Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2011 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Якуниной И.А.,
с участием истца Гатальского М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-830/2011 по иску Гатальского М.Н. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение указанного звания, о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда,
у с т а н о в и л :
истец Гатальский М.Н. обратился в суд с вышеназванным иском по следующим основаниям.
30 мая 2011 года он обратился к ответчику с письменным заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», приложив необходимый пакет документов.
7 июня 2011 года ответчик отказал в присвоении ему указанного звания, обосновывая свой отказ тем, что продолжительность его общего трудового стажа составляет менее 25 лет, что не соответствует требованиям Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
Истец, полагая, что отказ ответчика противоречит положениям как названного выше Закона Тульской области, так и положениям Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в своём иске просит:
признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда»;
признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» и право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренные законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и законом РФ «О ветеранах» для ветеранов труда;
обязать ответчика принять решение о присвоении ему (истцу) данного звания с выдачей удостоверения и предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренные законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и законом РФ «О ветеранах» для ветеранов труда.
Ответчик – ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», третьи лица: Управление внутренних дел по Тульской области, департамент социального развития Тульской области, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.
В письменных ходатайствах ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», Управление внутренних дел по Тульской области просят рассмотреть дело без участия своих представителей, при этом ответчик возражает относительно исковых требований.
Из письменного возражения ответчика следует, что для присвоения звания «Ветеран труда», принимая во внимание формулировку «трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости», учитывается трудовой стаж 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. Согласно трудовой книжки истца его трудовой стаж составляет 18 лет 8 месяцев 24 дня, что не даёт законных оснований для присвоения ему звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Истец Гатальский М.Н. в суде исковые требования поддержал в полном объёме.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 30 мая 2011 года Гатальский М.Н. обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».
Из письма указанного учреждения от 7 июня 2011 года № следует, что отказ ответчика в присвоении истцу звания «Ветеран труда» основан на утверждении о том, что исходя из пунктов 3 и 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» различается полный и неполный (имеющийся) трудовой стаж.
Под полным трудовым стажем в Федеральном законе № 173-ФЗ понимается 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
С учётом данных положений закона, по мнению ответчика, для присвоения звания «Ветеран труда», принимая во внимание формулировку «трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии», надлежит учитывать трудовой стаж в 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
Общий трудовой стаж истца составлял 18 лет 8 месяцев 24 дня, которого, по мнению ответчика, недостаточно для присвоения звания «Ветеран труда», так как это не соответствует требованиям Закона Тульской области.
Суд считает, что приведённая выше позиция ответчика является неправильной. К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.
Как следует из трудовой книжки, Гатальский М.Н. проходил службу в органах внутренних дел по муниципальному образованию Киреевский район с 29 января 1990 года по 26 мая 2008 года.
Из выписки из приказа Управления внутренних дел по Тульской области № л/с от 23 мая 2008 года следует, что старший лейтенант милиции Гатальский М.Н. имеет право на пенсию по выслуге срока службы, дающего право на пенсию с 26 мая 2008 года. Выслуга лет по состоянию на 26 мая 2008 года составляет в календарном исчислении 20 лет 2 месяца 18 дней.
С 27 мая 2008 года Гатальский М.Н. является пенсионером по выслуге лет, что подтверждается пенсионным удостоверением № №, выданным 10 июня 2008 года УВД по Тульской области.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Гатальский М.Н. награждён:
23 октября 2003 года – медалью «За отличие в службе» III степени,
1 ноября 2005 года – медалью «За отличие в службе» II степени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами и медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодательством определён круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно статье 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Статьёй 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены виды пенсий по государственному пенсионному страхованию, в том числе пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, которая в свою очередь может предоставляться в соответствии с действующим пенсионным законодательством только двум категориям граждан – федеральным государственным служащим (гражданским государственным служащим) и военнослужащим.
Вышеназванным Законом урегулирован порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по призыву из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава, и членов их семей.
Условия пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих и членов их семей урегулированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что прямо следует из статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии со статьёй 13 данного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Следовательно, федеральный законодатель, а затем и законодатель субъекта, определяя круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в частности лиц, имеющих стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не ставит в зависимость для данной категории лиц наличие 25-летнего трудового стажа.
В этой связи доводы ответчика, изложенные в письменном возражении на иск Гатальского М.Н., суд не может признать обоснованными, поскольку на момент принятия Федерального закона «О ветеранах» - на 12 февраля 1995 года понятие пенсия за выслугу лет относилась не только к данной категории лиц, но и к лицам, пенсионное обеспечение которых осуществлялось принятым 12 февраля 1993 года Законом № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Причём как федеральное, так и законодательство Тульской области присвоение звания «Ветеран труда» связывает, помимо наград, специальных званий, ведомственных знаков отличия, с трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, условия о назначении и, соответственно, о получении пенсии по старости или за выслугу лет законодательство не содержит.
Анализируя приведённую выше совокупность правовых норм и доказательств, суд приходит к убеждению в том, что истец Гатальский М.Н. на день своего обращения к ответчику с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» (30 мая 2011 года) полностью соответствовал требованиям, предъявляемым как Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», так и законом Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», к ветеранам труда, поскольку истец: во-первых, был награждён медалями; во-вторых, имел при этом трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Каких-либо дополнительных, кроме перечисленных выше, требований к лицам-претендентам на присвоение звания «Ветеран труда» ни федеральным законодательством, ни законодательством Тульской области не предусмотрено, в связи с чем, суд расценивает доводы ответчика о том, что для присвоения указанного звания необходимым условием является наличие общего трудового стажа не менее 25 лет, противоречащими нормам приведённых выше законов.
При таких обстоятельствах суд находит подлежащими удовлетворению как основанные на законе требования истца о признании незаконным отказа государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 7 июня 2011 года в присвоении истцу звания «Ветеран труда»; о признании за истцом права на присвоение ему звания «Ветеран труда»; о возложении на ответчика обязанности принять решение о присвоении истцу звания «Ветеран труда».
Между тем, из материалов дела следует, что истец не обращался к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, в связи с чем, в удовлетворении иска в данной части Гатальскому М.Н. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Гатальского М.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в присвоении Гатальскому М.Н. звания «Ветеран труда».
Признать за Гатальским М.Н. право на присвоение ему звания «Ветеран труда».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» принять решение о присвоении Гатальскому М.Н. звания «Ветеран труда».
В удовлетворении исковых требований в остальной части Гатальскому М.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Д.Н.Феоктистов