РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2011 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Назарова В.В.,
при секретаре Синяевой И.А.,
с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Сергеевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Новосельское Киреевского района Тульской области о признании бездействия незаконным, о постановке бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учет,
у с т а н о в и л:
Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Новосельское Киреевского района Тульской области, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика в постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений: плотины пруда, расположенной: Тульская область, Киреевский район, с.Новоселебное, р.Сухая Гать, пр.р.Шат и плотины пруда, расположенного южнее дер.Михайловка Киреевского района Тульской области и обязать ответчика в срок до 01.01.2012 г. принять меры к постановке данных ГТС на учет в Управлении Росреестра по Тульской области.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области с привлечением специалиста Приокского управления Ростехнадзора была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанности по постановке гидротехнических сооружений (ГТС) на учет в качестве бесхозяйных и предупреждению чрезвычайных ситуаций. В ходе проверки было установлено, что на территории МО Новосельское Киреевского района находятся бесхозяйные, не имеющие собственника гидротехнические сооружения, – плотины прудов, расположенных на р.Сухая Гать пр.р.Шат и южнее дер.Михайловка Киреевского района. Состояние безопасности данных ГТС не соответствует установленным требованиям: при обследовании ГТС пруда, расположенного южнее дер.Михайловка Киреевского района установлено, что водосбросный колодец ГТС захламлен мусором, растительностью; при обследовании ГТС в с.Новоселебное установлено, что на переходном мостике к водосбросному сооружению ГТС отсутствует настил. Тем не менее, ответчиком до настоящего времени не приняты меры к постановке данных бесхозяйных ГТС на учет, в связи с чем имеется потенциальная опасность для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных сооружений.
В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора Сергеева Н.С. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика администрации МО Новосельское Киреевского района Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал.
Представитель третьего лица Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление в получении судебной повестки, возражений относительно исковых требований не представлено, причина неявки суду не известна.
Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле определением судьи, – Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле определением судьи, – администрации МО Киреевский район Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения помощника Киреевского межрайонного прокурора Сергеевой Н.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса (ГК) РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как усматривается из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.06.2011 г., а также справки Киреевского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 03.11.2010 г., права на гидротехнические сооружения – пруд, расположенный южнее дер.Михайловка и пруд на р.Сухая Гать ни за кем не зарегистрированы.
По сообщениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от 11.11.2010 г., указанные ГТС в реестре федерального имущества по Тульской области не числятся.
По сообщениям администрации МО Киреевский район Тульской области от 02.12.2010 г. и администрации МО г.Киреевск Тульской области от 10.06.2010 г., указанные ГТС в реестре муниципального имущества не числятся.
Таким образом, данные гидротехнические сооружения действительно являются бесхозяйными, не имеющими собственника.
Согласно Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляет Федеральная регистрационная служба – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа (п.1). На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.225 и ст.236 ГК РФ.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (п.5).
В силу ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями и дополнениями) к компетенции федерального органа в области государственной регистрации и органов по государственной регистрации относится, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей;
Исходя из положений ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с последующими изменениями и дополнениями), плотины относятся к гидротехническим сооружениям.
Как предусмотрено ст.9 данного Закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта – население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Таким образом, эксплуатация ГТС должна осуществляться в соответствии с определенными требованиями, при этом смыслу приведенной нормы права, ответственность за безопасность гидротехнического сооружения возложена на собственника ГТС либо эксплуатирующую организацию.
С учетом изложенного, отсутствие собственника либо эксплуатирующей организации действительно препятствует соблюдению требований безопасности, что может создать угрозу жизни и здоровью людей, опасность для окружающей среды и хозяйственных объектов.
В соответствии со ст.13 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления.
Как следует из акта проверки гидротехнических сооружений, расположенных на территории Киреевского района, составленного 01.06.2011 г. Киреевской межрайонной прокуратурой, в состав пруда, расположенного южнее дер.Михайловка входит: плотина, по гребню плотины проходит автодорога Болохово-Шварцевский. Плотина оснащена водосбросом шахтного типа. Водосбросный колодец захламлен мусором, растительностью.
В ходе проверки ГТС пруда, расположенного на р.Сухая Гать – притоке р.Шат установлено следующее. В состав ГТС входит грунтовая плотина. Верховой откос укреплен бетонными плитами, бетонный водосброс шахтного типа совмещенный с донным водоспуском, объем пруда 13 тыс. куб.м. По гребню плотины проходит асфальтированная дорога Болохово-Шварцевский. Гребень плотины сработан колеей. На переходном мостике к водосбросному сооружению отсутствует настил.
Таким образом, в ходе проведенной проверки было установлено, что эксплуатация указанных ГТС осуществляется с нарушением требований безопасности, при этом бесхозяйность данных сооружений препятствует определению лица, на которого должна быть возложена ответственность за соблюдение требований безопасности.
Учитывая вышеприведенные положения закона, обязанность по постановке данных ГТС на учет в качестве бесхозяйных должна быть возложена на орган местного самоуправления, а бездействие последнего по такой постановке, не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новосельское Киреевского района Тульской области по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Обязать администрацию муниципального образования Новосельское Киреевского района Тульской области в срок до 01 января 2012 года принять меры к постановке на учет в государственном регистрирующем органе бесхозяйных гидротехнических сооружений: плотины пруда, расположенного: Тульская область, Киреевский район, с.Новоселебное, р.Сухая Гать, пр.р.Шат и плотины пруда, расположенного южнее дер.Михайловка Киреевского района Тульской области.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы, либо кассационного представления в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.
Судья