РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2011 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Кулешовой Е.В.,
с участием прокурора – Щербаковой С.А.,
представителя ответчика администрации м.о. г. Киреевск Киреевского района по доверенности Подгайской К.А.,
представителя администрации м.о. Киреевский район по доверенности Шиндина М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-88811 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах к администрации м.о. г. Киреевск Киреевского района Тульской области, администрации м.о. Киреевский район Тульской области о понуждении к выполнению ремонтных работ автодорог местного значения,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации мо г. Киреевск Киреевского района Тульской области о понуждении к выполнению ремонтных работ автодорог местного самоуправления: просил признать бездействие администрации, выражающееся в неисполнении возложенных законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, незаконным; обязать администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести автомобильные дороги в надлежащее состояние. В частности истец ставил вопрос об обязании провести ремонт дорог: по <адрес> - установить барьерное ограждение со стороны плотины для ограждения тротуара; по <адрес> устранить занижение обочины; по <адрес> от парка до <адрес> устранить ямочность дорожного полотна; от <адрес> до водонапорной башни восстановить дорожное полотно; по <адрес> устранить ямочность дорожного полотна; по <адрес> устранить ямочность дорожного полотна и восстановить асфальтобетонное покрытие; по <адрес> восстановить асфальтобетонное покрытие от <адрес> до бывшего ж/д переезда, далее по улице устранить ямочность; по <адрес> от <адрес> до <адрес> восстановить дорожное покрытие; по <адрес> установить ямочность, напротив здания банка восстановить асфальтобетонное покрытие, от <адрес> до здания бывших электросетей восстановить дорожное полотно; по <адрес> устранить ямочность, установить дорожные знаки согласно дислокации.
В обосновании иска указал, что в результате проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, проведенной прокуратурой, установлено, что транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог общего пользования в <адрес> не соответствует требованиям, допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно акту состояния дорог и улично-дорожной сети муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ комиссией с участием специалистов и представителей администраций муниципальных образований <адрес>, ОГИБДД ОВД по <адрес>, ГУП ТО Киреевское ДРСУ», ГУ ТО «Тулаупрадор», УГАДН по <адрес>, 300 «Тулаавтотранс» выявлены следующие недостатки в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений <адрес>, угрожающие безопасности дорожного движения: по <адрес> отсутствует барьерное ограждение со стороны плотины для ограждения тротуара; по <адрес> занижена и раскатана обочина; по <адрес> от парка до <адрес> наблюдается ямочность дорожного полотна, от <адрес> до водонапорной башни дорожное дорожного полностью разрушено; по <адрес> наблюдается ямочность дорожного полотна; по <адрес> наблюдается значительная ямочность дорожного «плотна, в отдельных местах асфальтобетонное покрытие разрушено полностью; по <адрес> асфальтобетонное покрытие от <адрес> до бывшего ж/д переезда разрушено полностью, далее незначительная ямочность; по <адрес> от <адрес> до <адрес> дорожное покрытие разрушено полностью; по <адрес> наблюдается незначительная ямочность, напротив здания банка асфальтобетонное покрытие разрушено, от <адрес> до здания электросетей дорожное полотно разрушено; по <адрес> наблюдается ямочность, в отдельных местах сплошная, имеется недостаточность дорожных знаков. Таким образом, указанным актом выявлено несоответствие состояния дорог на территории муниципального образования <адрес> правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, хотя при планировании дорожной деятельности органы исполнительной власти всех уровней должны обеспечивать наиболее эффективное использование финансовых средств и приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и сохранности дорожной сети. При этом ремонт и содержание дорог должны в свою очередь обеспечивать безопасность дорожного движения. Исходя из вышеизложенного следует, что орган местного самоуправления - администрация муниципального образования <адрес> не исполняет возложенные на нее законом и договором обязанностей и по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, что создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга граждан.
