РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2011 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Назарова В.В.,
при секретаре Синяевой И.А.,
с участием истца Морозовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой А.Ф. к Морозовой Т.В. о признании права собственности на банковские вклады в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
Морозова А.Ф. обратилась в суд с иском к Морозовой Т.В., в котором просит признать за ней право собственности в порядке наследования по закону после смерти ее супруга ФИО1, умершего 11.01.2011 г., на остатки денежных средств по вкладам с процентами, а также предварительную компенсацию по банковским вкладам, открытым на имя ФИО1 в Тульском отделении № 8604 ОАО «Сбербанк России».
В обоснование заявленных требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг ФИО1, после смерти которого открылось наследство в виде банковских вкладов, открытых на его имя. После смерти ФИО1 наследниками первой очереди является она, а также их дочь – Морозова Т.В. После смерти супруга она фактически приняла наследство, поскольку проживала совместно с умершим по день его смерти, несла расходы по организации похорон. Ответчица на наследственное имущество не претендует.
В дальнейшем Морозова А.Ф. дополнила заявленные требования, просит также установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти ее супруга –Морозова В.Т.
В судебном заседании истица Морозова А.Ф. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, приведенным в иске.
Ответчик Морозова Т.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признает.
Представитель третьего лица – ОАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, о причинах неявки в суд не сообщил, возражений относительно исковых требований не представил.
Представитель третьего лица – Межрайонной инспекции №7 ФНС России по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, о причинах неявки в суд не сообщил, возражений относительно исковых требований не представил
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факт принятия наследства.
В соответствии с положениями ст.ст.218, 1111 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
ФИО1 умер 11.01.2011 г., что подтверждается свидетельством о смерти серии II-БО №, выданным 12.01.2011 г. Киреевским районным отделом ЗАГС Тульской области.
В силу ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
После смерти ФИО1 наследниками первой очереди являются: его супруга – Морозова А.Ф. (свидетельство о заключении брака II-ШЗ №), а также его дочь – Морозова Т.В., которая не претендует на открывшееся после смерти отца наследство.
Как предусмотрено ст.1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (ст.1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
Наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства (ст.1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство.
Если наследник совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (п.2 ст.1153), суд может по заявлению этого наследника признать его отказавшимся от наследства и по истечении установленного срока, если найдет причины пропуска срока уважительными.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у ФИО1 других наследников, в том числе по завещанию, а также лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве в соответствии с положениями ст.1149 ГК РФ, судом не установлено.
Таким образом, единственным наследником первой очереди по закону является супруга наследодателя – Морозова А.Ф..
В силу ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявление наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из сообщений нотариусов Киреевского нотариального округа ФИО5, ФИО6 и ФИО7 следует, что наследственное дело к имуществу ФИО1 не заводилось.
Из показаний свидетелей ФИО8 и ФИО9, данных в судебном заседании, следует, что Морозова А.Ф. фактически проживала совместно с супругом по день его смерти, осуществляла его похороны, распорядилась вещами умершего по своему усмотрению.
Показания свидетелей последовательны и непротиворечивы, согласуются между собой и соответствуют иным установленным по делу обстоятельствам, отвечают требованиям ст.67 ГПК РФ, в связи с чем суд признает их достоверными, относящимися к предмету доказывания в части фактического принятия истицей наследства после смерти ее супруга ФИО1
При таких обстоятельствах, Морозова А.Ф. совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии ею наследства, так как проживала совместно с наследодателем по день его смерти, распорядилась по своему усмотрению принадлежащими ему вещами.
Таким образом, Морозова А.Ф. в установленном законом порядке вступила в наследство после смерти своего супруга ФИО1
В соответствии со ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Определяя состав наследственного имущества после смерти ФИО1, суд приходит к следующему.
Статьей 1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из письма Тульского отделения № 8604 Сбербанка РФ от 25.07.2011 г. следует, что в дополнительном офисе №8604/159 на имя ФИО1 имеются следующие счета:
-№, счет открыт 03.04.2000 г., не завещан, остаток вклада на 30.06.2011 г. 10 рублей 90 копеек;
-№, счет закрыт вкладчиком 11.09.1995 г., подлежит компенсации, остаток вклада на 20.06.1991 г. составляет 747 рублей 07 копеек;
В дополнительном офисе №8604/164:
-№, счет закрыт вкладчиком 11.09.2000 г., подлежит компенсации, остаток вклада на 20.06.1991 составляет 464 рублей;
-№, закрыт вкладчиком в 1991 г., компенсации не подлежит, остаток вклада на 20.06.1991 г. составляет 1860 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.10.2010 г. № 1171 «О выплате в 2011 г. отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» по состоянию на 20.06.1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» наследникам вкладчика положена выплата компенсации в трехкратном размере остатка вклада по состоянию на 20.06.1991 г. в сумме:
- по вкладу № – 2017 рублей 09 копеек;
- по вкладу № в размере остатка вклада по стоянию на 20.06.1991 г. рублей в сумме 464 рублей;
а также на оплату ритуальных услуг в сумме 6000 рублей.
Суд приходит к выводу, что истица приобрела право собственности в порядке наследования по закону на принадлежавшее наследодателю имущество в виде компенсационных выплат по вкладам, открытым на имя наследодателя, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Морозовой А.Ф. удовлетворить в полном объеме.
Установить факт принятия Морозовой А.Ф. наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершего 11 января 2011 года.
Признать за Морозовой А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности в порядке наследования по закону после смерти ее супруга – ФИО1, на денежные средства по счетам, открытым на его имя в дополнительном офисе № Тульского отделения № Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО):
-№, счет открыт 03.04.2000 г., остаток вклада на 30.06.2011 г. 10 рублей 90 копеек;
-№, счет закрыт вкладчиком 11.09.1995 г., подлежит компенсации, остаток вклада на 20.06.1991 г. составляет 747 рублей 07 копеек;
В дополнительном офисе №:
-№, счет закрыт вкладчиком 11.09.2000 г., подлежит компенсации, остаток вклада на 20.06.1991 составляет 464 рублей;
-№, закрыт вкладчиком в 1991 г., компенсации не подлежит, остаток вклада на 20.06.1991 г. составляет 1860 руб.,
А также на компенсацию в трехкратном размере остатка вклада по состоянию на 20.06.1991 г. по счетам:
- по вкладу № – 2017 рублей 09 копеек.
- по вкладу № в размере остатка вклада по состоянию на 20.06.1991 г. рублей в сумме 464 рублей;
а также на оплату ритуальных услуг в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.
Судья