Решение от 10.10.2011 о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2011 года                                                                             город Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

         председательствующего Феоктистова Д.Н.,

         при секретаре Ивановой Н.В.,

с участием истицы Ереминой О.Н., представителя третьего лица Столяровой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1066/2011 по иску Ереминой О.Н. к комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Еремина О.Н. первоначально обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Киреевский район, в котором просила обязать ответчика в предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления.

В дальнейшем уточнила и дополнила исковые требования, окончательно просит признать себя не имеющей закрепленного жилого помещения и необеспеченной жилой площадью и обязать комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить ей благоустроенное жилое помещение.

В обоснование заявленных требований истицей приведены следующие доводы.

В 2003 году мать истицы была лишена родительских прав, отец истицы умер в 2000 году. С 2001 года по 2008 год она находилась на обучении в школе-интернате. С 2008 года по 2010 год обучалась в лицее. За ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Тульская область, Киреевский район, село Кошино, дом 143, признанное впоследствии непригодным для постоянного проживания. Таким образом, в настоящее время истица фактически не имеет закрепленного за ней жилого помещения, а также какого-либо иного жилья в пользовании. На основании части 3 статьи 24 Закона Тульской области «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилья, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма органами исполнительной власти Тульской области. Непринятие органом исполнительной власти мер по обеспечению истицы жилым помещением, по мнению Ереминой О.Н., нарушает её жилищные права.

Ответчик – комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, третьи лица – администрация муниципального образования Киреевский район, администрация муниципального образования Новосельское Киреевского района Тульской области, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.

В письменных заявлениях данные третьи лица ходатайствую о рассмотрении дела без участия их представителей, возражений относительно уточнённых исковых требований Ереминой О.Н. не имеют.

В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.

Истица Еремина О.Н. в суде уточнённые исковые требования поддержала.

Представитель третьего лица – территориального отдела по Киреевскому району комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству Столярова Т.Н. не возражала относительно уточнённого иска.

Выслушав объяснения истицы, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Киреевского районного суда Тульской области от 5 марта 2003 года, вступившим в законную силу 16 марта 2003 года, Усачева Н.В. была лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе в отношении дочери Усачевой О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случае лишения родителей родительских прав, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

На основании постановления главы администрации муниципального образования «Киреевский район» от 28 марта 2003 года несовершеннолетняя Усачева О.Н. была направлена для дальнейшего содержания и воспитания в детское государственное учреждение. За Усачевой О.Н. было закреплено жилое помещение – дом 143 в селе Кошино Киреевского района Тульской области. Контроль за исполнением данного постановления возложен на заместителя главы муниципального образования «Киреевский район» по социальным вопросам.

Таким образом, Усачева О.Н. была отнесена к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом первоначально за ней было закреплено жилое помещение.

7 ноября 2009 года Усачева О.Н. заключила брак с Ереминым А.В., после чего ей была присвоена фамилия Еремина, что подтверждается свидетельством о заключении брака , выданным 7 ноября 2009 года отделом ЗАГС администрации муниципального образования Ефремовский район Тульской области.

ДД.ММ.ГГГГ у указанных лиц родилась дочь – ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении , выданным 3 августа 2010 года вышеуказанным отделом ЗАГС.

Согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе, оставшихся без попечения родителей), осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ, а обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Приведенными нормативно-правовыми актами законодательно определен особый социальный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в силу сложившейся неблагоприятной жизненной ситуации в дополнительной социальной защите со стороны государства по сравнению с иными более защищенными категориями населения.

Приведенные принципы прямо вытекают из содержания статей 38, 39, 40 Конституции Российской Федерации.

Как предусмотрено положениями статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Исходя из положений статьи 5 данного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ.

В соответствии со статьей 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах ВС РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Таким образом, механизм закрепления жилого помещения призван обеспечить право вышеуказанной категории социально незащищенных лиц на жилище.

При этом, основной целью такого закрепления, равно как и предоставления жилья лицам, не имеющим закрепленного жилого помещения, является реальное обеспечение таких лиц благоустроенными жилыми помещениями после окончания пребывания в образовательных учреждениях, по окончании службы в рядах ВС РФ либо возращения из мест лишения свободы.

Исходя из этого, правовое содержание обоих механизмов обеспечения детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей жильем (закрепление жилья или его предоставление) является тождественным применительно к цели их реализации в интересах указанной категории лиц.

В то же время закрепление жилого помещения предполагает последующее предоставление того же самого жилого помещения, которое было закреплено, тогда как лицам не имеющим закрепленного жилья, может предоставляться любое жилье, отвечающее установленным требованиям.

Из показаний в судебном заседании 26 сентября 2011 года свидетеля Бондаренко И.Ф. следует, что в 2003 году она работала заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Киреевский район». При закреплении за несовершеннолетней Усачевой О.Н. жилого дома в селе Кошино осмотр данного жилого помещения не производился, оценка пригодности этого жилья для проживания не давалась.

Суд не усматривает оснований для сомнения в достоверности показаний данного свидетеля, поскольку они непротиворечивы, согласуются с материалами дела.

Так, из вышеуказанного решения суда от 5 марта 2003 года следует, что Усачева Н.В. (мать истицы) приобрела дом в селе Кошино в недостроенном состоянии.

В соответствии с частью 1 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно постановлению главы муниципального образования Новосельское Киреевского района от 15 сентября 2010 года дом под № 143 в селе Кошино находится в непригодном для проживания состоянии, в связи с чем Еремина О.Н. внесена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий под № .

Акт обследования этого дома утверждён постановлением главы администрации муниципального образования Киреевский район от 12 июля 2010 года .

О непригодности данного жилья для проживания свидетельствует также представленная администрацией муниципального образования Киреевский район фотография.

Таким образом, судом установлено, что за истицей было закреплено недостроенное жилое помещение, в последующем признанное непригодным для проживания.

Между тем, по мнению суда, такое закрепление не соответствует целям и задачам социального обеспечения и государственной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поскольку препятствует Ереминой О.Н. в реализации ее жилищных прав в полном объеме.

Как предусмотрено статьей 15 Жилищного кодекса (ЖК) РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Закрепление за Ереминой О.Н. жилого помещения, непригодного для постоянного проживания, не обеспечивает надлежащим образом возможности владения и пользования жильем.

При этом за истицей не зарегистрированы какие-либо права на иные жилые помещения, что подтверждается справкой, выданной Тульским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», а также уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

Суд также учитывает то обстоятельство, что в закрепленном за истицей жилом помещении были зарегистрированы также иные лица, в том числе её мать Усачева Н.В., лишенная родительских прав в отношении своей дочери.

Исходя из положений статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, Еремина О.Н. должна быть обеспечена вне очереди жилым помещением, пригодным для постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона Тульской области от 7 октября 2009 года № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти области жилыми помещениями жилищного фонда области по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и области.

Согласно статьи 5 Закона Тульской области от 12 ноября 2007 года № 902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области» (в редакции от 20 июля 2011 г.) жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа.

В силу пункта 3 постановления Администрации Тульской области от 4 марта 2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области», органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, был определен Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.

Таким образом, обязанность по предоставлению Ереминой О.Н. вне очереди жилого помещения на условиях социального найма должна быть возложена именно на указанный орган.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    исковые требования Ереминой О.Н. удовлетворить.

    Признать Еремину О.Н. не имеющей закрепленного жилого помещения и необеспеченной жилой площадью.

    Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить вне очереди Ереминой О.Н. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории Киреевского района Тульской области.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

    Председательствующий