В судебном заседании истец в лице помощника Киреевского межрайонного прокурора Щербакова С.А., пользуясь положениями ст. 39 ГПК РФ, уточнил свои требования, обратившись с уточненным исковым заявлениям, в котором просил признать бездействие администрации муниципального образования город Киреевск Киреевского района, выражающееся в неисполнении возложенных законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования город Киреевск Киреевского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести автомобильные дороги местного значения в надлежащее состояние: по <адрес> от парка до <адрес> устранить ямочность дорожного полотна; по <адрес> устранить ямочность дорожного полотна. Обязать администрацию муниципального образования город Киреевск Киреевского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести автомобильные дороги местного значения в надлежащее состояние: по <адрес> установить барьерное ограждение со стороны плотины для ограждения тротуара; по <адрес> устранить занижение обочины; о <адрес> устранить ямочность дорожного полотна и восстановить асфальтобетонное покрытие; по <адрес> восстановить асфальтобетонное покрытие от <адрес> до бывшего ж/д переезда, далее по улице устранить ямочность; по <адрес> от <адрес> до <адрес> восстановить дорожное покрытие; от <адрес> до здания электросетей восстановить дорожное полотно, т.е от пересечения <адрес> с <адрес> до пересечения <адрес> с <адрес> и от пересечения <адрес> с <адрес> до здания электросетей; по <адрес> устранить ямочность, установить дорожные знаки согласно дислокации.
Представитель ответчика администрации мо г. Киреевск Киреевского района Тульской области по доверенности Подгайская К.А. просила разрешить иск на усмотрение суда, пояснив, что частично дорожное покрытие по улицам, указанным в первоначальном исковом заявлении, отремонтировано. Часть ремонтных работ (по <адрес>) запланирована на текущий год.
Представитель привлеченного к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве ответчика - администрации мо Киреевский район Тульской области - по доверенности Шиндин М.В. возражал против удовлетворения иска, поскольку в соответствии с законом о местном самоуправлении администрация мо Киреевский район является ненадлежащим ответчиком, так как полномочия по ремонту дорог относятся к полномочиям поселения. Дороги находятся в пользовании м.о. г. Киреевск Киреевского района на основании договора безвозмездного пользования, поскольку в настоящее время администрацией района не завершения процедура оформления права собственности на дороги.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных порог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также с осуществление иных полномочий в области использования автомобильных порог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных порог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Согласно пункту 6 статьи 3 указанного Закона под дорожной деятельность понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных порог.
В соответствии с пунктами 1, 6, 11, 12 статьи 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Законом и другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления.
В статьях 17, 18 данного Закона закреплено, что содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог регламентированы статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ. В силу данной нормы закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Ст. 695 ГК РФ установлено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГлавой администрации муниципального образования Киреевский район издано постановление за № «О передаче из казны муниципального образования Киреевский район муниципальному образованию город Киреевск Киреевского района в безвозмездное пользование дорог и тротуаров.3
На основании вышеуказанного постановления ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Киреевский район (ссудодатель) и муниципальным образованием город Киреевск Киреевского района (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом (дорог и тротуаров). В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 Договора ссудодатель предоставляет, а ссудополучатель принимает во временное пользование недвижимое имущество в виде дорог и тротуаров. Согласно пункту 5.1.3 Договора ссудополучатель обязан соблюдать технические, санитарные противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию дорог и тротуаров, эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации. На основании пункта 5.1.8 Договора Ссудополучатель обязан своевременно производить за свой счет капитальный и текущий ремонт используемого имущества.
В соответствии с актом состояния дорог и улично-дорожной сети муниципального образования Киреевский район от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по итогам проверки, проведенной комиссией с участием специалистов и представителей администраций муниципальных образований г. Киреевск Киреевского района, ОГИБДД ОВД по Киреевскому району, ГУП ТО Киреевское ДРСУ», ГУ ТО «Тулаупрадор», УГАДН по Тульской области, 300 «Тулаавтотранс», выявлены следующие недостатки в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений <адрес>, угрожающие безопасности дорожного движения: по <адрес> отсутствует барьерное ограждение со стороны плотины для ограждения тротуара; по <адрес> занижена и раскатана обочина; по <адрес> от парка до <адрес> наблюдается ямочность дорожного полотна, от <адрес> до водонапорной башни дорожное дорожного полностью разрушено; по <адрес> наблюдается ямочность дорожного полотна; по <адрес> наблюдается значительная ямочность дорожного «плотна, в отдельных местах асфальтобетонное покрытие разрушено полностью; по <адрес> асфальтобетонное покрытие от <адрес> до бывшего ж/д переезда разрушено полностью, далее незначительная ямочность; по <адрес> от <адрес> до <адрес> дорожное покрытие разрушено полностью; по <адрес> наблюдается незначительная ямочность, напротив здания банка асфальтобетонное покрытие разрушено, от <адрес> до здания электросетей дорожное полотно разрушено; по <адрес> наблюдается ямочность, в отдельных местах сплошная, имеется недостаточность дорожных знаков. Таким образом, указанным актом выявлено несоответствие состояния дорог на территории муниципального образования <адрес> правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, хотя при планировании дорожной деятельности органы исполнительной власти всех уровней должны обеспечивать наиболее эффективное использование финансовых средств и приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и сохранности дорожной сети. При этом ремонт и содержание дорог должны в свою очередь обеспечивать безопасность дорожного движения. Исходя из вышеизложенного следует, что орган местного самоуправления - администрация муниципального образования город Киреевск Киреевского района не исполняет возложенные на нее законом и договором обязанностей и по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, что создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга граждан.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, актом о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, ремонтные работы по приведению автомобильных дорог местного значения, а именно, по <адрес> до башни <адрес> и по <адрес> в <адрес> в надлежащее состояние проведены.
Установленные обстоятельства подтверждаются, помимо указанных выше документов, актом приема – передачи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, иными документами, имеющимися в деле, которые соответствуют объяснениям участвующих в деле лиц.
Из данных обстоятельств и приведенных правовых норм следует, что обязанность по осуществлению ремонта дорог местного значения на территории м.о. г.Киреевск возложена на администрацию указанного поселения.
Также из установленных обстоятельств явствует и доказательств обратному не имеется, что автодороги, указанные в уточненном исковом заявлении, поныне находятся в ненадлежащем состоянии.
Таким образом, суд приходит к выводу, что названный орган местного самоуправления - администрация муниципального образования город Киреевск Киреевского района не исполняет возложенных на него законом и договором обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, что создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга граждан, следовательно, эти права подлежат защите.
Полагая, что заявленный прокурором способ защиты указанных прав является надлежащим, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования в редакции искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, оснований для возложения соответствующих обязанностей на администрацию м.о. Киреевский район не имеется.
Срок, заявленный прокурором, суд находит разумным и достаточным для принятия соответствующих мер и полагает необходимым обязать ответчика совершить указанные действия в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.
признать бездействие администрации муниципального образования город Киреевск Киреевского района, выражающееся в неисполнении возложенных законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования город Киреевск Киреевского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести автомобильные дороги местного значения в надлежащее состояние:
по <адрес> от парка до <адрес> устранить ямочность дорожного полотна;
по <адрес> устранить ямочность дорожного полотна.
Обязать администрацию муниципального образования город Киреевск Киреевского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести автомобильные дороги местного значения в надлежащее состояние:
по <адрес> установить барьерное ограждение со стороны плотины для ограждения тротуара;
по <адрес> устранить занижение обочины;
по <адрес> устранить ямочность дорожного полотна и восстановить асфальтобетонное покрытие;
по <адрес> восстановить асфальтобетонное покрытие от <адрес> до бывшего ж/д переезда, далее по улице устранить ямочность;
по <адрес> от <адрес> до <адрес> восстановить дорожное покрытие;
от <адрес> до здания электросетей восстановить дорожное полотно, то есть, от пересечения <адрес> с <адрес> до пересечения <адрес> с <адрес> и от пересечения <адрес> с <адрес> до здания электросетей;
по <адрес> устранить ямочность, установить дорожные знаки согласно дислокации.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий