Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2011 года, г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Пахомова А.Г.,
при секретаре Петуховой Д.А.,
с участием истца Быковского В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быковского В.М. к ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
установил:
Быковский В.М. обратился в суд с иском к ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», в котором просит признать незаконным отказ ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» и в предоставлении мер социальной поддержки; признать его право на присвоение указанного звания и на предоставление мер социальной поддержки; обязать ответчика принять решение о присвоении ему звания «Ветеран труда» и о предоставлении мер социальной поддержки с 31 марта 2011 года.
В обоснование заявленных требований истцом Быковским В.М. в иске указано, что он 31.03.2011 года обратился в ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», представив для этого необходимые документы. Однако он получил письменный отказ от 12.04.2011 года. Он не согласен с таким решением, считает, что у него имеются все условия для присвоения звания «Ветеран труда» - трудовой стаж для назначения пенсии за выслугу лет и награжден ведомственными медалями. Как ветерану труда ему должны быть предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда - ежемесячные денежные выплаты в размере 50% начисленной оплаты за жилое помещение и за коммунальные услуги в соответствии со ст.3 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Истец Быковский В.М. в судебном заседании просил удовлетворить иск по указанным в нём основаниям, пояснил, что он, как ветеран боевых действий, получает ежемесячную денежную выплату и выплату по оплате жилья. Он не претендует на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда, но считает, что имеет право на ежемесячные денежные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов, поскольку данные меры социальной поддержки не совпадают с мерой социальной поддержки ветеранов боевых действий, так как для них не предусмотрена компенсация расходов по оплате коммунальных услуг. В настоящее время он является пенсионером за выслугу лет, как работник органов внутренних дел.
Ответчиком, ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района», представлено заявление о рассмотрении дела без его участия и возражения, обосновывая свою позицию тем, что в том случае, если меры социальной поддержки оказываются гражданину на основании норм федерального закона, действие закона Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО на него не распространяется; звание «Ветеран труда» не может быть присвоено, поскольку у Быковского не имеется иного стажа работы помимо службы в органах внутренних дел.
Третьим лицом – департаментом социального развития Тульской области – представлены возражения на иск, в которых содержится заявление о рассмотрении дела без его участия.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания, постановлено рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица
Заслушав объяснения истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из трудовой книжки АТ-III № на имя Быковского В.М. следует, что он с 18.07.1984 года проходил службу в отделе внутренних дел Киреевского района УВД Тульской области, 22.03.2011 года уволен по достижении предельного возраста.
Приказом Министра внутренних дел СССР от 08.10.1992 года №л/с Быковский В.М. награжден медалью «За безупречную службу» II степени, что подтверждается представленным удостоверением.
31.03.2011 года Быковский В.М. обратился в ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о принятии документов для рассмотрения вопроса о присвоении ему звания «Ветеран труда».
Как следует из письма ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 12.04.2011 года №978, Быковскому В.М. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что у него не имеется трудового стажа, необходимого для назначения пенсии.
При разрешении вопроса о соответствии данного отказа требованиям закона, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно изменениям, внесенным в приведенную норму Закона 19.12.2005 г. (ст.7 дополнена ч.4), порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» должны определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Как следует из положений ч.1 ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», такими условиями являются, в том числе, наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР, Российской Федерации, ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Принятие указанного Закона №797-ЗТО не изменило оснований и порядка присвоения звания «Ветеран труда», установленных Федеральным законом «О ветеранах».
Постановлением Администрации Тульской области от 08.05.2007 г. № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда», лицу, которому присвоено указанное звание, выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
Наличие у Быковского В.М. наград ответчиком не оспаривается, отказ в присвоении звания «Ветеран труда» обусловлен только отсутствием трудового стажа, необходимого для назначения пенсии.
Статья 39 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом; поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Согласно трудовой книжке, Быковский В.М. прослужил в органах внутренних дел более 26 лет. Пенсии сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются в соответствии с законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993г. №4468-1 (далее, - базовый Закон).
Такого рода пенсии предусмотрены законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», что следует из содержания п.1 ст.8 данного закона.
В силу правил п. а) ст.13 базового Закона, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Таким образом, трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, у Быковского В.М. имеется.
Ответчиком неверно толкуются нормы закона Тульской области о понятии трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии.
Ответчик ссылается на закон «О трудовых пенсиях в РФ». Однако данный закон не предусматривает пенсию за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет назначается на основании вышеуказанного базового Закона, действие которого распространяется на Быковского В.М, который, как установлено выше, имеет необходимую выслугу лет.
Значит, поскольку закон Тульской области предусматривает присвоение звания «Ветеран труда» лицам, имеющим стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, а таковая назначается именно за время службы в соответствующих органах, Быковский В.М. имеет соответствующий стаж.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Быковский В.М, награжденный медалью СССР, при наличии трудового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет, дает ему право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем, отказ органа социальной защиты в его присвоении является незаконным, а иск Быковского В.М. подлежит удовлетворению в части следующих требований: признать незаконным отказ ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в присвоении звания «Ветеран труда», признать право Быковского В.М. на присвоение указанного звания и обязать ответчика принять решение о присвоении ему данного звания.
Конкретный срок возникновения звания «Ветеран труда» действующим законодательством не предусмотрен.
Согласно ч..9 ст.2 закона Тульской области от 28.02.2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», решение о присвоении звания "Ветеран труда" либо об отказе в присвоении этого звания принимается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения, в пятнадцатидневный срок со дня поступления заявления с приложением документов, указанных в частях 3 или 4 настоящей статьи.
В силу положений подпункта 3 п.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего соответствующие гражданские права и обязанности.
В данном случае, обязанность ответчика принять соответствующее решение возникнет с момента вступления судебного решения в законную силу.
Следовательно, в части требования о присвоении звания «Ветеран труда» с 31.08.2011 года иск удовлетворению не подлежит.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ (далее, - Федеральный закон).
Согласно ст.1 Федерального закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Из представленной истцом трудовой книжки следует, что Быковскому В.М. 19.11.2004 года выдано удостоверение РМ № «Ветеран боевых действий», то есть он имеет права и льготы, установленные пунктом 1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах».
В п.1 ст.16 Федерального закона предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В частности, в подпункте 5 п.1 ст.16 базового Закона предусмотрена оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими.
Кроме того, ветеранам боевых действий Пенсионным фондом РФ выплачивается ежемесячная денежная выплата в соответствии с положениями ст.23.1 базового Закона.
Данные доказательства приводят суд к выводу о том, что Быковский В.М. имеет право на предоставление мер социальной поддержки как ветеран боевых действий и как ветеран труда.
Согласно ст.22 Федерального закона в редакции закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Данная норма вступила в действие с 01.01.2005г., в силу ст.155 закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных ст.22 Федерального закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ.
В Тульской области порядок предоставления указанных льгот установлен законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Согласно ст.3 данного закона, ветеранам труда при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставлялись следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, – п.1 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, – п.2 данной статьи.
Законом от 31.10.2009 года №1352-ЗТО в закон Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО внесены изменения, согласно которым с 01.01.2010 года льготы по оплате в размере 50 процентов жилого помещения и коммунальных услуг заменены на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение в пределах установленных нормативов.
В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.7 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО, ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату.
Судом установлено, что Быковский В.М. пользуется мерами социальной поддержки, предусмотренными Федеральным законом, как ветеран боевых действий, - получает ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.23.1 базового Закона, и оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (подпункт 5 п.1 ст.16 базового Закона), что подтверждается справкой от 07.09.2011 года, выданной Управлением Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе, и справкой от 06.09.2011 года №3419, выданной Управлением социальной защиты населения Киреевского района, и объяснениями истца.
Истец требует признать за ним право на предоставление ему мер социальной поддержки, установленных в ст.3 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО, как ветерану труда, наряду с мерой социальной поддержки, установленной в подпункте 5 ст.16 базового Закона, как ветерану боевых действий.
Согласно п.4 ст.8 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО, если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, независимо от основания, по которому они установлены (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты гражданам, указанным в пунктах 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), действие настоящего Закона на него не распространяется.
Значит, предоставление мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, одновременно с мерами социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, допускается лишь в одном случае – ежемесячной денежной выплаты гражданам, указанным в пунктах 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, иск в части требований о признании незаконным отказ ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в предоставлении мер социальной поддержки; о признании права на предоставление мер социальной поддержки; о возложении обязанности на ответчика принять решение о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных ст.3 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 31 марта 2011 года не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Быковского В.М. удовлетворить частично.
Признать отказ ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в присвоении Быковскому В.М. звания «Ветеран труда» незаконным.
Признать за Быковским В.М. право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» принять решение о присвоении Быковскому В.М. звания «Ветеран труда» со дня вступления данного решения в законную силу.
В части требований о признании незаконным отказ ГУ «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в предоставлении мер социальной поддержки; о признании права на предоставление мер социальной поддержки; о возложении обязанности на ответчика принять решение о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных ст.3 закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 31 марта 2011 года в удовлетворении иска отказать.
На решение может быть подана жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий