Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2011 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1222/2011 по иску Ковалева К.А. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда,
у с т а н о в и л :
истец Ковалев К.А. обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.
Он является ветераном труда, в связи с чем, имеет право на льготы, которые предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
27 сентября 2011 года он обратился с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района», которое отказало ему в этом, в связи с тем, что он не достиг возраста 60 лет.
Истец считает отказ незаконным, поскольку законодательство России не связывает предоставление льгот ветеранам труда с достижением возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 60 лет. Он имеет право на пенсию по выслуге лет службы по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации независимо от возраста, имеет звание «Ветеран труда», то есть имеются все основания для предоставления ему соответствующих мер социальной поддержки.
В своём иске Ковалев К.А. просит:
признать незаконным отказ ответчика в предоставлении ему мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда;
обязать ответчика назначить и выплачивать с 27 сентября 2011 года ежемесячную денежную выплату, а также ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение);
обязать ответчика выдать справку для приобретения единого месячного проездного билета.
Истец Ковалев К.А. в суд не явился. В письменном заявлении просит рассматривать дело в его отсутствие.
Ответчик – ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», третье лицо - департамент социального развития Тульской области, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.
ГУ ТО «УСЗН Киреевского района» в своём письменном ходатайстве просит рассмотреть дело без участия их представителя.
От ответчика в суд поступило письменное возражение относительно иска Ковалева К.А., из которого следует, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска ввиду недостижения истцом возраста, дающего право на назначение ему пенсии по старости, то есть 60 лет.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (далее базовый закон).
Из представленного истцом Ковалевым К.А. удостоверения серии № №, выданного 27 сентября 2011 года ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», следует, что Ковалев К.А. является ветераном труда и имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».
Данные доказательства приводят суд к выводу о том, что по состоянию на 27 сентября 2011 года Ковалеву К.А. было присвоено звание «Ветеран труда», и с этого времени он имел право на предоставление льгот, предусмотренных статьёй 22 закона «О ветеранах».
Льготы, предоставляемые ветеранам труда, установлены в статье 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.
Статья 22 ранее действовала в редакции закона «О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» от 8 августа 2001 года № 124, и предусматривала, в частности, бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) (подпункт 4 пункта 2); оплату в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъектов Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 данной статьи); оплату в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления (подпункт 7 пункта 2 данной статьи).
Указанные льготы согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 22 базового закона, должны предоставляться лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то есть условиями предоставления льгот являются: а) наличие звания «Ветеран труда»; б) ветерану труда должна быть назначена пенсия по любому основанию, предусмотренному пенсионным законодательством, а не по возрасту (по старости).
Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 признан утратившим силу Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3. С 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируются законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Как следует из вышеуказанного удостоверения, Ковалев К.А. является ветераном труда.
Согласно статьи 22 базового закона в редакции закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Данная норма вступила в действие с 1 января 2005 года и в силу статьи 155 закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных статьёй 22 базового закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В Тульской области новый порядок предоставления указанных льгот установлен законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Согласно статьи 3 данного закона, ветераны труда, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, - пункт 1 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, - пункт 2 данной статьи, то есть условия предоставления данных мер социальной поддержки точно совпадают с условиями предоставления соответствующих льгот, установленных в базовом (Федеральном) законе, за исключением указания на факт достижения возраста, дающего право на назначение пенсии.
Такое дополнительное условие, влекущее ограничение круга лиц категории «Ветеран труда», имеющих право на предоставление аналогичных льгот, по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации противоречит положениям статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закреплённые в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права. Согласно пункту 2 данной статьи, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантии и компенсации не могут быть ниже тех, которые предоставлялись соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, а условия предоставления льгот в натуральной форме не могут быть ухудшены.
В соответствии с Федеральным законом, данное право не может быть ограничено законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае законом Тульской области.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причём в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, достаточно наличия самого статуса гражданина - «Ветеран труда». Следовательно, Ковалев К.А. имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки и в соответствии с законом Тульской области в размере, установленном в подпункте 2 пункта 4 указанной статьи.
Законом от 31 октября 2009 года № 1352-ЗТО в закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО внесены изменения, согласно которым с 1 января 2010 года оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области (пункт 1 статьи 3 закона № 493-ЗТО), а льгота по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение в пределах установленных нормативов (пункт 2 статьи 3 закона № 493-ЗТО).
Следовательно, Ковалев К.А. имеет право на указанные ежемесячные денежные выплаты.
Обоснованными суд считает и требования Ковалева К.А. о предоставлении ему права на получение единого месячного льготного проездного билета.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, Постановлением Администрации Тульской области от 15 февраля 2006 г. № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Постановления Администрации Тульской области от 3 июля 2006 г. № 311, от 29 марта 2008 г. № 160), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый Администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из вышеприведенных обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за коммунальные услуги и на приобретение единого месячного льготного проездного билета, послужил тот факт, что Ковалев К.А. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.
Между тем, суд считает, что указанная позиция не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В целях реализации закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО, постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 был утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.
Согласно пункту 8 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Ковалев К.А. впервые обратился с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» 27 сентября 2011 года, что следует из искового заявления и подтверждается представленным письмом от 28 сентября 2011 года № ГУ ТО «УСЗН Киреевского района».
Поскольку к моменту подачи указанного заявления Ковалев К.А. имел право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, его исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме, в связи с чем, необходимо:
признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 28 сентября 2011 года в предоставлении Ковалеву К.А. мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда;
обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с 27 сентября 2011 года назначить Ковалеву К.А. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и предусмотренную пунктом 2 статьи 3 указанного Закона ежемесячную денежную выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, признав за истцом право на данные выплаты; обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» выдать Ковалеву К.А. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета.
Обязанность должна быть исполнена ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», поскольку именно данное учреждение осуществляет предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, в соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области, утверждённым постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201.
По приведённым выше основаниям суд находит неправильными доводы ответчика в обоснование своих возражений относительно иска Ковалева К.А..
Таким образом, исковые требования Ковалева К.А. подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ковалева К.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 28 сентября 2011 года в назначении Ковалеву К.А. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО, а также в назначении денежных выплат, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с 27 сентября 2011 года назначить Ковалеву К.А. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и предусмотренную пунктом 2 статьи 3 указанного Закона ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» выдать Ковалеву К.А. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня вынесения.
Председательствующий: Д.Н.Феоктистов