Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 октября 2011 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
с участием представителя истицы и третьего лица Селивановой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1079/2011 по иску Минибаевой Ф.И. к администрации муниципального образования Киреевский район, администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Минибаева Ф.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Киреевский район, в котором просит обязать ответчика предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истица указала, что зарегистрирована и проживает по адресу: Тульская область, Киреевский район, поселок Сеченский, улица Мира, дом 33, квартира 2. Постановлением и.о. главы администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области № от 10 сентября 2001 года указанный жилой дом был отнесен к категории ветхих, непригодных для проживания и включен в областную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, а она была включена в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, до настоящего времени иное благоустроенное жилье ей не предоставлено. Со ссылками на положения ЖК РФ полагала, что у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей вне очереди благоустроенного жилого помещения.
Определением судьи от 1 сентября 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Приупское Киреевского района.
Определением суда от 23 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Селиванова Р.И. – законный представитель несовершеннолетней ФИО8
Истица Минибаева Ф.И., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Ответчики – администрация муниципального образования Киреевский район и администрация муниципального образования Приупское Киреевского района, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. В письменных заявлениях ответчики ходатайствуют о рассмотрении дела без участия их представителей, при этом администрация муниципального образования Приупское Киреевского района выражает своё согласие с исковыми требованиями, администрация муниципального образования Киреевский район иск не признаёт. В обоснование своих возражений относительно иска данным ответчиком приведены доводы о том, что надлежащим ответчиком по делу должна являться администрация муниципального образования Приупское Киреевского района, поскольку решением Собрания представителей МО Киреевский район Тульской области от 29 января 2008 года № 38-277 было дано согласие на передачу муниципальному образованию Приупское Киреевского района безвозмездно в собственность жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования Приупское Киреевского района. Фактически именно эта администрация осуществляет распоряжение жильем, поскольку предоставляет его гражданам по договорам социального найма.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы и представителей ответчиков.
Представитель истицы Минибаевой Ф.И. согласно доверенности Селиванова Р.И., являющаяся, как законный представитель несовершеннолетней дочери Селивановой А.А. третьим лицом, в суде исковые требования поддержала.
Выслушав объяснения представителя истицы и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Минибаева Ф.И., а также несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по месту жительства адресу: Тульская область, Киреевский район, поселок Сеченский, улица Мира, дом 33, квартира 2, соответственно, с 6 февраля 1971 года и 10 января 1997 года по настоящее время, что подтверждается выпиской из домовой книги.
Иные лица в данной квартире не зарегистрированы.
Площадь указанного жилого помещения составляет 34,1 кв.м, что подтверждается типовым договором найма жилого помещения.
В соответствии со статьями 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в различных редакциях в период с 24 июня 1983 года по 1 марта 2005 года, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения между наймодателем и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.
1 марта 2005 года вступил в силу действующий в настоящее время Жилищный кодекс (ЖК) РФ, которым предусмотрено право предоставления жилых помещений по договору социального найма.
На основании ст.ст.49, 60 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Как следует из уведомлений, выданных 30 сентября 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, ни за истицей Минибаевой Ф.И., ни за несовершеннолетней ФИО2 не зарегистрировано прав собственности на какие-либо жилые помещения.
Таким образом, истица вместе с ФИО2 с момента регистрации и до настоящего времени пользуется вышеуказанным жилым помещением на условиях договора социального найма (найма).
Постановлением администрации муниципального образования Киреевский район от 10 сентября 2001 года № жилой дом № 33 по улице Мира поселка Сеченский Киреевского района Тульской области был признан ветхим и непригодным для проживания.
Согласно статьи 51 Жилищного кодекса (ЖК) РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приведенной нормой закона установлены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из материалов дела усматривается, что истица Минибаева Ф.И. и несовершеннолетняя ФИО2 не имеют в собственности какого-либо жилья, не являются нанимателями иного жилья по договору социального найма либо членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения, что также подтверждается выше указанными уведомлениями.
При таких обстоятельствах, истица действительно является лицом, нуждающимся согласно статьи 51 ЖК РФ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. При этом, как усматривается из постановления и.о. главы Приупской поселковой администрации от 12 мая 2003 года №, Минибаева Ф.И. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий под № №.
Между тем, в силу статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.
Приведенная норма закона на ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в списки граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
При таких обстоятельствах, истица приобрела право именно на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с чем ее включение в общую очередь лиц, претендующих на предоставление жилья, либо предоставление жилья в зависимости от реализации такого права иными лицами равной категории, не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы истицы, в связи с чем суд полагает ее исковые требования подлежащими удовлетворению.
При этом законом установлены определенные требования к жилому помещению, предоставляемому в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Так статьей 87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Исходя из положений статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
При таких обстоятельствах, с момента признания занимаемого истицей жилого помещения непригодным для проживания, у Минибаевой Ф.И. возникло право именно на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому жилью.
В соответствии со статьей 55 ЖК РФ граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
Решением Собрания представителей МО Киреевский район от 29 января 2008 года № 38-277 было дано согласие на передачу муниципальному образованию Приупское Киреевского района безвозмездно в собственность жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования Приупское Киреевского района.
По смыслу статьи 60 ЖК РФ наймодателем жилого помещения по договору социального найма может выступать исключительно собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.
Вместе с тем, порядок передачи муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Тульской области, установлен Законом Тульской области от 9 июня 2008 года № 1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» (в редакции от 10 ноября 2010 года № 1494-ЗТО).
Согласно статьи 1 данного Закона разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями осуществляется постановлением администрации Тульской области, принятым по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу статьи 5 Закона право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает у принимающей стороны с момента подписания сторонами акта приема-передачи.
Между тем, как установлено судом, акт приема-передачи от администрации муниципального образования Киреевский район в собственность муниципального образования Приупское Киреевского района муниципального жилого фонда, расположенного на территории муниципального образования Приупское Киреевского района, сторонами не подписывался, что следует из письменных возражений администрации муниципального образования Киреевский район.
Также судом не установлено каких-либо сведений, подтверждающих надлежащую передачу указанного имущества в собственность муниципального образования Приупское Киреевского района, до вступления в силу Закона Тульской области от 9 июня 2008 года № 1014-ЗТО.
Как предусмотрено статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, относятся к компетенции муниципальных поселений.
В то же время полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к компетенции муниципальных районов (статья 15 Закона).
Принимая во внимание затруднительность определения муниципального образования, в ведении которого в настоящее время находится жилой фонд, расположенный на территории муниципального образования Приупское Киреевского района, суд полагает возможным возложить обязанность по предоставлению Минибаевой Ф.И. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на обоих ответчиков, что позволит устранить правовую неопределенность при реализации истицей принадлежащих ей жилищных прав.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Минибаевой Ф.И. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области и администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района вне очереди предоставить Минибаевой Ф.И. благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: