РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2011 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Назарова В.В.,
при секретаре Синяевой И.А.,
с участием помощника Киреевского районного прокурора Пятова В.В., истца Никитиной Е.С., представителя ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству – Столяровой Т.Н., представителя третьего лица администрации МО Киреевский район Тульской области – Шиндина М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреевского межрайонного прокурора, поданного в интересах Никитиной Е.С., к Комитету Тульской области по семейной, демографическое политике, опеке и попечительству о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Киреевский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с иском в интересах Никитиной Е.С., первоначально к администрации МО Киреевский район Тульской области, в котором просил обязать ответчика в срок до 01.08.2011 г. предоставить Никитиной Е.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления.
В дальнейшем уточнил и дополнил исковые требования, окончательно просит признать Никитину Е.С. не имеющей закрепленного жилого помещения, и обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить ей благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой был проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки было установлено, что Никитина Е.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к указанной категории лиц. Решением Киреевского районного суда Тульской области от 13.03.2003 г. мать Никитиной Е.С. – ФИО13 была лишена родительских прав, в связи с чем несовершеннолетняя Никитина Е.С. была передана на воспитание органам опеки и попечительства. На основании постановления главы администрации Киреевского района № 300 от 28.03.2003 г. Никитина Е.С. была направлена в детское государственное учреждение, и за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Болоховский, ул.Советская, дом 10, кв.1. С 01.09.2010 г. до настоящего времени Никитина Е.С. обучается в <данные изъяты>». В ходе проверки также установлено, что закрепленное за ней жилое помещение было признано непригодным для постоянного проживания на основании заключения межведомственной комиссии администрации МО Киреевский район от 15.04.2010 г. Таким образом, в настоящее время Никитина Е.С. фактически не имеет закрепленного за ней жилого помещения, а также какого-либо иного жилья в пользовании. На основании ч.3 ст.24 Закона Тульской области «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилья, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма органами исполнительной власти Тульской области. Непринятие органом исполнительной власти мер по обеспечению Никитиной Е.С. жилым помещением, нарушает ее жилищные права.
В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора Пятов В.В. поддержал уточненные и дополненные исковые требования в полном объеме по основаниям, приведенным в иске.
Никитина Е.С. в судебном заседании поддержала заявленные в ее интересах исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности – Столярова Т.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме. Пояснила, что на момент закрепления за Никитиной Е.С. жилого помещения, расположенного по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Болоховский, ул.Советская, дом 10, кв.1, на основании постановления главы администрации Киреевского района № 300 от 28.03.2003 г., данная квартира являлась благоустроенной, пригодной для проживания. Таким образом, данное жилое помещение было закреплено за Никитиной Е.С. в установленном порядке на законных основаниях, в связи с чем обязанность по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения должна быть возложена на орган местного самоуправления – администрацию МО Киреевский район Тульской области.
Представитель третьего лица администрации МО Киреевский район Тульской области по доверенности – Шиндин М.В. полагал уточненные и дополненные исковые требования подлежащими удовлетворению. Пояснил, что действительно ранее за Никитиной Е.С. было закреплено жилое помещение на основании постановления главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 300 от 28.03.2003 г. Между тем, на момент закрепления жилого помещения, процент износа составлял 56%, то есть фактически на тот период жилое помещение уже являлось непригодным для проживания. Кроме того, закрепленный за Никитиной Е.С. жилой фонд не принадлежал МО Киреевский район Тульской области, а относился имуществу СПК «Болоховский». Учитывая, что непригодное для проживания помещение не может быть закреплено за Никитиной Е.С., обязанность по предоставлению ей жилья должна быть возложена на орган исполнительной власти Тульской области.
Представитель третьего лица – Территориального отдела по Киреевскому району комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке.
Представитель третьего лица администрации МО Новосельское Киреевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения помощника прокурора, мнение Никитиной Е.С., возражения представителя ответчика Столяровой Т.Н., пояснения представителя третьего лица Шиндина М.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Киреевского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе в отношении дочери Никитиной Е.С..
В соответствии со ст.121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случае лишения родителей родительских прав, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
На основании постановления главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 300 от 28.03.2003 г. несовершеннолетняя Никитина Е.С. была направлена для дальнейшего содержания и воспитания в детское государственное учреждение. За Никитиной Е.С. было закреплено жилое помещение – квартира №1 в доме №10 по ул.Советской пос.Болоховский Киреевского района Тульской области. Контроль за сохранением данного жилого помещения был возложен на директора СПК «Болоховский».
Таким образом, Никитина Е.С. была отнесена к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом первоначально за ней было закреплено жилое помещение, контроль за сохранностью которого был возложен на директора СПК Болоховский.
Согласно положениям ст.15 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе, оставшихся без попечения родителей), осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ, а обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ.
В силу подп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Приведенными нормативно-правовыми актами законодательно определен особый социальный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в силу сложившейся неблагоприятной жизненной ситуации в дополнительной социальной защите со стороны государства по сравнению с иными более защищенными категориями населения.
Приведенные принципы прямо вытекают из содержания ст.ст.38, 39, 40 Конституции Российской Федерации.
Как предусмотрено положениями ст.4 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Исходя из положений ст.5 данного Закона, предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ.
В соответствии со ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах ВС РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Таким образом, механизм закрепления жилого помещения призван обеспечить право вышеуказанной категории социально незащищенных лиц на жилище.
При этом, основной целью такого закрепления, равно как и предоставления жилья лицам, не имеющим закрепленного жилого помещения, является реальное обеспечение таких лиц благоустроенными жилыми помещениями после окончания пребывания в образовательных учреждениях, по окончании службы в рядах ВС РФ либо возращения из мест лишения свободы.
Исходя из этого, правовое содержание обоих механизмов обеспечения детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей жильем (закрепление жилья или его предоставление) является тождественным применительно к цели их реализации в интересах указанной категории лиц.
В то же время закрепление жилого помещения предполагает последующее предоставление того же самого жилого помещения, которое было закреплено, тогда как лицам не имеющим закрепленного жилья, может предоставляться любое жилье, отвечающее установленным требованиям.
Как усматривается из технического паспорта на жилое помещение – квартиру № 1 в доме № 10 по ул.Советской пос.Болоховский Киреевского района Тульской области, процент износа указанного жилого дома 1957 года постройки по состоянию на 08.06.1993 г. составил 56%.
Следовательно, на момент закрепления жилого помещения за Никитиной Е.С. на основании постановления главы администрации МО Киреевский район Тульской области № 300 от 28.03.2003 г., процент износа данного жилья составлял не менее 56%, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Как следует из акта проверки жилищных условий семьи ФИО1 от 26.04.2001 г., несовершеннолетняя Никитина Е.С. до закрепления за ней жилого помещения, проживала с семьей по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Болоховский, ул.Советская, дом 10, кв.1, в неблагоустроенном жилом доме, находящимся в неудовлетворительном санитарном состоянии, требующим ремонта.
Кроме того, из акта проверки жилищных условий семьи ФИО1, в том числе несовершеннолетней Никитиной Е.С. от 31.07.2002 г., усматривается, что указанные лица проживали также в дер.Слободка Киреевского района Тульской области в деревянном доме без удобств, приемлемом только для летнего проживания.
В соответствии с актом надомного обследования и актом проверки жилищных условий Никитиной Е.С. от 22.11.2007 г. по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Болоховский, ул.Советская, дом 10, кв.1, данный жилой дом без удобств, вода на улице, отопление печное.
Согласно акту обследования жилого помещения № 53/10 от 15.04.2010 г., составленного межведомственной комиссией администрации МО Киреевский район Тульской области, закрепленное за Никитиной Е.С. жилое помещение является непригодным для постоянного проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, проводящим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций.
В силу п.2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Минкомуннхоза от 05.11.1985 г. № 529, и действовавшего на момент закрепления за Никитиной Е.С. жилого помещения, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Таким образом, за Никитиной Е.С. было закреплено жилое помещение в жилом доме 1957 года постройки с высоким уровнем износа, без удобств, с водой на улице и печным отоплением, в последующем признанным непригодным для проживания.
Между тем, по мнению суда, такое закрепление не соответствует целям и задачам социального обеспечения и государственной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поскольку препятствует Никитиной Е.С. в реализации ее жилищных прав в полном объеме.
Как предусмотрено ст.15 Жилищного кодекса (ЖК) РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Закрепление за Никитиной Е.С. жилого помещения, непригодного для постоянного проживания, не обеспечивает надлежащим образом возможности владения и пользования жильем после окончания ею учреждения профессионального образования – <данные изъяты>
При этом за Никитиной Е.С. не зарегистрированы какие-либо права на иные жилые помещения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суд также учитывает то обстоятельство, что в закрепленном за Никитиной Е.С. жилом помещении были зарегистрированы также иные лица, в том числе ее мать ФИО1, лишенная родительских прав в отношении своей дочери.
Исходя из положений ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, Никитина Е.С. должна быть обеспечена вне очереди жилым помещением, пригодным для постоянного проживания.
В соответствии с п.3 ст.24 Закона Тульской области от 07.10.2009 г. № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти области жилыми помещениями жилищного фонда области по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и области.
Согласно ст.5 Закона Тульской области от 12.11.2007 г. № 902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области» (в редакции от 20.07.2011 г.) жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа.
В силу п.3 постановления Администрации Тульской области от 04.03.2009 г. № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области», органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, был определен Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Таким образом, обязанность по предоставлению Никитиной Е.С. вне очереди жилого помещения на условиях социального найма должна быть возложена именно на указанный орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать Никитину Е.С. не имеющей закрепленного жилого помещения и необеспеченной жилой площадью.
Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить вне очереди Никитиной Е.С. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории Киреевского района Тульской области.
Разъяснить участвующим в деле лицам об изготовлении мотивированного решения в течение 5 дней.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы (представления) в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья