Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2011 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Якуниной И.А.,
с участием:
истца Самохина В.В.,
представителей ответчиков Виноградовой Е.Н., Околота Е.В., Хитевой Г.В., Алиевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-488/2011 по иску Самохина В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Киреевском районе Тульской области, государственному учреждению – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения об исключении из федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, признании права на получение государственной социальной помощи,
у с т а н о в и л :
истец Самохин В.В. обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.
С декабря 2005 года по настоящее время он является инвалидом 3 группы, ежегодно проходил освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы.
После прохождения 21 декабря 2009 года очередного освидетельствования истец забыл отдать в Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области подтверждающую наличие у него (истца) инвалидности справку, что повлекло за собой принятие ответчиком – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Киреевском районе Тульской области решения о прекращении предоставления государственной социальной помощи и исключении истца из Федерального регистра лиц, имеющих право на получения такой помощи в 2010 году.
По указанной причине истец был снят с очереди на получение санаторно-курортной путёвки в Государственном учреждении – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Считая указанное выше решение ответчика незаконным, поскольку истец не переставал быть инвалидом в 2010 году, в своём иске Самохин В.В. просит:
признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области об исключении его (истца) из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2010 году;
признать за ним право на получение ежемесячных денежных выплат за 2010 год и на обеспечение набором социальных услуг за 2010 год.
В судебном заседании истец Самохин В.В. исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области согласно доверенности Виноградова Е.Н. в суде иск не признала, пояснив, что с 20 декабря 2005 года истцу назначена ежемесячная денежная выплата как инвалиду третьей группы. При установлении указанной выплаты информация о гражданине в соответствии с пунктом 10 Порядка ведения Федерального регистрации лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 ноября 2004 года № 195, включается в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи по федеральному законодательству, а прекращение указанной ежемесячной выплаты является основанием для исключения информации о гражданине из Регистра. В срок до 10 числа каждого месяца осуществляется передача информации об изменениях Регистра в территориальные органы Фонда социального обязательного медицинского страхования.
В связи с непредставлением выписки бюро медико-социальной экспертизы о результатах очередного переосвидетельствования в 2009 году, с 1 января 2010 года Самохин В.В. утратил право на обеспечение набором социальных услуг (лекарствами и санаторно-курортным лечением, а также проездом в 2010 году), что повлекло за собой исключение из Федерального регистра в 2010 году.
С 1 января 2011 года Самохину В.В. установлена ежемесячная денежная выплата как инвалиду третьей группы на основании поданного им заявления о назначении такой выплаты с приложением всех необходимых документов, включая выписку органа медико-социальной экспертизы от 13 декабря 2010 года).
Представитель данного ответчика согласно доверенности Околота Е.В. в суде также не признала иск Самохина В.В., приведя в обоснование своих возражений такие же по своей сути доводы, что и приведённые выше доводы представителя Виноградовой Е.Н.
Представители ответчика – Государственного учреждения – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Тульской области согласно доверенностей Хитева Г.В. и Алиева А.Р. в суде не признали исковые требования, пояснив, что Самохин В.В. был снят с очереди на получение санаторно-курортной путёвки в 2010 году в связи полученной из Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевской районе Тульской области информации об исключении Самохина В.В. из Федерального регистра лица, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Выслушав объяснения указанных участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (в редакции от 8 декабря 2010 года) «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Согласно части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Статьёй 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции от 9 декабря 2010 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено право инвалидов на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьёй.
В соответствии с пунктами 5 и 6 указанной нормы права ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утверждённым Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 года № 294, установлено, что:
при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации; принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами (пункт 6);
граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пункт 8);
граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на неё путём подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (пункт 12);
ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату; днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами (пункт 14);
ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16);
ежемесячная денежная выплата начисляется с учётом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (пункт 23);
приостановление, продление и возобновление ежемесячной денежной выплаты производятся в порядке, определенном для трудовой пенсии в соответствии с Законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и с учётом Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2004 года N 15п/18, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 марта 2004 года, N 5621 (пункт 28);
ежемесячная денежная выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ежемесячную денежную выплату (подпункт 2 пункта 29);
граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты (пункт 38).
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции от 27 июля 2010 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) приостанавливается при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истёк указанный срок. По истечении указанных трёх месяцев выплата этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 настоящего Федерального закона. Возобновление выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и документы, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона определено, что выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истёк срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно статье 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (в редакции от 8 декабря 2010 года) «О государственной социальной помощи» в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
На основании пункта 2 Порядка ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 ноября 2004 года № 195 ведение регистра, включая программное обеспечение и технологию проведения сверки информации, полученной от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с базой данных Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в отношении граждан, указанных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999.
Согласно пункту 9 указанного Порядка территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в городах (районах):
осуществляют по месту жительства граждан учёт их права на получение социальных услуг с даты установления гражданам ежемесячной денежной выплаты;
в случае установления (прекращения) ежемесячной денежной выплаты, приобретения (утраты) гражданином права на получение социальных услуг либо изменения сведений о гражданах, содержащихся в регистре, в течение 5 дней направляют соответствующую информацию в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 10 данного Порядка установлено, что:
отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в срок до 10 числа каждого месяца осуществляют передачу информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) в Пенсионный фонд Российской Федерации, а информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) о гражданах, имеющих право на получение социальных услуг, в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ежегодно, в срок до 10 ноября, в составе регионального сегмента регистра направляют в Фонд социального страхования Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения о праве граждан на получение набора социальных услуг на следующий год.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Киреевскому району Тульской области от 20 декабря 2005 года № Самохину В.В. как инвалиду 3 группы назначена ежемесячная денежная выплата.
Информация о Самохине В.В. в соответствии с пунктом 10 Порядка ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальной помощи была включена в указанный регистр.
Ежегодно Самохин В.В. проходил медицинское освидетельствование в ФГУ «Бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области», предоставляя в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом: серии МСЭ-2006 № об установлении истцу инвалидности на срок до 1 января 2008 года; серии МСЭ-2006 № об установлении инвалидности на срок до 1 января 2009 года; серии МСЭ-2007 № об установлении инвалидности на срок до 1 января 2010 года с установлением даты очередного освидетельствования – 8 декабря 2009 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела получателя ежемесячной денежной выплаты.
В течение указанного периода времени Самохин В.В. получал ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные для инвалидов. Кроме того, в 2007, 2008 и 2009 годах он обеспечивался санаторными путёвками, предоставляемыми Государственным учреждением – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, что подтверждается соответствующими накладными и не оспаривается истцом.
21 декабря 2009 года указанным выше Бюро МСЭ Самохину В.В. установлена третья группа инвалидности на срок до 1 января 2011 года, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования, выданной 21 декабря 2009 года.
Однако указанная выписка не была представлена Самохиным В.В. в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области, что не оспаривается участвующими в деле лицами, включая истца.
Не получив документа, подтверждающего наличие у Самохина В.В. инвалидности, распоряжением указанного выше Управления от 30 декабря 2009 года выплата ЕДВ как инвалиду истцу была приостановлена, а распоряжением от 30 марта 2010 года прекращена.
Получив соответствующие сведения от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области, Государственное учреждение – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации исключило Самохина В.В. из очереди на получение санаторной путёвки в 2010 году, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Анализируя приведённую выше совокупность доказательств и правовых норм, суд приходит к убеждению в том, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения между лицами, имеющими право на социальную помощь, к каковым относится истец, и предоставляющими такую помощь органами (в данном случае – ответчиками) в силу приведённых выше норм закона носят заявительный характер, то есть право на получение такой помощи возникает у гражданина со дня обращения в компетентный орган с соответствующим заявлением (пункты 8, 12, 14 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации).
Право на получение социальной помощи у истца Самохина В.В. как инвалида возникло со дня его обращения в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Киреевскому району с заявлением о предоставлении таковой, то есть с 20 декабря 2005 года.
Как следует из указанного заявления истца от 20 декабря 2005 года (пункт 5), он обязался сообщать об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, а также об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.
Факт подписания названного выше заявления не оспаривается истцом по делу.
Указанная обязанность, по мнению суда, была понятна истцу, о чём свидетельствует ежегодное, за исключением 2009 года, предоставление Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Киреевском районе Тульской области выписок из актов освидетельствований, подтверждающих наличие у истца инвалидности.
Данное установленное судом обстоятельство опровергает доводы истца о том, что такая обязанность не была ему разъяснена представителями Управления Пенсионного фонда России.
Доводы истца о том, что в 2009 году он забыл предоставить выписку из акта освидетельствования вследствие перенесённого им инсульта суд находит неубедительными, поскольку: во-первых, как пояснил сам истец, инсульт произошёл с ним ещё до установления ему третьей группы инвалидности; во-вторых, установление ему инвалидности не связано с инсультом; в-третьих, на протяжении всего периода времени нахождения на инвалидности истец работает адвокатом, что соответствующим образом характеризует состояние его здоровья, в частности, работоспособность головного мозга.
При таких обстоятельствах Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе, не получив в декабре 2009 года документов, подтверждающих право истца на получение социальной помощи, предусмотренной для инвалидов, на законных основаниях сначала приостановило, а затем прекратило выплату ЕДВ, исключив истца из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальной помощи подпункт 1 пункта 1 статьи 21, подпункт 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункт 10 Порядка ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи).
В свою очередь, Государственное учреждение – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, воспользовавшись предоставленными Управлением пенсионного фонда Российской Федерации информацией на законных основаниях исключила истца из очереди на получение санаторных путёвок.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, истец на законных основаниях утратил право на получение государственной социальной помощи, предусмотренной для инвалидов, в 2010 году.
С 1 января 2011 года истцу установлена третья группа инвалидности бессрочно, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования от 13 декабря 2010 года, и с 1 января 2011 года на основании его заявления от 31 декабря 2010 года ему вновь назначена ежемесячная денежная выплата, предусмотренная инвалидам.
Кроме того, истец снова внесён в очередь на получение санаторной путёвки, которой будет обеспечен в порядке очередности.
По приведённым выше основаниям суд считает неправильными доводы истца в обоснование заявленных им требований, а доводы представителей ответчиков в обоснование своих возражений относительно иска – обоснованными.
Таким образом, истцу следует в полном объёме отказать в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Самохину В.В. отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи частной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Д.Н.Феоктистов