Решение от 05.10.2011 о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 2011 года                                                      город Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

при секретаре Синяевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демьянова Ю.В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты,

у с т а н о в и л:

Демьянов Ю.В. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района, в котором просит обязать ответчика назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату, согласно ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

         В обоснование заявленных требований истец указал, что является ветераном труда и имеет удостоверение «Ветеран труда» с 13.11.2009 г., в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки и защиты, в том числе на льготы, установленные для ветеранов труда. 14.09.2011 г. он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о предоставлении ему указанных мер социальной поддержки, предоставив также все необходимые документы. Однако, в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда ему было отказано, в связи с недостижением 60-летнего возраста, дающего право на назначение пенсии по старости. На основании ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Поэтому определенные Законом Тульской области меры социальной поддержки заявители могут реализовать при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию. Мера социальной поддержки в соответствии со ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. №493-ЗТО в форме ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) предоставляется с учетом ст.3 данного Закона. Поскольку круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии со ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», должен совпадать с кругом лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 г. №493-ЗТО, все меры социальной поддержки заявители могут реализовать при достижении ими соответствующего возраста.

В судебное заседание истец Демьянов Ю.В. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против исковых требований возражает по тем основаниям, что в настоящее время истец не достиг установленного законом пенсионного возраста (60 лет), необходимого для признания за ним права на получение социальных льгот.

Представитель третьего лица Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дел извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил, возражений по иску не представил.

На основании ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

        Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.«ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 г.), а при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 г. (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда, Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ст.1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.

Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец сослался на то, что он имеет удостоверение «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, в чем ему было неправомерно отказано.

Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные им обстоятельства подтверждаются исследованной в судебном заседании копией удостоверения серии от ДД.ММ.ГГГГ – «Ветеран труда».

Как следует из материалов дела, Демьянов Ю.В. в установленном порядке обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты.

Письмом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 14.09.2011 г. Демьянову Ю.В. было отказано в предоставлении соответствующей льготы.

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

В силу ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 г.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста, дающего право на получение пенсии (60 лет – для мужчин) или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.

В соответствии с указанным Порядком назначение и выплата указанной меры социальной поддержки осуществляется подразделениями департамента социального развития Тульской области, осуществляющими свою деятельность непосредственно в административно-территориальных образованиях.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истице указанной меры социальной поддержки.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В ходе судебного разбирательства был установлен факт наличия у истца как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения 14.09.2011 года, а поэтому его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты именно с этой даты в соответствии с п.4, п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201, подлежат удовлетворению.

Таким образом, из вышеприведенных обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, послужил тот факт, что Демьянов Ю.В. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.

Между тем, суд считает, что указанная позиция не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

При таких обстоятельствах, суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами.

Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Принимая во внимание, что истец является ветераном труда, жителем г.Киреевска Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что требования Демьянова Ю.В. о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «УСЗН Киреевского района»

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    р е ш и л:

исковые требования Демьянова Ю.В. удовлетворить в полном объеме.

Признать за Демьяновым Ю.М. право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить и выплачивать Демьянову Ю.В. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату, начиная с 14 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Судья