решение от 16.06.2011 о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения



    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    16 июня 2011 года                                                         город Киреевск Тульской области

    Киреевский районный суд Тульской области в составе:

    председательствующего Назарова В.В.,

    при секретаре Синяевой И.А.,

    с участием истца Исаевой Т.А. и представителя ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области – Амочкиной О.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаевой Т.А., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО8 и ФИО9, к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области и администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

    у с т а н о в и л:

    Исаева Т.А., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, обратилась в суд с иском к администрации МО Киреевский район Тульской области и администрации МО Приупское Киреевского района, в котором просит обязать ответчиков предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в рамках областной целевой «Программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда на 2009-2011 годы».

    В обоснование заявленных требований истица указала, что зарегистрирована и ранее проживала вместе с детьми по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Головлинский, ул.Кирова, дом 2, кв.5. Постановлением и.о.главы администрации Киреевский район Тульской области № 787 от 10.09.2001 г. указанный жилой дом был отнесен к категории ветхих, непригодных для проживания и включен в областную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, а она была включена в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в администрации МО Приупское Киреевского района. Однако, до настоящего времени иное благоустроенное жилье ей не предоставлено, проживание в ветхом жилом помещении невозможно, она вынуждена проживать по иному адресу на основании договора коммерческого найма. Со ссылками на положения ст.ст.57, 87, 89 ЖК РФ полагала, что у ответчиков возникла обязанность по предоставлению ей вне очереди благоустроенного жилого помещения.

    В судебном заседании истица Исаева Т.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, приведенным в иске, пояснила также, что в настоящее время она вынуждена проживать в жилом помещении, предоставленном ей по договору коммерческого найма, поскольку проживание по месту ее регистрации является невозможным в связи с разрушением жилого помещения.

        Представитель ответчика администрации МО Киреевский район Тульской области по доверенности – Амочкина О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что надлежащим ответчиком должна являться администрация МО Приупское Киреевского района, поскольку решением Собрания представителей МО Киреевский район Тульской области от 29.01.2008 г. № 38-277 было дано согласие на передачу МО Приупское Киреевского района безвозмездно в собственность жилищного фонда, расположенного на территории МО Приупское Киреевского района. Несмотря на то, что администрация МО Приупское не подписала акт приема-передачи указанного имущества, фактически она осуществляет распоряжение жильем, поскольку предоставляет его гражданам по договорам социального найма. В то же время администрация МО Приупское Киреевского района подписала акт приема передачи жилого фонда в безвозмездное пользование.

        Представитель соответчика администрации МО Приупское Киреевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил.

            Представитель третьего лица Территориального отдела по Киреевскому району комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

        На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

        Выслушав пояснения истицы, а также возражения представителя ответчика – администрации МО Киреевский район Тульской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Исаева Т.А., а также ее дети – ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Головлинский, ул.Кирова, дом 2, кв.5 с 16.03.2001 г. до настоящего времени, что подтверждается выпиской из домовой книги, а также справкой администрации МО Приупское Киреевского района.

    Из выписки из лицевого счета, открытого управляющей жилищной организацией – ООО «Управляющая компания КомСервис», следует, что общая площадь квартиры № 5 в доме № 2 по ул.Кирова пос.Головлинский Киреевского района Тульской области составляет 51,8 кв.м, расходы по оплате коммунальных услуг несет истица Исаева Т.А.

        В соответствии со ст.ст.50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в различных редакциях в период с 24.06.1983 г. по 01.03.2005 г., пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения между наймодателем и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.

        01.03.2005 г. вступил в силу действующий в настоящее время Жилищный кодекс (ЖК) РФ, которым предусмотрено право предоставления жилых помещений по договору социального найма.

На основании ст.ст.49, 60 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

        Постановлением администрации МО Киреевский район Тульской области от 10.09.2001 г. № 787, жилой дом № 2 по ул.Кирова пос.Головлинский Киреевского района Тульской области был признан ветхим и непригодным для проживания.

    Таким образом, в период с момента признания данного жилого помещения непригодным для проживания и до настоящего времени, истица и члены ее семьи зарегистрированы в жилом помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

        Согласно ст.51 Жилищного кодекса (ЖК) РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

        1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

        2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

        3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

        4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

        Приведенной нормой закона установлены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

        Из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним усматривается, что за истицей и ее детьми не зарегистрировано прав собственности на какое-либо жилье.

        Таким образом, истица и члены ее семьи не имеют в собственности какого-либо жилья, пригодного для проживания, не являются нанимателем иного жилья по договору социального найма либо членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

        При таких обстоятельствах, истица действительно является лицом, нуждающимся согласно ст.51 ЖК РФ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, при этом как усматривается из справки администрации МО Приупское Киреевского района от 16.06.2011 г., Исаева Т.А. состоит на очереди под номером «33» на получение жилья в МО Приупское Киреевского района на основании постановления № 3 от 01.02.2001 г.

    Между тем, в силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.

    Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

    1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

    2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

    3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.

    Приведенная норма закона на ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в списки граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

    При таких обстоятельствах, истица приобрела право именно на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с чем ее включение в общую очередь лиц, претендующих на предоставление жилья, либо предоставление жилья в зависимости от реализации такого права иными лицами равной категории, не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы Исаевой Т.А. и членов ее семьи, в связи с чем суд полагает ее исковые требования подлежащими удовлетворению.

    При этом законом установлены определенные требования к жилому помещению, предоставляемому в связи с признанием дома непригодным для проживания.

    Так ст.87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

    Исходя из положений ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

    Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

    При таких обстоятельствах, с момента признания занимаемого истицей жилого помещения непригодным для проживания, у Исаевой Т.А. возникло право именно на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому жилью.

        Постановлением администрации Тульской области от 24.09.2008 г. № 588 (с последующими изменениями) была утверждена долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы».

    Право на переселение в благоустроенные жилые помещения в рамках данной программы (в редакции от 25.10.2010 г.) имеют граждане, проживающие в жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания, признанных таковыми на 01.01.2002 г. и являющихся для них единственным местом проживания.

    В соответствии с п.5 Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, утвержденном постановлением администрации Тульской области от 28.03.2008 г. № 150, право на предоставление жилого помещения в рамках Программы имеют следующие категории граждан: состоящие на 01.01.2002 г. на регистрационном учете по месту жительства и проживающие в жилых помещениях, занимаемых по договорам социального найма, расположенных в доме, подлежащем отселению в рамках Программы, и не имеющие другого благоустроенного жилья на праве собственности и по договору социального найма; сохранившие в соответствии с действующим законодательством РФ право пользования жилым помещением, занимаемым ими по договору социального найма, расположенным в доме, подлежащем отселению в рамках Программы.

Таким образом, данными постановлениями предусмотрено два условия, на основании которых граждане имеют право на предоставление жилого помещения в рамках программы переселения – это регистрация граждан на 01.01.2002 г. в доме, подлежащем отселению в рамках Программы и отсутствие у граждан другого благоустроенного жилья на праве собственности и по договору социального найма.

    Учитывая приведенные нормативные акты субъекта РФ – Тульской области, истица, как лицо, соответствующее условиям долгосрочной целевой программы по переселению граждан, приобрела право на предоставление благоустроенного жилья в ее рамках.

        В соответствии со ст.55 ЖК РФ граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.

        При определении лица, на которое должна быть возложен обязанность по предоставлению жилья, суд приходит к следующему.

        Решением Собрания представителей МО Киреевский район от 29.01.2008 г. № 38-277 было дано согласие на передачу муниципальному образованию Приупское Киреевского района безвозмездно в собственность жилищного фонда, расположенного на территории МО Приупское Киреевского района.

        По смыслу ст.60 ЖК РФ наймодателем жилого помещения по договору социального найма может выступать исключительно собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.

        Вместе с тем, порядок передачи муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Тульской области, установлен Законом Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» (в редакции от 10.11.2010 г. № 1494-ЗТО).

            Согласно ст.1 данного Закона разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями осуществляется постановлением администрации Тульской области, принятым по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

            В силу ст.5 Закона право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает у принимающей стороны с момента подписания сторонами акта приема-передачи.

            Между тем, из пояснений представителя ответчика – администрации МО Киреевский район Тульской области следует, что акт приема-передачи от администрации МО Киреевский район в собственность МО Приупское Киреевского района муниципального жилого фонда, расположенного на территории МО Приупское Киреевского района, сторонами не подписывался.

            Передача такого имущества в безвозмездное пользование не имеет для дела какого-либо правового значения, поскольку возникшие в результате такой передачи правоотношения по смыслу ст.689 ГК РФ не связаны с переходом прав собственности на переданное имущество.

            Также судом не установлено каких-либо сведений, подтверждающих надлежащую передачу указанного имущества в собственность МО Приупское Киреевского района, до вступления в силу Закона Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО.

        Как предусмотрено ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, относятся к компетенции муниципальных поселений.

        В то же время полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к компетенции муниципальных районов (ст.15 Закона).

        Принимая во внимание затруднительность определения муниципального образования, в ведении которого в настоящее время находится жилой фонд, расположенный на территории МО Приупское Киреевского района, суд полагает возможным возложить обязанность по предоставлению Исаевой Т.А. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на обоих ответчиков, что позволит устранить правовую неопределенность при реализации истицей принадлежащих ей жилищных прав.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    р е ш и л:

        исковые требования Исаевой Т.А. удовлетворить.

        Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области и администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района вне очереди предоставить Исаевой Т.А. на семью из трех человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы», равнозначное ранее занимаемому.

        Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

        Судья