Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2011 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Якуниной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-671/2011 по иску Костюхина Д.В. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение указанного звания,
у с т а н о в и л :
истец Костюхин Д.В. обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.
29 апреля 2011 года он обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с письменным заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», приложив необходимый пакет документов. Ответчиком ему было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», в связи с тем, что продолжительность его общего трудового стажа составляет менее 25 лет, что не соответствует требованиям Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
Истец, полагая, что отказ ответчика противоречит положениям как названного выше Закона Тульской области, так и положениям Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в своём иске просит:
признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 6 мая 2011 года в присвоении ему звания «Ветеран труда»;
признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда»;
обязать ответчика принять решение о присвоении истцу данного звания со дня его обращения с соответствующим заявлением, то есть с 29 апреля 2011 года.
Истец Костюхин Д.В. в суд не явился, извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просит рассматривать дело в его отсутствие.
Ответчик – ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», третье лицо - департамент социального развития Тульской области, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.
ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» в своём письменном ходатайстве просит рассмотреть дело без участия их представителя.
От ответчика и третьего лица в суд поступили письменные возражения на иск Костюхина Д.В., из которых следует, что отказ ответчика в присвоении истцу звания «Ветеран труда» является основанным на законе, поскольку у истца отсутствует трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 29 апреля 2011 года Костюхин Д.В. обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».
Из письма указанного учреждения от 6 мая 2011 года № 1241 следует, что отказ ответчика в присвоении истцу звания «Ветеран труда» основан на утверждении о том, что исходя из пунктов 3 и 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» различается полный и неполный (имеющийся) трудовой стаж.
Под полным трудовым стажем в Федеральном законе № 173-ФЗ понимается 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
С учётом данных положений закона, по мнению ответчика, для присвоения звания «Ветеран труда», принимая во внимание формулировку «трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии», надлежит учитывать трудовой стаж в 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
По состоянию на 29 апреля 2011 года общий трудовой стаж истца составлял 14 лет 7 месяцев 18 дней, которого, по мнению ответчика, недостаточно для присвоения звания «Ветеран труда», так как это не соответствует требованиям Закона Тульской области.
По мнению суда, приведённая выше позиция ответчика является неправильной. К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.
Как следует из справки, выданной 27 апреля 2011 года Федеральным бюджетным учреждением «Колония-поселение № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, а также из трудовой книжки истца, старший лейтенант внутренней службы Костюхин Д.В. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы с 9 сентября 1996 года по настоящее время и имеет право на пенсию по выслуге лет.
Выслуга лет в уголовно-исполнительной системе по состоянию на 27 апреля 2011 года составляет: 16 лет 7 месяцев 20 дней – в календарном исчислении, 23 года 9 месяцев 29 дней – в льготном исчислении.
Общий трудовой стаж по состоянию на 27 апреля 2011 года составляет 16 лет 9 месяцев 29 дней.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Костюхин Д.В. награжден:
в 2006 году медалью «За отличие в службе» III степени;
в 2009 году медалью «За отличие в службе» II степени.
Копии соответствующих удостоверений имеются в деле.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами и медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодательством определён круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно статье 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Статьёй 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены виды пенсий по государственному пенсионному страхованию, в том числе пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, которая в свою очередь может предоставляться в соответствии с действующим пенсионным законодательством только двум категориям граждан – федеральным государственным служащим (гражданским государственным служащим) и военнослужащим.
Вышеназванным Законом урегулирован порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по призыву из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава, и членов их семей.
Условия пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих и членов их семей урегулированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что прямо следует из статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии со статьёй 13 данного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Следовательно, федеральный законодатель, а затем и законодатель субъекта, определяя круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в частности лиц, имеющих стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не ставит в зависимость для данной категории лиц наличие 25-летнего трудового стажа.
В этой связи доводы ответчика и третьего лица, изложенные в письменных возражениях на иск Костюхина Д.В., о том, что при применении Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет приобретали граждане в связи с длительным занятием определённой деятельностью (лечебной, педагогической, занятых на подземных и открытых горных работах и т.д. – статьи 78-82 закона), суд не может признать обоснованными, поскольку на момент принятия Федерального закона «О ветеранах» - на 12 февраля 1995 года понятие пенсия за выслугу лет относилась не только к данной категории лиц, но и к лицам, пенсионное обеспечение которых осуществлялось принятым 12 февраля 1993 года Законом № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Причём как федеральное, так и законодательство Тульской области присвоение звания «Ветеран труда» связывает, помимо наград, специальных званий, ведомственных знаков отличия, с трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, условия о назначении и, соответственно, о получении пенсии по старости или за выслугу лет законодательство не содержит.
Анализируя приведённую выше совокупность правовых норм и доказательств, суд приходит к убеждению в том, что истец Костюхин Д.В. на день своего обращения к ответчику с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» (29 апреля 2011 года) полностью соответствовал требованиям, предъявляемым как Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», так и законом Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», к ветеранам труда, поскольку истец: во-первых, был награждён медалями; во-вторых, имел при этом трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Каких-либо дополнительных, кроме перечисленных выше, требований к лицам-претендентам на присвоение звания «Ветеран труда» ни федеральным законодательством, ни законодательством Тульской области не предусмотрено, в связи с чем, суд расценивает доводы ответчика о том, что для присвоения указанного звания необходимым условием является наличие общего трудового стажа не менее 25 лет, противоречащими нормам приведённых выше законов.
При таких обстоятельствах суд находит подлежащими удовлетворению как основанные на законе требования истца о признании незаконным отказа государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 6 мая 2011 года в присвоении истцу звания «Ветеран труда»; о признании за истцом права на присвоение ему звания «Ветеран труда»; о возложении на ответчика обязанности принять решение о присвоении истцу звания «Ветеран труда».
Конкретный срок возникновения звания «Ветеран труда» действующим законодательством не предусмотрен.
Согласно части 9 статьи 2 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», решение о присвоении звания «Ветеран труда» либо об отказе в присвоении этого звания принимается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения, в пятнадцатидневный срок со дня поступления заявления с приложением документов, указанных в частях 3 или 4 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах, а также с учётом положений административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утверждённого постановлением администрации Тульской области от 14 мая 2009 года № 309 следует обязать ответчика принять решение о присвоении истцу звания «Ветеран труда» без указания даты, с которой, по мнению истца, следует принять такое решение – с 29 апреля 2011 года, в связи с чем в удовлетворении иска в данной части Костюхину Д.В. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Костюхина Д.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 6 мая 2011 года в присвоении Костюхину Д.В. звания «Ветеран труда».
Признать за Костюхиным Д.В. право на присвоение ему звания «Ветеран труда».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» принять решение о присвоении Костюхину Д.В. звания «Ветеран труда».
В удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности принять вышеуказанное решение с 29 апреля 2011 года Костюхину Д.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Д.Н.Феоктистов