Решение от 17.06.2011. о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по завещанию



    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    17 июня 2011 года                                                      город Киреевск Тульской области

    Киреевский районный суд Тульской области в составе:

    председательствующего Назарова В.В.,

    при секретаре Синяевой И.А.,

    с участием истца Заболотной Т.А. и ответчика Егоровой Н.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заблотной Т.А. к Шубату А.А., Егоровой Н.А. и администрации муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по завещанию,

    у с т а н о в и л:

    Заболотная Т.А. обратилась в суд с иском к Шубату А.А., Егоровой Н.А. и администрации МО Большекалмыкское Киреевского района, в котором просит признать за ней право собственности на комнаты № 3 и 4, расположенные в квартире № 4 дома № 4 пос.Строительный Киреевского района Тульской области.

    В обоснование заявленных требований указала, что 03.03.2010 г. умерла ее мать – ФИО2, после смерти которой открылось наследство в виде двух комнат № 3 и 4 в квартире № 4 дома № 4 в пос.Строительный Киреевского района Тульской области. При жизни ее матерью было составлено завещание, которым все свое имущество, включая вышеуказанные помещения, она завещала истице. Иные наследники – ее брат Шубат А.А. и сестра Егорова Н.А. на наследство не претендуют. Вместе с тем в договоре передачи спорных помещений в собственность наследодателю допущена неточность, поскольку ФИО2 фактически занимала и была собственником не всей квартиры, как указано в договоре, а только комнат № 3 и 4 в данной квартире. Указанное обстоятельство препятствует ей в получении свидетельства о праве на наследство.

    В судебном заседании истица Заболотная Т.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, приведенным в иске.

    Ответчик Егорова Н.А. в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме, пояснила, что на наследство, открывшееся после смерти ее матери, она не претендует, единственным наследником по завещанию должна являться ее сестра Заболотная Т.А. Наследство после смерти матери она не принимала и в дальнейшем принимать не намеревается.

    Ответчик Шубат А.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил в суд заявление, в котором указал, что наследство после смерти своей матери он не принял и в дальнейшем принимать не намеревается.

    Представитель ответчика администрации МО Большекалмыкское Киреевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил, возражений по иску не представил.

    Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле определением судьи, – администрации МО Киреевский район Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.

    Представители третьих лиц, привлеченных к участию в деле определением судьи, – МРИ № 7 ФНС России по Тульской области и Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщили, возражений по иску не представили.

    На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

    Выслушав пояснения истицы Заболотной Т.А., мнение ответчика Егоровой Н.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 умерла 03.03.2010 г., что подтверждается свидетельством о смерти серии I-БО , выданным 03.03.2010 г. отделом ЗАГС администрации МО Киреевский район Тульской области.

    В соответствии со ст.ст.218, 1111 Гражданского кодекса (ГК) РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения.

Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве.

Из завещания ФИО2, составленного 21.04.2005 г., усматривается, что все свое имущество, которое ко дню смерти окажется ей принадлежащим, наследодатель завещает Заболотной Т.А..

По сообщению нотариуса г.Тулы ФИО6, указанное завещание не отменялось и не изменялось.

В силу ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

На основании договора передачи от 07.04.1993 г. ФИО2 была передана в собственность квартира № 4 в доме № 4 в пос.Строительный Киреевского района Тульской области, что также подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 13.04.1993 г. и регистрационным удостоверением от 29.04.1993 г.

Вместе с тем, из справки администрации МО Большекалмыкское Киреевского района от 14.01.2011 г. следует, что ФИО2 до момента своей смерти фактически проживала в комнатах № 3 и 4 указанного жилого помещения, тогда как в комнатах № 1 и 2 до момента своей смерти 23.06.2006 г. проживала ФИО7 совместно с сыном ФИО8 По состоянию на 01.01.2011 г. комнаты № 1 и 2 не приватизированы, являются муниципальными.

Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось и подтверждается выписками из финансового счета и выпиской из похозяйственной книги.

Таким образом, суд полагает, что учитывая положения ст.1112 ГК РФ, в состав наследственного имущества после смерти ФИО2 должны войти именно комнаты № 3 и 4 в квартире № 4 в доме № 4 в пос.Строительный Киреевского района Тульской области.

    При определении круга наследников после смерти ФИО2, суд приходит к следующему.

    По смыслу ст.1119 ГК РФ наследником является лицо, указанное в этом качестве в завещании.

    Вместе с тем, той же правовой нормой принцип свободы завещания ограничен правилами об обязательной доле в наследстве.

Как предусмотрено ст.1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.

    Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Исходя из положений ст.1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

    Из материалов наследственного дела к имуществу умершей ФИО2 следует, что в установленный ст.1154 ГК РФ шестимесячный срок после смерти наследодателя ФИО2, с заявлением о принятии наследства к нотариусу Киреевского нотариального округа ФИО9 обратилась истица Заболотная Т.А.

    Таким образом, истица приняла наследство после смерти своей матери одним из предусмотренных ст.1153 ГК РФ способов.

    В то же время из материалов наследственного дела следует, что наследниками, имеющими на основании ст.1149 ГК РФ право на обязательную долю в наследстве, указаны иные дети наследодателя – сын Шубат А.А. и дочь Егорова Н.А.

В соответствии со ст.1158 ГК РФ отказ от обязательной доли в наследстве не допускается.

Вместе с тем, на наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве, также распространяются общие правила о порядке принятия наследства, установленные ст.1153 ГК РФ.

Согласно ст.1152 ГК РФ принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.

Как следует из материалов дела и пояснений истицы, а также ответчика Егоровой Н.А. и заявления ответчика Шубата А.А. (в том числе, ранее поданного нотариусу), ответчики наследство после смерти наследодателя ФИО2 в установленном законом порядке не приняли, в связи с чем единственным наследником, принявшим наследство, является истица Заболотная Т.А.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования и признать за истицей право собственности на наследственное имущество после смерти ее матери ФИО2

    При разрешении исковых требований суд также принимает во внимание признание ответчиками исковых требований в полном объеме, что по смыслу ст.ст.39, 198 ГПК РФ является самостоятельным основанием для удовлетворения иска.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

         р е ш и л:

    исковые требования Заболотной Т.А. удовлетворить в полном объеме.

    Признать за Заболотной Т.А. право собственности на комнаты № 3 и № 4 общей площадью 29,7 кв.м., в том числе жилой площадью 14,9 кв.м., расположенные в квартире № 4 дома №4 в поселке Строительный Киреевского района Тульской области, в порядке наследования по завещанию после смерти ее матери ФИО2, умершей 3 марта 2010 года.

    Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

    Судья