решение от 19.07.2011 о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения



        РЕШЕНИЕ

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        19 июля 2011 года                                                         город Киреевск Тульской области

        Киреевский районный суд Тульской области в составе:

        председательствующего Назарова В.В.,

        при секретаре Синяевой И.А.,

        с участием истца Лоханкина В.И., а также его представителя – Мартынова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лоханкина В.И. к администрации муниципального образования рабочий поселок Бородинский Киреевского района, администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области и администрации муниципального образования город Киреевск Киреевского района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

        у с т а н о в и л:

        Лоханкин В.И. обратился в суд с иском к администрации МО г.Киреевск Киреевского района, в котором просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение.

        Определением судьи от 29.06.2011 г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация МО Киреевский район Тульской области и администрация МО рапос.Бородинский Киреевского района.

        В обоснование заявленных требований истец указал, что является ветераном ВОВ, проживает по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Бородинский, ул.Луговая, дом 2/2, кв.3. Постановлением администрации МО Киреевский район Тульской области № 787 от 10.09.2001 г., жилой дом № 2/2 по ул.Луговой пос.Бородинский Киреевского района Тульской области был признан ветхим и непригодным для проживания. Постановлением главы администрации МО рапос.Бородинский № 76 от 09.10.2003 г., Лоханкин В.И. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании заявления от 07.10.2003 г., однако до настоящего времени благоустроенного жилья не получил.

        Истец Лоханин В.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, приведенным в иске, пояснил, что в настоящее время проживать в его квартире невозможно по причине ветхости жилья.

        Представитель истца, допущенный судом к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ, – Мартынов Н.П. в судебном заседании также просил удовлетворить исковые требования Лоханкина В.И. в полном объеме, пояснил, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

        Представитель ответчика администрации МО г.Киреевск Киреевского района в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признал, полагал, что администрация МО г.Киреевск Киреевского района является ненадлежащим ответчиком по делу.

        Представители соответчиков: администрации МО рапос.Бородинский Киреевского района и администрации МО Киреевский район Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщили, возражений по иску не представили.

        На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

        Выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

        Как установлено судом и следует из материалов дела, Лоханкин В.И. зарегистрирован по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Бородинский, ул.Луговая, дом 2/2, кв.3, с 24.07.2000 г. по настоящее время, что подтверждается соответствующей отметкой в паспорте истца и выпиской из домовой книги.

        Указанное жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.08.2003 г. и справкой администрации МО рапос.Бородинский Киреевского района от 15.07.2011 г.

            На основании постановления и.о.главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 787 от 10.09.2001 г., жилой дом 2/2 по ул.Луговой пос.Бородинский Киреевского района Тульской области был признан ветхим и непригодным для проживания.

        Согласно ст.51 Жилищного кодекса (ЖК) РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

        1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

        2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

        3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

        4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

        Приведенной нормой закона установлены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

        Из материалов дела усматривается, что истец не имеет в собственности какого-либо иного жилья кроме ветхого, не является нанимателем жилья по договору социального найма либо членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения, что подтверждается выпиской из ЕГРПН, а также справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

        Как следует из справки администрации МО рапос.Бородинский Киреевского района от 08.02.2011 г., Лоханкин В.И. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий под номером 78 на основании заявления от 07.10.2003 г.

        Таким образом, истец действительно является лицом, нуждающимся согласно ст.51 ЖК РФ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

    Между тем, в силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.

    Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

    1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

    2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

    3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.

        При таких обстоятельствах, истец приобрел право именно на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицо, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодным для проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции.

    Как предусмотрено ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

        В то же время в соответствии со ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

        Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

        При таких обстоятельствах, с момента признания занимаемого истцом жилого помещения непригодным для проживания, у Лоханкина В.И. возникло право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому жилью.

        Постановлением администрации Тульской области от 24.09.2008 г. № 588 была утверждена долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы».

        Право на переселение в благоустроенные жилые помещения в рамках данной программы (в редакции от 25.10.2010 г.) имеют граждане, проживающие в жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания, признанных таковыми на 01.01.2002 г. и являющихся для них единственным местом проживания.

        В соответствии с п.5 Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, утвержденном постановлением администрации Тульской области от 28.03.2008 г. № 150, право на предоставление жилого помещения в рамках Программы имеют следующие категории граждан: состоящие на 01.01.2002 г. на регистрационном учете по месту жительства и проживающие в жилых помещениях, занимаемых по договорам социального найма, расположенных в доме, подлежащем отселению в рамках Программы, и не имеющие другого благоустроенного жилья на праве собственности и по договору социального найма; сохранившие в соответствии с действующим законодательством РФ право пользования жилым помещением, занимаемым ими по договору социального найма, расположенным в доме, подлежащем отселению в рамках Программы.

        Судом установлено, что истец является ветераном-участником ВОВ, что подтверждается соответствующим удостоверением, согласно которому он имеет право на льготы, установленные ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающей, в том числе право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

        В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 г.) должно быть завершено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

        При определении лица, на которое должна быть возложена обязанность по предоставлению истцам жилого помещения, суд приходит к следующему.

        Истец зарегистрирован и является собственником ветхого жилого помещения, расположенного на территории МО рапос.Бородинский Киреевского района.

         Порядок передачи муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Тульской области, установлен Законом Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» (в редакции от 10.11.2010 г. № 1494-ЗТО).

            В силу ст.1 данного Закона разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями осуществляется постановлением администрации Тульской области, принятым по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

            Как предусмотрено ст.5 Закона право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает у принимающей стороны с момента подписания сторонами акта приема-передачи.

            В соответствии с решением Собрания представителей третьего созыва №29-229 от 09.08.2007 г. внеочередного заседания МО Киреевский район жилищный фонд, а также постановлением администрации МО Киреевский район №1079 от 11.09.2007 г. и актом приема-передачи, жилищный фонд, расположенный на территории пос.Бородинский Киреевского района Тульской области передан муниципальному образованию рапос.Бородинский Киреевского района Тульской области

        Как предусмотрено ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, относятся к компетенции муниципальных поселений.

            С учетом изложенного, суд полагает возможным возложить обязанность по предоставлению Лоханкину В.И. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма именно на администрацию МО рапос.Бородинский Киреевского района Тульской области.

        При таких обстоятельствах, исковые требования Лоханкина В.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

        р е ш и л:

        исковые требования Лоханкина В.И. удовлетворить.

        Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Бородинский Киреевского района предоставить вне очереди Лоханкину В.И. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.

            Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

            Судья