РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2011 года, г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Пахомова А.Г.,
при секретаре Петуховой Д.А.,
с участием представителя истца Емельяновой А.В. – Чурилкина М.Ю.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования г. Липки Киреевского района – Провоторовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой А.В. к администрации муниципального образования г. Липки Киреевского района о предоставлении мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Емельянова А.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Липки Киреевского района, в котором просила обязать ответчика предоставить ей меры социальной поддержки, как вдове ветерана Великой Отечественной войны, в виде денежных средств на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска Емельянова А.В. указала, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время она проживает с семьей дочери в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: Тульская область, Киреевский район, г. Липки, ул. Лермонтова, дом 7, кв.44, общей площадью 67,7 кв.м, в том числе, жилой площадью 40,9 кв.м. Данное жилое помещение находится в общей собственности её дочери и супруга дочери – по 1/2 доле в праве каждого из них. Емельянова А.В. является <данные изъяты> Заболевание Емельяновой А.В. входит в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ является основанием признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий. Емельянова А.В., считая, что она имеет право на предоставление такой меры социальной поддержки, как предоставление жилого помещения, предусмотренной ст.21 закона «О ветеранах», обратилась в администрацию муниципального образования г. Липки Киреевского района с заявлением о предоставлении данной меры поддержки. Администрация муниципального образования г. Липки отказала ей в этом, сославшись на то, что она является членом семьи своей дочери, обеспеченность жилой площадью не ниже учетной нормы.
В судебном заседании представитель истца по доверенности – Чурилкин М.Ю. просил удовлетворить иск по указанным в нём основаниям, пояснил, что Емельянова А.В. не является членом семьи собственников жилого помещения, в котором она проживает. В связи с тем, что в жилом помещении проживает две семьи, а Емельянова А.В. страдает заболеванием, которое делает невозможным её совместное проживание с членами другой семьи, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, и ей, как вдове ветерана Великой Отечественной войны, должно быть предоставлено жилое помещение или, по её желанию, единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения.
Представитель ответчика - администрации м.о. г. Липки Киреевского района – Провоторова Е.И. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что Емельянова А.В. вселена в жилое помещение его собственниками как член их семьи, поэтому Емельянову А.В. нельзя признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, и, соответственно, предоставить ей жилое помещение либо денежную выплату на приобретение жилья.
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что трехкомнатная квартира №7 в доме №44 по ул. Лермонтова г. Липки Киреевского района Тульской области общей площадью 67,7 кв.м. находится в общей долевой собственности ФИО7 и ФИО10 – по 1/2 доле в праве каждого из сособственников, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 12.07.2010 года.
В указанном жилом помещении помимо его собственников ФИО7 (зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО10 (зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрированы также дети собственников – ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ и несовершеннолетний ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ, а также мать ФИО10 - Емельянова А.В. с 04.10.2007 года, что подтверждается выпиской из домовой книги, выпиской из лицевого счета №, справкой от 22.03.2011 года администрации м.о. г. Липки Киреевского района.
Как следует из справки ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 23.04.2010 года №, Емельянова А.В. является супругой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных в ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с подпунктом 4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее, - базовый Закон), одной из мер социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Следовательно, Емельяновой А.В., как супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вставшей до настоящего времени на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, может быть предоставлено жилое помещение в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с подпунктом 3.1 ст.23.2 базового Закона, по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан (к каковым относится Емельянова А.В.), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 г.), должно быть завершено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно закону «О ветеранах».
Таким образом, право на обеспечение жильем членов семей умерших участников Великой Отечественной войны находится в непосредственной правовой связи с признанием лиц указанной категории нуждающимися в улучшении жилищных условий.
14.03.2011 года в администрацию м.о. г. Липки Киреевского района поступило заявление Емельяновой А.В., в котором она просила предоставить ей жилое помещение вне очереди либо денежные средства на приобретение жилого помещения. В данном заявлении Емельянова А.В. обосновывает свою просьбу тем, что она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения в размере 6,77 кв.м, как <данные изъяты>, проживающая в квартире, занятой несколькими семьями, как необеспеченная нормой предоставления жилой площади. При этом, Емельянова А.В. при расчете площади жилого помещения, приходящейся на неё, исходила из того, что она является членом семьи только одного из собственников жилого помещения по адресу: г. Липки Киреевского района Тульской области, ул. Лермонтова, дом 7, кв.44, - своей дочери, но не является членом семьи супруга своей дочери. Поскольку на 1/2 долю дочери приходится 33,85 кв.м, а зарегистрировано в квартире 5 человек, Емельянова А.В. считает, что на неё приходится 33,85:5=6,77 кв.м площади жилого помещения, что меньше учетной нормы, равной 9,5 кв.м.
