решение от 15.06.2011 о возложении обязанностей



Р Е Ш Е Н И Е

                                       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      15 июня 2011 года, г. Киреевск Тульской области

      Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Пахомова А.Г.,

при секретаре Петуховой Д.А.,

с участием истца Славгородского А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-703/11 по иску Славгородского А.А. к ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о возложении обязанностей,

установил:

Славгородский А.А. обратился в суд с иском к ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», в котором просит обязать ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить ему ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячную денежную выплату по оплате жилого помещения на нетрудоспособного члена семьи, несовершеннолетнюю дочь ФИО1, с 01.06.2011 года и ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО, с 20.05.2011 года, а также выдать справку на приобретение единого льготного проездного билета.

Свои требования Славгородский А.А. обосновывает тем, что он является пенсионером за выслугу лет, имеет удостоверение ветерана труда. Он 20.05.2011 года обратился с заявлением в ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении ему мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда - ежемесячных денежных выплат, и выдаче справки для получения льготного проездного билета, которое отказало ему в этом.

Истец Славгородский А.А. в судебном заседании просил удовлетворить иск по указанным в нём основаниям.

Ответчиком, ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», представлены заявление о рассмотрении дела без его участия и возражения на иск, в которых указано, что кроме наличия самого звания «Ветеран труда» необходимо соблюдение ещё одного условия – ветеран труда должен достигнуть возраста 60 лет, установленного законом «О трудовых пенсиях в РФ» и законом «О государственном пенсионном обеспечения в РФ», что предусмотрено законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004г. №493-ЗТО.

Определением, занесенным в протокол судебного заседания, постановлено рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Заслушав объяснения истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ (далее, - базовый закон).

Из представленного истцом удостоверения , выданного Минюстом РФ 12.01.2005 года, следует, что Славгородскому А.А. назначена пенсия за выслугу лет с 25.12.2004 года, как лейтенанту внутренней службы.

        Истцом также представлено удостоверение серии , выданное 20.05.2011 года ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района», из которого следует, что Славгородский А.А. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» (далее, - базовый Закон).

        Данные доказательства приводят суд к выводу о том, что с 20 мая 2011 года Славгородский А.А. является ветераном труда.

        Согласно ст.22 базового закона в редакции закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Данная норма вступила в действие с 01.01.2005г., в силу ст.155 закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных ст.22 базового закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ.

В Тульской области порядок предоставления указанных льгот установлен законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (далее, - базовый Закон).

Согласно ст.3 базового Закона, ветеранам труда при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставлялись следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (п. 1 данной статьи); оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, – п.2 данной статьи.

Анализ данной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что условием предоставления ветерану труда мер социальной поддержки является достижение им возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Вид назначаемой пенсии не установлен.

Как следует из вышеуказанного удостоверения , Славгородскому А.А. с 25 декабря 2004 года назначена пенсия за выслугу лет.

Следовательно, Славгородский А.А. является пенсионером на основании закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993г. №4468-1.

Такого рода пенсии предусмотрены законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», что следует из содержания п.1 ст.8 закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Значит, Славгородский А.А. имеет право на назначение пенсии в любом возрасте, ему достаточно иметь определенный стаж службы.

Законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается в зависимости от наличия специального стажа работы (службы) и независимо от возраста, как в данном случае – для Славгородского А.А., который служил в органах уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Славгородский А.А. по состоянию на 20.05.2011г. - день присвоения ему звания «Ветеран труда» - имел право на меры социальной поддержки, установленные, в том числе, в ст.3 базового Закона, поскольку он являлся ветераном труда, и ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.

В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.7 базового Закона, ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причем в законе не содержится каких-либо дополнительных условий - достаточно наличия самого статуса гражданина «Ветеран труда», поскольку данная норма не содержит каких-либо отсылок к другим нормам данного закона. Значит, Славгородский А.А. имеет право на предоставление и данной ежемесячной денежной выплаты.

Следовательно, возражения ответчика относительно того, что предоставление мер социальной поддержки обусловлено таким событием (юридическим фактом), как достижение определенного возраста, безосновательны.

Законом от 31.10.2009 года №1352-ЗТО в базовый Закон внесены изменения, согласно которым с 01.01.2010 года льготы по оплате в размере 50 процентов жилого помещения и коммунальных услуг заменены на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение в пределах установленных нормативов.

Из представленного истцом свидетельства о рождении , следует, что ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, является дочерью Славгородского А.А.

Согласно справке от 31.05.2011 года, выданной ООО «ВоСток-Сервис», Славгородский А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, и имеет состав семьи: мать ФИО2, дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ

Содержание понятия «нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании гражданина или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию» определяется положениями ст.9 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которых, к таковым относятся несовершеннолетние дети гражданина.

Члены семьи гражданина признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Таким образом, формулировка, данная в п.1 ст.3 базового Закона, совпадает с понятием «иждивение».

Иждивение детей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

ФИО1 не достигла возраста 18 лет, проживает совместно с отцом – Славгородским А.А., следовательно, имеются все условия, необходимые и достаточные для распространения меры социальной поддержки по оплате жилья и на неё, как члена семьи ветерана труда.

Возражение ответчика о том, что предоставление ежемесячной денежной выплаты на жильё нетрудоспособным членам семьи ветерана труда в ст.3 базового Закона не предусмотрено, не соответствует содержанию данной статьи, поскольку из нормы п.1 ст.3 базового Закона прямо следует обратное. А поскольку мера социальной поддержки по оплате жилья определена базовым Законом в виде ежемесячной денежной выплаты, именно такая выплата и должна быть назначена Славгородскому А.А. с учетом наличия у него несовершеннолетней дочери. Наличие у ветерана труда нетрудоспособных иждивенцев не учитывается при предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение (п.2 ст.3 базового Закона).

Согласно п.6 ст.8 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО, меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном администрацией Тульской области.

         В целях реализации закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО, постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005г. №201 был утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области (далее, - Порядок).

В соответствии с п.4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.

         Согласно п.8 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

         Славгородский А.А. обратился с заявлением о назначении ежемесячных денежных выплат и выдаче справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета в орган социального развития по месту своего жительства 20.05.2011 года, что следует из письма от 20.05.2011 года , в котором содержится отказ в назначении выплат.

         Поскольку по вопросу о предоставлении мер социальной поддержки возник спор, в силу положений подпункта 3 п.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего соответствующие гражданские права и обязанности.

         В данном случае, поскольку право истца признается судебным решением, обязанность ответчика принять соответствующее решение возникнет с момента вступления данного судебного решения в законную силу.

Следовательно, в части требования о назначении ежемесячных денежных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения на нетрудоспособного члена семьи, несовершеннолетнюю дочь ФИО1, с 01.06.2011 года и ежемесячной денежной выплаты, с 20.05.2011 года иск не подлежит удовлетворению.

         Обязанности по предоставлению мер социальной поддержки должны быть исполнены ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», поскольку именно территориальные органы Департамента социального развития Тульской области осуществляют предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, в соответствии с вышеуказанным Порядком.

          Таким образом, иск подлежит удовлетворению в части требований о возложении обязанностей на ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить ему ежемесячные денежные выплаты.

          В исковом заявлении содержится просьба истца обязать ответчика выдать ему справку на приобретение единого льготного проездного билета.

Согласно подпункту 20 п.1 постановления Администрации Тульской области от 15.03.2006г. №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области», ветераны труда и пенсионеры вправе пользоваться такими проездными билетами. Каких-либо дополнительных условий, кроме предъявления удостоверения ветерана труда или пенсионного удостоверения, данный нормативный правовой акт не содержит, обязанность выдавать справки о наличии права на проездной билет нормативно-правовыми актами не предусмотрена.

          Следовательно, в данной части иск удовлетворению не подлежит.

          Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

          иск Славгородского А.А. удовлетворить частично.

Обязать ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Славгородскому А.А. ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные ст.3 и подпунктом 2 ч.4 ст.7 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», со дня вступления данного решения в законную силу, ежемесячная денежная выплата, предусмотренная п.1 ст.3 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» должна быть назначена с учетом распространения данной меры социальной поддержки на ФИО1.

         В удовлетворении иска в части требования о возложении на ответчика обязанности назначить истцу ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.06.2011 года, ежемесячной денежной выплаты с 20.05.2011 года и в части обязанности выдать ему справку на приобретение единого льготного проездного билета отказать.

         Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий