилищной организации ООО «Управляющая компания «КомСервис», а также соответствующей отметкой в паспорте истца и копией поквартирной карточки, из которой также усматривается, что в настоящее время истец является нанимателем данного жилого помещения.
Из выписки из лицевого счета, открытого управляющей жилищной организацией – ООО «Управляющая компания КомСервис», следует, что общая площадь квартиры № 10 в доме № 4 по ул.Кирова пос.Головлинский Киреевского района Тульской области составляет 38,2 кв.м, расходы по оплате коммунальных услуг несет истец Полунеев Р.А.
В соответствии со ст.ст.50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в различных редакциях в период с 24.06.1983 г. по 01.03.2005 г., пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения между наймодателем и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.
01.03.2005 г. вступил в силу действующий в настоящее время Жилищный кодекс (ЖК) РФ, которым предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договору социального найма.
На основании ст.ст.49, 60 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
На основании постановления и.о.главы администрации МО Киреевский район Тульской области от 10.09.2001 г. № 787, жилой дом № 4 по ул.Кирова пос.Головлинский Киреевского района Тульской области был признан ветхим и непригодным для проживания.
Согласно ст.51 Жилищного кодекса (ЖК) РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приведенной нормой закона установлены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.04.2011 г., а также из справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 13.05.2011 г. следует, что за истцом не зарегистрировано прав собственности на какое-либо жилье.
Таким образом, истец не имеет в собственности какого-либо жилья, пригодного для проживания, не является нанимателем иного жилья по договору социального найма либо членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения.
При таких обстоятельствах, истец действительно является лицом, нуждающимся согласно ст.51 ЖК РФ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, при этом как усматривается из письма администрации МО Киреевский район Тульской области от 08.04.2011 г., истец обращался в орган местного самоуправления по вопросу предоставления ему благоустроенного жилья, в чем ему было отказано.
Между тем, в силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.
Приведенная норма закона на ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в списки граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
При таких обстоятельствах, истец приобрел право именно на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с чем суд полагает его исковые требования подлежащими удовлетворению.
При этом законом установлены определенные требования к жилому помещению, предоставляемому в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Так ст.87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Исходя из положений ст.89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
При таких обстоятельствах, с момента признания занимаемого истцом жилого помещения непригодным для проживания, Полунеев Р.А. должен был быть выселен из него, в связи с чем у него возникло право именно на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому жилью.
Решением Собрания представителей МО Киреевский район от 29.01.2008 г. № 38-277 было дано согласие на передачу муниципальному образованию Приупское Киреевского района безвозмездно в собственность жилищного фонда, расположенного на территории МО Приупское Киреевского района.
По смыслу ст.60 ЖК РФ наймодателем жилого помещения по договору социального найма может выступать исключительно собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.
Вместе с тем, порядок передачи муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Тульской области, установлен Законом Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» (в редакции от 10.11.2010 г. № 1494-ЗТО).
Согласно ст.1 данного Закона разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями осуществляется постановлением администрации Тульской области, принятым по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу ст.5 Закона право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает у принимающей стороны с момента подписания сторонами акта приема-передачи.
Между тем, из пояснений представителя ответчика – администрации МО Киреевский район Тульской области следует, что акт приема-передачи от администрации МО Киреевский район в собственность МО Приупское Киреевского района муниципального жилого фонда, расположенного на территории МО Приупское Киреевского района, сторонами не подписывался.
Также судом не установлено каких-либо сведений, подтверждающих надлежащую передачу указанного имущества в собственность МО Приупское Киреевского района, до вступления в силу Закона Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО.
Как предусмотрено ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, относятся к компетенции муниципальных поселений.
В то же время полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к компетенции муниципальных районов (ст.15 Закона).
Принимая во внимание затруднительность определения муниципального образования, в ведении которого в настоящее время находится жилой фонд, расположенный на территории МО Приупское Киреевского района, суд полагает возможным возложить обязанность по предоставлению Полунееву Р.А. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на обоих ответчиков, что позволит устранить правовую неопределенность при реализации истцом принадлежащих ему жилищных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Полунеева Р.А. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области и администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района вне очереди предоставить Полунееву Р.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.
Судья