Таким образом, Емельянова А.В. в данном заявлении ссылается фактически на основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренные в пунктах 2 и 4 ст.51 Жилищного кодекса РФ, а именно, - 1) она является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 2) она является членом семьи собственника жилого помещения и проживает в квартире, занятой несколькими семьями, причём в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с нею в одной квартире невозможно.
Как следует из письма администрации м.о. г. Липки Киреевского района Тульской области от 18.03.2011 года, Емельяновой А.В. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, указанным в ст.51 Жилищного кодекса РФ, и предоставлении жилого помещения с обоснованием, приведенным в письме 02.08.2010 года, в котором указано, что Емельянова А.В. проживает в качестве члена семьи собственников квартиры, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет 13,5 кв.м., тогда как учетная норма составляет 9,5 кв.м.
Статьей 54 Жилищного кодекса РФ установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, Емельяновой А.В. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как лицу, не подтвердившему свое право на признание нуждающейся в таком улучшении, и, соответственно, отказано в предоставлении жилого помещения или денежных средств на его приобретение.
Как предусмотрено ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 24.08.2005 года №48-359 учетная норма жилого помещения на территории Киреевского района Тульской области была установлена в размере 9,5 кв.м.
Исходя из положений ч.5 ст.15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 01.03.2007 года № и №, ФИО7 и ФИО10, соответственно, принадлежит жилое помещение (трёхкомнатная квартира) по адресу: г. Липки Киреевского района Тульской области, ул. Лермонтова, дом 7, кв.44, общей площадью 67,7 кв.м.
Как ранее установлено судом, в данной квартире проживает 5 человек.
В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО10 показала, что Емельянова А.В. является членом её семьи, как её мать.
Из представленных суду заявлений ФИО7, ФИО10, Емельяновой А.В. о регистрации Емельяновой А.В. по месту жительства следует, что она вселена в жилое помещение, принадлежащее ФИО7 и ФИО10 именно в качестве члена их семьи, поскольку иного соглашения об условиях пользования данным жилым помещением не имеется, вселялась с правом пользования всем помещением, а не какой-либо частью его или долей в праве собственности. Значит, Емельянова А.В. имеет право пользования данной квартирой наравне с другими лицами, проживающими в данном жилом помещении.
Следовательно, произведенный истцом расчет обеспеченности жилой площадью каждого из лиц, проживающего в указанной квартире, рассчитанный исходя из 1/2 доли в праве, принадлежащей на праве собственности её дочери, является неверным, основанным на неправильном толковании норм закона.
По смыслу ст.51 ЖК РФ при определении уровня обеспеченности жилой площадью, должна учитываться общая жилая площадь занимаемого собственником или членом его семьи жилого помещения, то есть в данном случае – 67, 7 кв.м., а не 33,85 кв.м.
В данном случае, обеспеченность каждого из членов семьи, в том числе Емельяновой А.В., общей площадью в квартире, расположенной по адресу: Тульская область, Киреевский район, г. Липки, ул. Лермонтова, дом 7, кв.44, исходя из количества проживающих в ней лиц, составит: 67,7 кв.м: 5 = 13,5 кв.м., что выше учетной нормы, установленной на территории м.о. Киреевский район Тульской области.
При таких обстоятельствах, Емельянова А.В. не может быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, что является необходимым условием для приобретения права на предоставления жилья, либо получения единовременной денежной компенсации на его приобретение на основании положений базового Закона.
Согласно справке от 06.12.2010 года №49 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области», код заболевания Емельяновой А.В. по МКБ10 – <данные изъяты> Заболевания с таким кодом включены в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378.
Однако такое обстоятельство является основанием для признания лица нуждающимся в предоставлении жилого помещения только в случае проживания в жилом помещении нескольких семей, тогда как судом установлено, что Емельянова А.В. является членом семьи собственников квартиры, иные семьи в квартире не проживают.
Ссылки Емельяновой А.В. в её заявлении от 14.03.2011 года на положения ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а именно на ст.17 данного Закона, не являются основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку приведенная правовая норма также в качестве одного из необходимых условий предоставления жилых помещений, в том числе дополнительной жилой площади, предусматривает нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий, тогда как истица не является нуждающейся в таком улучшении.
При таких обстоятельствах, отказ администрации м.о. г. Липки в принятии Емельяновой А.В. на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, и, соответственно, в предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо в выплате единовременной денежной суммы на приобретение жилья является законным, соответственно, иск Емельяновой А.В. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении иска Емельяновой А.В. к администрации муниципального образования г. Липки Киреевского района о предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления денежных средств на приобретение жилого помещения отказать.
На решение может быть подана жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления данного решения в окончательной форме.
Председательствующий