Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2011 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Пахомова А.Г.,
при секретаре Петуховой Д.А.,
с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Бабушкина А.О.,
представителя ответчика, администрации муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района, - Смирновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-914/11 по заявлению Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района в срок до 1 января 2012 года поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в районе следующих населенных пунктов: с. Панино, с. Долгое, д. Бородино, с. Пятницкое, д. Крутое.
Свои требования прокурор обосновывает следующим. Киреевской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления прокурорского надзора проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы погребения умерших, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района находится 5 кладбищ в населенных пунктах: с. Панино, с. Долгое, д. Бородино, с. Пятницкое, д. Крутое. Земельные участки, на которых расположены данные кладбища, не поставлены на кадастровый учет, не проведено межевание данных земельных участков и не определены их границы. Право собственности на вышеуказанные земельные участки, на которых находятся кладбища, в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего органами местного самоуправления муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Кладбища относятся к 5-му классу опасности, в соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для них устанавливается санитарно-защитная зона. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельных участков, занятых кладбищами, создает опасность для жизни, здоровья граждан. Заявленное требование прокурор обосновывает положениями Земельного кодекса РФ, ст.35 Градостроительного кодекса РФ, закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора Бабушкин А.О. иск поддержал, просил его удовлетворить по указанным в нём основаниям.
Представитель ответчика, администрации муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района, - Смирнова Ю.В., в судебном заседании исковые требования в части обязанности постановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены сельские кладбища в районе населенных пунктов с. Панино, с. Долгое, д. Бородино, не признала, пояснила, что указанные земельные участки стоят на кадастровом учете с 1992 года, и им присвоены кадастровые номера. Данный вопрос был решен администрацией Долговского сельсовета. В настоящее время, в результате административной реформы, территория Долговского сельсовета относится к муниципальному образованию Большекалмыкское, которое является правопреемником администрации Долговского сельсовета. В части обязанности постановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены сельские кладбища в районе населенных пунктов с. Пятницкое, д. Крутое, Смирнова Ю.В. иск признала, просила установить срок исполнения обязательства до 2 квартала 2012 года, поскольку для этого требуется выделение денежных средств, которые могут быть заложены в этих целях только в бюджете муниципального образования на 2012 год.
Третье лицо, администрация муниципального образования Киреевский район, в судебное заседание представителей не направило.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания, постановлено рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является учет земли, как основы жизни и деятельности человека; регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В статье 99 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений, земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.
Частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, объектами размещения отходов погребения и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ).
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
На основании части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-Ф3 в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные полномочия поселения закреплены в пункте 22 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района.
Согласно представленному свидетельству № на право собственности на землю, постановлением Долговского с/с от 08.10.1992 года №28 земельный участок площадью 2 га, в с. Долгое, был предоставлен в собственность для размещения кладбища, участок стоит на кадастровом учете и ему присвоен кадастровый номер №
Согласно представленному свидетельству № на право собственности на землю, постановлением Долговского с/с от 08.10.1992 г. за №28 земельный участок площадью 5 га, в с. Панино, был предоставлен в собственность для размещения кладбища, участок стоит на кадастровом учете и ему присвоен кадастровый номер №
Как следует из свидетельства № на право собственности на землю, постановлением Долговского с/с от 08.10.1992 г. за №28 земельный участок площадью 1,8 га, в д. Бородино, был предоставлен в собственность для размещения кладбища, участок стоит на кадастровом учете и ему присвоен кадастровый номер №
Правопреемником администрации Долговского сельсовета является администрация м.о. Большекалмыкское Киреевского района.
Наличие сведений в государственном кадастре недвижимости об указанных земельных участках подтверждается и сообщением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области от 13.05.2011 года №
Таким образом, земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в населенных пунктах - <адрес>, д. Бородино, в настоящее время поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера. Следовательно, иск в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования <адрес> поставить земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в данных населенных пунктах, на кадастровый учет удовлетворению не подлежит.
Из объяснения представителя ответчика, сообщения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области от 13.05.2011 года № следует, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельных участках, на которых расположены кладбища в районе с. Пятницкое и д. Крутое.
Кладбища относятся к 5-му классу опасности, в соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, и для них устанавливается санитарно-защитная зона. Следовательно, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельных участков, занятых кладбищами, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения (места захоронений относятся к землям историко-культурного назначения – ст.99 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, иск в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района поставить земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в районе с. Пятницкое и в д. Крутое, на кадастровый учет подлежит удовлетворению.
При определении срока исполнении указанной обязанности суд исходит из того обстоятельства, что для совершения действий, направленных на определение границ соответствующих земельных участков, требуется проведение кадастровых (землеустроительных) работ, для чего необходимы финансовые затраты. Расходы муниципальных образований осуществляются за счет денежных средств, предусмотренных их бюджетом в строгом соответствии с бюджетным расписанием. Таким образом, расходы, связанные с кадастровыми работами, могут быть предусмотрены только в бюджете на 2012 год, соответственно, постановка на учет земельных участков может быть реализована не ранее 1-го квартала 2012 года. Значит, заявление прокурора в части возложения обязанности в срок до 1 января 2012 года удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
заявление Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района в срок до 1 апреля 2012 года поставить земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в районе населенных пунктов с. Пятницкое и д. Крутое Киреевского района Тульской области на кадастровый учет.
В части возложения обязанности на администрацию муниципального образования Большекалмыкское Киреевского района в срок до 1 января 2012 года поставить земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в районе населенных пунктов с. Панино, с. Долгое, д. Бородино на кадастровый учет отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.
Председательствующий