Решение от 27.07.2011. о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М    Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

27 июля 2011 года                                         г.Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Кулешовой Е.В.,

с участием истца – Зиновьевой Т.С.,

представителя истца в порядке ст. 53 ГПК РФ Сальковой С.А.,

представителя ответчика – ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе по доверенности – Виноградовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1259/10 по иску Зиновьевой Т.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Тульской области о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначить досрочную трудовую пенсию,

установил:

Зиновьева Т.С. с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял педагогическую деятельность:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности воспитателя детского сада в различных детских дошкольных учреждениях.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зиновьева Т.С. обучалась в одногодичном педагогическом классе при средней общеобразовательной школе <адрес>.

В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы.

ДД.ММ.ГГГГ Зиновьева Т.С. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии досрочно, в чем решением указанного пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано за отсутствием необходимого стажа.

Не согласившись с данным отказом, Зиновьева Т.С. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Тульской области о признании отказа в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, обязании включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она приходила в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Тульской области с документами, необходимыми для назначения пенсии, однако документы у нее приняты не были, заявление написать ей возможности не дали. Тогда в тот же день весь принесенный пакет документов она по почте направила с заявлением на имя начальника указанного пенсионного органа с просьбой разъяснить причины допущенных, по ее мнению, нарушения пенсионных прав.

В конце ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в орган пенсионного обеспечения повторно с теми же документами, оформила заявление о назначении пенсии, однако в назначении пенсии ей было отказано указанным выше решением.

Считает, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в трудовой стаж, так как на курсы она была направлена приказом по детскому саду, обучение проходила с сохранением заработной платы по месту работы, в этот период производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

В судебном заседании истец Зиновьева Т.С. и ее представитель в порядке ст. 53 ГПК РФ заявленные требования по изложенным выше основаниям поддержали, дополнительно указав, что по их расчетам на ДД.ММ.ГГГГ года истец уже имела более 25-лет стажа педагогической деятельности для назначения пенсии досрочно. Полагают, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует также включить в ее стаж, так как в это период она проходила обучение в педагогическом классе общеобразовательной школы, куда была направлена приказом по школе в соответствии с приказом Комитета образования, при этом за ней сохранялось рабочее место. Как до, так и после обучения она занималась педагогической деятельностью, по окончании обучения ей было выдано удостоверение и присвоена квалификация. С этого времени она стала пользоваться всеми льготами, предоставляемыми трудовым законодательством для педагогических работников, причем полученного образования было достаточно для того, чтобы проходить необходимые аттестации и заниматься указанной деятельностью. Иного педагогического образования у нее не имеется.

Датой своего первоначального обращения за назначением пенсии считает именно ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, не смотря на то, что впервые заявление о назначении пенсии было оформлено ею ДД.ММ.ГГГГ на бланке, предоставленном ответчиком, в силу действующего законодательства работник пенсионного органа уже ДД.ММ.ГГГГ был обязан предложить ей написать заявление о назначении пенсии. Самостоятельно в произвольной форме она такого заявления не писала. В приложение к пакету документов она направила письмо на имя руководителя пенсионного органа, в котором просила разобраться со сложившейся ситуацией, указав, на допущенные, по ее мнению, нарушения ее пенсионных прав. Ответ на данное заявление от ДД.ММ.ГГГГ считает необоснованными, т.к. в нем ей предложено предоставить документы, касающиеся отпуска по уходу за ребенком, а также указано на неточности в льготно - уточняющей справке. Между тем, детей у нее нет, а неточности она имела право устранить и после принятия документов. Работник ответчика при ее обращении должен был эти вопросы выяснить. Считает, что руководитель ответчика должен был передать документы на рассмотрение комиссии для разрешения вопроса о назначении пенсии или отказе в ее назначении.

Представитель ответчика - ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе по доверенности – Виноградова Е.Н. в суде иска не признала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ истцом, действительно, был направлен пакет документов на имя руководителя ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе. Заявления о назначении пенсии к пакету не прилагалось, а прилагалась жалоба на действия работников пенсионного органа. Данная жалоба была рассмотрена в установленный срок, на нее истцу дан письменный ответ.

Лица, обращающиеся в пенсионный орган, не лишены возможности оформить заявление о назначении пенсии не только на бланке, который выдается пенсионным органом, но и в свободной форме. Подобных заявлений от истца, поступивших до ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком не регистрировалось, поскольку таковых в пенсионный орган не поступало.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации полагает не подлежащими включению в стаж истца, так как это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Вместе с тем, представитель ответчика в судебном заседании подтвердила, что с учетом данных курсов стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ по расчету пенсионного органа составит ровно 25 лет, что достаточно для назначения пенсии досрочно. Данный расчет произведен с использованием компьютерной программы. На ДД.ММ.ГГГГ такого стажа, даже с учетом указанных курсов, истец не имела.

Период обучения в педагогическом классе не подлежит включению в трудовой стаж, так как общеобразовательная школа не является педагогическим образовательным учреждением.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

По общему правилу ст. 7 Федерального закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В силу подпункта 19 п.1 ст. 27 названного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 463, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1067, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ - по и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781. Ко всем периодам работы могут быть применены Список и Правила от ДД.ММ.ГГГГ.

При исчислении стажа работы в части, не урегулированной последними, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516.

Как видно из материалов дела, объяснений сторон, отказывая в назначении истцу пенсии досрочно, ответчик исходил из того, что действующие Правила не предусматривают возможности включение в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Принимая во внимание тот факт, что в период нахождения работника на курсах повышения квалификации, за ним сохраняется заработная плата, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ст. 187 ТК РФ), суд приходит к выводу, что, в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями статей 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж ее педагогической деятельности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Что касается периода обучения в педагогическом классе общеобразовательной школы, то, как видно из копии трудовой книжки истца, на данное обучение она была направлена приказом по средней школе (<адрес>) в соответствии с протоколом квалификационной комиссии. ДД.ММ.ГГГГ в ее трудовой книжке произведена запись об увольнении из детского сада Болоховского химкомбината в связи с учебой по подготовке воспитателей, ДД.ММ.ГГГГ – о приеме на работу в тот же детский сад в прежней должности.

Суду представлено удостоверение Министерства просвещения РСФСР , выданное средней школой, в том, что Зиновьева Т.С. в ДД.ММ.ГГГГ. обучалась в педагогическом классе школы и решением квалификационной комиссии ей присвоена квалификация «воспитатель детского сада».

Согласно инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, к числу педагогических учебных заведений относятся педагогические и учительские институты, педучилища, другие учебные заведения, дающие педагогическое образование. Данное письмо соответствует п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N139, п. 3 Приложения N 6 к инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 94, согласно которым в специальный педагогический стаж включается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Как пояснила истец и доказательств обратному не имеется, иного педагогического образования у нее не имеется, данное же обучение носило для нее обязательный характер и полученное в педагогическом классе образование позволило впредь осуществлять трудовую деятельность в должности воспитателя, предполагающей проведение аттестаций.

Оценив изложенное, суд приходит к выводу о том, что указанный выше период учебы также может быть принят во внимание при начислении стажа, дающего право на назначение пенсии досрочно.

Как следует из материалов дела, на ДД.ММ.ГГГГ с учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации в ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ Зиновьева Т.С. уже имела трудовой педагогической деятельности - 25 лет, что представитель ответчика в суде подтвердил. Это обстоятельство давало истцу право на назначение пенсии досрочно по пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ.

По указанным выше основаниям отказ ответчика в назначении пенсии истцу суд не может признать обоснованным.

По общему правилу п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях», применимому к рассматриваемому случаю, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми прилагаемыми документами), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что первоначальное обращение истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии последовало ДД.ММ.ГГГГ. Именно данное заявление имеется в пенсионном деле. Так как на день обращения с учетом указанных выше периодов ее специальный стаж составил 25 лет, за ней следует признать право на назначение пенсии досрочно, которому корреспондирует обязанность пенсионного органа назначить такую пенсию с указанной даты.

Доказательств тому, что до указанной даты в орган пенсионного обеспечения поступало заявление истца о назначении ей пенсии досрочно с прилагаемыми документами, не представлено.

Как видно из объяснений сторон и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ имело место направление истцом в орган пенсионного обеспечения по почте пакета документов, включая копию трудовой книжки, льготно-уточняющие справки, иные, с приложением заявления на имя руководителя ответчика с просьбой дать письменный ответ, на каком основании у нее не приняты документы для начисления пенсии. По данной жалобе проведена проверка, истцу дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъяснен порядок обращения за назначением пенсии, дан предполагаемый перечень документов, необходимых для ее назначения.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просьбы истца назначить пенсию не содержится, что исключало возможность рассмотрения ее обращения и документов комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, как заявления о назначении пенсии досрочно.

Правила об обязательном оформлении заявления о назначении пенсии на бланке установленного образца закон не содержит, так что истец не была лишена возможности написать его в произвольной форме и представить ответчику. Однако из объяснений истца следует, что других заявлений, помимо имеющихся в деле (от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), ею по почте, иным способом, ответчику не направлялось.

По таким основаниям доводы истца о назначении ей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ суд не может признать обоснованными.

Таким образом, исковые требования Зиновьевой Т.С. суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично..

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Зиновьевой Т.С. – удовлетворить частично.

Признать отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном назначении пенсии Зиновьевой Т.С. – незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе Тульской области включить в педагогический стаж Зиновьевой Т.С., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - и назначить Зиновьевой Т.С. пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В части требований о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ Зиновьевой Т.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: