Решение от 19.09.2011. о признании незаконным отказа в назначении пенсии и возложении обязанности назначить пенсию



Р Е Ш Е Н И Е

                               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      19 сентября 2011 года, г. Киреевск Тульской области

      Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Пахомова А.Г.,

при секретаре Петуховой Д.А.,

представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе – Поповой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евстигнеевой М.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии и возложении обязанности назначить пенсию,

                                       у с т а н о в и л:

Евстигнеева М.И. обратилась в суд с иском, в котором просит установить факт работы на производстве с вредными условиями труда в период с 01.09.1993 года по 01.10.1997 года, признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе в назначении ей пенсии; обязать Управление Пенсионного фонда в Киреевском районе назначить ей пенсию с 08.02.2011 года.

В обоснование своего иска Евстигнеева М.И. указала, что она работала с 1.09.1993 года маляром, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3-го класса опасности в СУ «Металлургремонт» АК «Тулачермет». Именно такое наименование её профессии было указано в трудовой книжке. Данная профессия содержится в Списке профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденном постановлением КМ СССР от 26.01.1991 года №10, под кодом 23200000-13450. Общий трудовой стаж составляет 26 лет, 10 месяцев и 12 дней. В 2005 году Евстигнеевой М.И. назначена пенсия по инвалидности. 8.02.2011 года Евстигнеева М.И. представила в Управление Пенсионного фонда в Киреевском районе документы для назначения ей трудовой пенсии с учетом стажа работы с вредными условиями труда, в том числе указанного периода работы. В назначении такой пенсии ей было отказано, поскольку в справке от 22.10.2010 года, выданной ОАО «Тулачермет», не содержится сведений о её работе по такой профессии.

Истцом Евстигнеевой М.И. представлено заявление о рассмотрении дела без её участия, иск поддерживает.

Представитель ответчика, Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе, Попова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что указанный истцом период работы с 1.09.1993г. по 1.10.1997 года не был включен в специальный стаж, поскольку при проверке поданных документов работники Управления установили, что эта работа не относится к соответствующему Списку, запись в трудовой книжке не подтверждается льготно-уточняющей справкой работодателя.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст.39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее, - «базовый Закон»), устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в статье 7 закрепляет условия назначения трудовой пенсии по старости: достижение женщинами возраста 55 лет и наличие страхового стажа не менее 5 лет.

В главе VI базового Закона предусмотрен порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав на пенсию. В частности, в силу правил подпункта 2 пункта 1 ст.27 базового Закона, трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее, - «Закон о Чернобыле»), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст.34 Закона о Чернобыле).

Гражданам, указанным в статье 13 Закона о Чернобыле, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 базового Закона, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона о Чернобыле, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27, уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному базовым Законом, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных Законом о Чернобыле. При этом, если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27, который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 5 статьи 30 базового Закона.

В п.1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года №537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 базового Закона применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:

а) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

б) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Из объяснений истца, материалов личного дела Евстигнеевой М.И., представленного ответчиком, судом устанавливаются следующие обстоятельства.

Евстигнеева М.И. обратилась 08.02.2011г. в Управление Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, которое зарегистрировано под , что подтверждается соответствующей распиской.

Мотивы, по которым Управление ПФР в Киреевском районе отказало Евстигнеевой М.И. в назначении пенсии, подробно изложены в протоколе от 23.03.2011г. заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и в решении от 23.03.2011 года.

В указанном протоколе отмечено, что в специальный стаж Евстигнеевой М.И. по Списку №2 возможно зачесть 4 года, 5 месяцев и 2 дня, поскольку данный стаж не превышает 5 лет, назначение пенсии невозможно. При этом указанный в трудовой книжке Евстигнеевой М.И. период её работы с 01.09.1993 года по 01.10.1997 года маляром, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, не принят в связи с тем, что такая работа не подтверждается представленной ОАО «Тулачермет» справкой от 22.10.2010 года, согласно которой маляры в цехе капитального ремонта зданий и сооружений СУ «Металлургремонт» не пользовались правом на досрочное назначение пенсии.

При оценке права Евстигнеевой М.И. на пенсию Комиссия использовала сведения, содержащиеся в паспорте и в трудовой книжке Евстигнеевой М.И., архивной справке ОАО «Киреевская типография» от 10.09.2010 года , справке от 22.10.2010 года и справке от 21.02.2011 года ОАО «Тулачермет», выписках из индивидуального лицевого счета.

В имеющихся в личном деле Евстигнеевой М.И. данных о стаже, исчисленном ответчиком, продолжительность общего трудового, то есть страхового, стажа установлена в размере 27 лет, 9 месяцев и 29 дней.

Евстигнеева М.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ, с 17.12.1980 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что следует из паспорта , выданного ДД.ММ.ГГГГ ТП в г. Болохово ОУФМС России по Тульской области.

Из данных паспорта о месте жительства, следует, что Евстигнеева М.И. с 1980 года проживает на территории <адрес>, которая относилась до 31.01.1998 года к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Граждане, проживающие на территории с таким статусом, указаны в п.8 ч.1 ст.13 Закона о Чернобыле.

Следовательно, Евстигнеева М.И. имеет право на уменьшение возраста, предусмотренного ст.7 базового Закона, на 3 года, поскольку она проживала на территории с льготным социально-экономическим статусом более 12 лет. Такая возможность не оспаривается ответчиком.

Не оспариваемый ответчиком стаж работ с тяжелыми условиями труда (по Списку №2) Евстигнеевой М.И. составляет 4 года, 5 месяцев и 2 дня (это следует из имеющегося в пенсионном деле протокола от 23.03.2011г. УПФР в Киреевском районе, а также подтверждается трудовой книжкой Евстигнеевой М.И.), в который включен период работы Евстигнеевой М.И. с 1 августа 1981 года по 2 января 1986 года в должности наборщицы ручного набора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановлением от 24.07.2002 года №555 утвердило Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. Согласно п.6 данных Правил, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В распоряжении Управления Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе при решении вопроса о назначении Евстигнеевой М.И. пенсии имелись сведения о её работе, содержащиеся в трудовой книжке , в справке от 22.10.2010 года , в справке от 21.02.2011 года , выданных ОАО «Тулачермет».

В трудовой книжке на имя Евстигнеевой М.И. под №13 имеется запись о том, что она с 01.09.1993 года по 31.09.1997 года работала маляром 4 разряда, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Основание записи – распоряжение от 31.08.1993 года.

Данная работа упоминается под шифром 23200000-13450 в разделе XXXIII Списка №2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N10.

Однако, согласно справке от 22.10.2010 года , работа Евстигнеевой М.И. маляром в СУ «Металлургремонт» в период с 1.09.1993 года, а также иная её работа в ОАО «Тулачермет» до 31.12.2002 года не была отнесена к работам, дающим право на досрочное назначение пенсии указана с нормальными условиями труда.

Таким образом, сведения о работе Евстигнеевой М.И. в период с 1.09.1993 года по 31.09.1997 года, содержащиеся в трудовой книжке и в справке работодателя, не соответствуют друг другу.

Суду представлены дополнительно следующие документы:

выписка из распоряжения от 31.08.1993 года и приказ от 31.08.1993 года о принятии Рудик М.И. на работу маляром, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности 4 разряда, на участке №4 цеха №42 СУ «Металлургремонт» Акционерной компании «Тулачермет» (Рудик М.И. расторгла брак с ФИО8 – свидетельство – и заключила брак с ФИО9 04.04.2008 года с присвоением ей фамилии «Евстигнеева» - свидетельство );

         личная карточка (форма №Т-2), в которой имеются сведения о том, что Рудик М.И. с 01.09.1993 года работала в СУ «Металлургремонт» маляром, с подписью Рудик М.И.;

         штатные расписания рабочих АК (ОАО) «Тулачермет» за период 1993-1997 годов, согласно которым, в указанный период профессия «маляр 4 разряда, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», на участке №4 СУ «Металлургремонт» не значится, предусмотрена профессия «маляр 4 разряда», при этом в графе «пенсионирование» указано – «на общих основаниях». Профессия «маляр 4 разряда, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», имеется в штатном расписании рабочих участка покраски корпусов телевизоров в цехе №7, которая дает право на досрочное назначение пенсии;

         табели учета рабочего времени работников участка №4 за 1993-1997 годы, в которых профессия Рудик М.И. значится как «маляр 4 разряда»;

         распоряжение от 30.11.1994 года по цеху №42 (СУ «Металлургремонт») АК «Тулачермет» об утверждении состава бригад по производственным участкам, в котором Рудик М.И. указана как маляр 4 разряда, бригадир (поз.21366);

         производственная инструкция маляра СУ «Металлургремонт» (цеха №42).

Евстигнеева М.И. в судебном заседании 15.09.2011 года пояснила, что на работу в АК «Тулачермет» она была принята в порядке перевода из АООТ «Металлургремонт», фактически место и содержание её работы не изменилось, поскольку место нахождения АООТ «Металлургремонт» совпадало с местом нахождения созданного подразделения АК «Тулачермет» - СУ «Металлургремонт»; до этого перевода работники АООТ «Металлургремонт», в том числе, и она занимались обслуживанием (ремонтом и строительством) АК «Тулачермет». Она иногда использовала при работе нитрокраски, ей выдавали молоко, предоставляли дополнительный отпуск, но о льготах по назначению пенсии ей никогда не говорили. О том, что указанная в трудовой книжке профессия относится к работам с вредными условиями труда, она узнала в Управлении Пенсионного фонда.

Данные пояснения соответствуют записям в трудовой книжке о том, что Евстигнеева М.И. работала маляром 4 разряда в АООТ «Металлургремонт» (записи №10 и №11).

Специалист ФИО10 в судебном заседании пояснила, что до 1995 года распоряжения о принятии на работу в АК (ОАО) «Тулачермет» рабочих оформлялись в каждом структурном подразделении самостоятельно, затем эти распоряжения передавались в отдел кадров, где на основании таких распоряжений делались записи в трудовой книжке. В данном случае, специалист по кадрам внес запись в трудовую книжку без сверки со штатным расписанием участка №4 СУ «Металлургремонт», в котором такой профессии никогда не было предусмотрено. Случай с Евстигнеевой М.И. не является единственным. Маляры участка №4 СУ «Металлургремонт» иногда работали с нитрокрасками, в связи с чем, им выдавалось молоко, и предоставлялся дополнительный отпуск 7 дней. Но работа с красками не носила постоянный характер, поэтому они не имели право на досрочное назначение пенсии. Фактически в АК «Тулачермет» правом на досрочное назначение пенсии пользовались только маляры, постоянно использовавшие вредные красители на участке покраски корпусов телевизоров. В начале 2000-х годов на предприятии проводилась проверка соответствия записей о работниках, было выявлено несколько аналогичных случаев; были внесены изменения в трудовые книжки тем лицам, которые продолжали работать на предприятии, Рудик (Евстигнеева) М.И. уже не работала к этому моменту.

Исследовав представленные доказательства, суд устанавливает, что Рудик (Евстигнеева) М.И. с 1.09.1993 года по 31.09.1997 года работала маляром 4 разряда на участке №4 СУ «Металлургремонт» (цеха №42) АК (ОАО) «Тулачермет», но не маляром 4 разряда, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

Таким образом, период работы с 01.09.1993 года по 1.10.1997 года (до перевода на участок №2 СУ «Металлургремонт») не может быть включена в специальный стаж, поскольку не отнесена к Списку №2, сведения об отнесении такой работы к работам с тяжелыми условиями труда в штатных расписаниях и иных документах о фактически выполняемой Евстигнеевой (Рудик) М.И. работе АК (ОАО) «Тулачермет» не содержатся.

Евстигнеевой М.И. возможно уменьшить возраст только на 3 года, в связи с проживанием на территории с льготным статусом. Пенсия по старости может быть назначена не ранее достижения ею возраста 52 лет, то есть – не ранее 06.05.2014 года.

Соответственно, иск удовлетворению не подлежит в силу того, что специальный стаж Евстигнеевой М.И. составляет только 4 года 5 месяцев и 2 дня, то есть половины стажа, позволяющего уменьшать возраст, с которого может быть назначена пенсия, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                решил:

         в удовлетворении иска Евстигнеевой М.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Киреевском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии и возложении обязанности назначить пенсию отказать полностью.

         Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления данного решения в окончательной форме, осуществленного 23 сентября 2011 года.

         Председательствующий