РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2011 года г. Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ткаченко И.С.,
при секретаре Афанасьевой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-675/11 по иску Стидорина О.С. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки,
установил:
Сидорин О.С. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки, указывая в обоснование заявленных требований, что он является «Ветераном труда», в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки и защиты, в том числе на льготы, установленные для ветеранов труда, вне зависимости от достижения общего пенсионного возраста. Обратившись 18.05.2011 г. в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о предоставлении ему как ветерану труда мер социальной поддержки, а именно назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ему был выдан письменный отказ, который он находит незаконным. На основании изложенного, просил суд признать отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в назначении ему ежемесячной денежной выплаты незаконным и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить ему как ветерану труда ежемесячную денежную выплату, начиная с 18.05.2011 г.
Истец Сидорин О.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие его представителя, возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
В материалах дела имеется возражение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» на исковое заявление Сидорина О.С., из содержания которого усматривается, что Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» связывает право на получение устанавливаемых им льгот с достижением лицами, являющимися ветеранами труда, пенсионного возраста согласно Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а именно, для мужчин – 60 лет. В результате внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (в частности, ст.22) Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, часть ранее предоставляемых льгот была заменена денежным эквивалентом, трансформировалась в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц, имеющих право на выплаты, остался прежним (как до, так и после 01.01.2005 г.), - как в предыдущей редакции ст.22 Федерального закона «О ветеранах». До 01.01.2005 г. права на льготы согласно указанному закону у истца не было. Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истец может реализовать при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию.
Третье лицо Департамент социального развития Тульской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. В материалах дела имеется возражение на исковое заявление Сидорина О.С., в котором просит отказать в удовлетворении заявленных истцом требований по основаниям аналогичным тем, что, приведены стороной ответчика, а также рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Департамента.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).
В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 г.), а при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 г. (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не содержит предписаний на предмет того, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, не определяет круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ст.1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.
Судом установлено, что Сидорин О.С. имеет звание «Ветеран труда», что подтверждается удостоверением соответствующего образца № от 29.05.2008г.
18.05.2011 г. Сидорин О.С. в установленном порядке обратился в орган социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда. Из письма ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» № 1329 от 18.05.2011 г. следует, что Сидорину О.С. в предоставлении указанной меры социальной поддержки отказано, поскольку получателем такой льготы истец не является. Данная льгота предоставляется при достижении возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, то есть по достижении 60 лет. В этой связи, по мнению ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района», правовых оснований для предоставления Сидорину О.С. мер социальной поддержки как ветерану труда в настоящее время не имеется.
Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспорены. Доказательств обратному не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты выделена в отдельную статью Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», по аналогии с федеральным законодательством.
Статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусмотрена ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 г.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не связывает возможность приобретения этого права с достижением какого-либо определенного возраста.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г. Причем никаких возрастных ограничений данным Порядком не установлено.
Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, в соответствии с п.3 указанного Порядка, принимают органы социального развития.
В данном случае таким органом является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района».
Что же касается даты назначения данной выплаты, то, исходя из п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области (утв. Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года №201), предусматривающего, что назначение указанной выше меры социальной поддержки, носит заявительный характер, суд полагает возможным определить указанную дату - с 18.05.2011 г., то есть, с момента официального обращения истца в орган соцзащиты.
Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел доказательственное подтверждение факт наличия у истца, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения, его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п.4, п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201, подлежат удовлетворению.
Позиция ответчика, утверждающего, что необходимым условием для получения указанных выше льгот является достижение Сидориным О.С. возраста 60 лет, основана на неверном толковании Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
При таких обстоятельствах, суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами.
Принимая во внимание, что истец является ветераном труда, жителем г.Киреевска Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в предоставлении ему мер социальной поддержки является неправомерным. Суд полагает, что требование истца о назначении ежемесячной денежной выплаты подлежит удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района».
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Сидорина О.С. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сидорина О.С. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки удовлетворить.
Признать отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в назначении Сидорину О.С. как ветерану труда ежемесячной денежной выплаты незаконным.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Сидорину О.С. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату, начиная с 18.05.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий