Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2011 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Пахомова А.Г.,
при секретаре Петуховой Д.А.,
с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Бабушкина А.О.,
представителя третьего лица, администрации муниципального образования Киреевский район, – Шиндина М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района в срок до 1 января 2012 года поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в районе следующих населенных пунктов: с. Миленино, д. Воронки и п. Садовый.
Свои требования прокурор обосновывает следующим. Киреевской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления прокурорского надзора проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы погребения умерших, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования Приупское Киреевского района находится 3 кладбища в населенных пунктах: с. Миленино, д. Воронки и п. Садовый. Земельные участки, на которых расположены данные кладбища, не поставлены на кадастровый учет, не проведено межевание данных земельных участков и не определены их границы. Право собственности на вышеуказанные земельные участки, на которых находятся кладбища, в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего органами местного самоуправления муниципального образования Приупское Киреевского района не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Кладбища относятся к 5-му классу опасности, в соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для них устанавливается санитарно-защитная зона. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельных участков, занятых кладбищами, создает опасность для жизни, здоровья граждан. Заявленное требование прокурор обосновывает положениями Земельного кодекса РФ, ст.35 Градостроительного кодекса РФ, закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора Бабушкин А.О. иск уточнил в части местоположения кладбищ, просил обязать администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района в срок до 1 января 2012 года поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в районе следующих населенных пунктов: с. Миленино, с. Воронки и с. Головлино.
Представитель третьего лица, администрации муниципального образования Киреевский район, – Шиндин М.В. в судебном заседании пояснил, что кладбища в районе с. Миленино, с. Воронки и с. Головлино находятся на территории муниципального образования Приупское, в связи с чем, именно администрация данного муниципального образования должна осуществлять полномочия по содержанию кладбищ, поскольку законом данный вопрос отнесен к вопросам местного значения поселения.
Ответчик, администрация муниципального образования Приупское Киреевского района, в судебное заседание представителей не направил.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания, постановлено рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав объяснения прокурора, представителя третьего лица, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является учет земли, как основы жизни и деятельности человека; регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В статье 99 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений, земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.
Частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, объектами размещения отходов погребения и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ).
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
На основании части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-Ф3 в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные полномочия поселения закреплены в пункте 22 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования Приупское Киреевского района.
Из сообщения заместителя главы м.о. Приупское Ю.Л.Кузнецова от 19.04.2011 года №196, сообщения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области от 13.05.2011 года №АО/02-04/1438 следует, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельных участках, на которых расположены кладбища в районе с. Миленино, д. Воронки и п. Садовый на территории м.о. Приупское.
Кладбища относятся к 5-му классу опасности, в соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, и для них устанавливается санитарно-защитная зона. Следовательно, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельных участков, занятых кладбищами, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения (места захоронений относятся к землям историко-культурного назначения – ст.99 Земельного кодекса РФ).
Представитель администрации м.о. Приупское - Подгайский А.А. - в судебном заседании 01.09.2011 года возражал против иска, пояснив, что в границах территории м.о. Приупское действительно находятся три кладбища – в с. Миленино, с. Воронки и в с. Головлино, но не в п. Садовый. Однако муниципальное образование Приупское не может поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены кладбища, поскольку оно не является собственником этих участков, для проведения межевых работ необходимы денежные средства, которые для таких целей не предусмотрены в бюджете муниципального образования на 2011 год. Захоронения в с. Воронки и в с. Головлино ведутся самовольно на землях сособственников земли бывшего СПК «Смирновский». В с. Миленино исторически кладбище примыкает к храму, мест для захоронений нет, поэтому вопросами данного кладбища должна заниматься религиозная организация. По его мнению, вопросами организации ритуальных услуг и содержанием мест захоронения, в том числе, постановкой земельных участков на кадастровый учет должна заниматься администрация м.о. Киреевский район.
Из положений ст.11 закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, входят в состав муниципальных районов; в состав муниципального района также входят территории, возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений, которые именуются межселенными территориями; территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Законом Тульской области от 15.03.2005 года №559-ЗТО «О переименовании муниципального образования «Киреевский район» Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Киреевского района Тульской области» установлены границы и наделено статусом сельского поселения муниципальное образование Приупское Киреевского района согласно описанию границы (приложение 23 к закону), карте-схеме (приложение 24 к закону). В состав территории сельского поселения Приупское Киреевского района входят населенные пункты согласно перечню (приложение 25 к закону), в частности, на территории Березовского сельского округа м.о. Приупское расположены населенные пункты: село (но не деревня) Воронки, село Головлино, село Миленино, поселок Садовый.
Из данных в судебном заседании пояснений специалистов Метальниковой Л.Н. и Васильевой М.Н., исследованных судом Проекта землеустроительных работ (инвентаризации и упорядочения границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными предприятиями на различном праве, земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей СПК «Смирновский» Киреевского района Тульской области), утвержденного постановлением главы м.о. Киреевский район от 20.11.2003 года №1227, которые не противоречат содержанию карты-схемы м.о. Приупское (приложение 24 к закону от 15.03.2005 года №559-ЗТО) и кадастрового плана территории кадастрового квартала с номером 71:12:060306, следует, что на территории м.о. Приупское имеются три кладбища, которые расположены в районе с. Миленино, с. Воронки и с. Головлино, а земельные участки, на которых размещены данные кладбища, не были включены в состав земель сельскохозяйственного назначения, переданных в долевую собственность СПК «Смирновский».
Как следует из вышеприведенных норм закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», под межселенной территорией понимается территория, находящаяся вне границ поселений. К вопросам местного значения муниципального района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг (п.17 ч.1 ст.15 данного закона). Следовательно, поскольку указанные кладбища не расположены на межселенной территории, органы местного самоуправления м.о. Киреевский район не должны заниматься содержанием данных кладбищ. Данная обязанность лежит именно на органах местного самоуправления м.о. Приупское.
Возражения представителя ответчика относительно того обстоятельства, что земельные участки не переданы в собственность муниципальному образованию Приупское, и потому оно не вправе распоряжаться такими участками и заниматься вопросами кадастрового учета, не соответствуют положениям закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым, как указывалось выше, в состав территории сельского поселения Приупское входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, а обязанность содержать места захоронения и организовать ритуальные услуги прямо предусмотрена законом (п.22 ч.1 ст.14 закона №131-ФЗ). Кроме того, к полномочиям сельского поселения относится и осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п.20 ч.1 ст.14 закона №131-ФЗ) в то время, как муниципальные районы не обладают подобным полномочием (ст.15 закона №131-ФЗ).
Постановка на кадастровый учет земельного участка не является способом распоряжения собственностью, с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка может обратиться любое лицо, что следует из положений ч.2 ст.20 закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В силу правил ст. 15 закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления – ст.18 закона №8-ФЗ от 12.01.1996 года.
В данном случае, поскольку кладбища находятся на территории м.о. Приупское, они принадлежат данному муниципальному образованию и находятся в ведении органов местного самоуправления именно данного сельского поселения.
Таким образом, иск в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района поставить земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в районе с. Миленино, с. Воронки и с. Головлино, на кадастровый учет подлежит удовлетворению.
При определении срока исполнения указанной обязанности суд исходит из того обстоятельства, что для совершения действий, направленных на определение границ соответствующих земельных участков, требуется проведение кадастровых (землеустроительных) работ, для чего необходимы финансовые затраты. Расходы муниципальных образований осуществляются за счет денежных средств, предусмотренных их бюджетом в строгом соответствии с бюджетным расписанием. Таким образом, расходы, связанные с кадастровыми работами, могут быть предусмотрены только в бюджете на 2012 год, соответственно, постановка на учет земельных участков может быть реализована не ранее 1-го квартала 2012 года. Значит, заявление прокурора в части возложения обязанности в срок до 1 января 2012 года удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района в срок до 1 апреля 2012 года поставить земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в районе населенных пунктов с. Миленино, с. Воронки и с. Головлино Киреевского района Тульской области на кадастровый учет.
В части возложения обязанности на администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района в срок до 1 января 2012 года поставить земельные участки, на которых расположены общественные сельские кладбища в районе населенных пунктов с. Миленино, д. Воронки, п. Садовый на кадастровый учет отказать.
На решение может быть подана жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления данного решения в окончательной форме, совершенного 08 сентября 2011 года.
Председательствующий