Решение от 21.09.2011 об обязании назначить меры социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2011 года                                       г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Кулешовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1131/11 по иску Илюхина В.В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» об обязании назначить меры социальной поддержки,

у с т а н о в и л:

Илюхин В.В. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района»: просит обязать ответчика назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию со дня подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов, начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение) с ДД.ММ.ГГГГ, а так же выдать справку для приобретения единого месячного льготного проездного билета.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является ветераном труда, в связи с чем, по его мнению, имеет право на меры социальной поддержки и защиты, в том числе на льготы, установленные для ветеранов труда, вне зависимости от достижения общего пенсионного возраста. На его обращение в орган соцзащиты в предоставлении указанных льгот, ему был выдан письменный отказ, который он находит незаконным.

В судебное заседание истец не явился, будучи извещенным о дне, времени и месте судебного разбирательства, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик - ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» своего представителя в суд не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленным им письменным возражениям, иск не признает, полагая, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» связывает право на получение устанавливаемых им льгот с достижением лицами, являющимися ветеранами труда, с достижением пенсионного возраста согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ «173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а именно, для мужчин – 60 лет. В результате внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (в частности, ст.22) Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ часть ранее предоставляемых льгот трансформировалась в право на предоставление денежной выплаты, однако круг лиц, имеющих право на выплаты, остался прежним (как до так и после ДД.ММ.ГГГГ), - как в предыдущей редакции ст. 22 Федерального закона «О ветеранах». До ДД.ММ.ГГГГ права на льготы согласно указанному закону у истца не было. Назначение выплат с ДД.ММ.ГГГГ противоречит постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, топлива отдельным категориям граждан». В соответствии с постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « о введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей <адрес>» правом на единый месячный льготный проездной билет на проезд во всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных пригородных маршрутов могут воспользоваться различные категории жителей <адрес>, в том числе и ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, граждане постоянно проживающие на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Ввиду того, что истец проживает на территории, имеющей вышеназванный статус никаких препятствий в приобретении справки, подтверждающей право на приобретение билета, у истца не имеется.

Третье лицо – Департамент социального развития Тульской области – представителя в суд не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, заявлений не представлено.

На основании ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. «ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).

В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), а при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на ДД.ММ.ГГГГ (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ не содержит предписаний на предмет того, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, не определяет круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда <адрес> Думой был принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», ст.1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что Илюхин В.В. является лицом, получающим пенсионное обеспечение в соответствии со ст.ст.2, 4, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которая назначается на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в связи со службой в уголовно-исполнительной системе), - то есть, лицом, обретшим право на пенсионное обеспечение в силу достижения требуемого для такой категории пенсионеров возраста и выслуги лет.

ДД.ММ.ГГГГ ему выдано удостоверение «Ветеран труда».

В тот же день он в установленном порядке обратился в орган социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, о выдаче ему справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Письмом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от ДД.ММ.ГГГГ ему в предоставлении соответствующих льгот отказано.

Получателем таких льгот по иным основаниям истец ныне не является.

Установленные обстоятельства подтверждаются названным удостоверением, справкой ФБУ КП-8 УФСИН России по <адрес>, иными материалами дела и сторонами не оспорены. Доказательств обратному не представлено.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлены ст.3 названного выше <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО, от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО, от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО).

Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством <адрес>. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Таким образом, по смыслу закона право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодателем субъекта Федерации связывается с достижением ими возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не связывает возможность приобретения этого права с достижением какого-либо определенного возраста или назначением конкретного вида пенсионного обеспечения.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, приведенных норм права, суд полагает, что истец имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных ст.3 названного выше <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО. Это соответствует также требованиям п.п.19 п.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей <адрес>, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п.п.4 п.1 названного выше Положения предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями <адрес>, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу указанных мер социальной поддержки.

При разрешении вопроса о том, с какого момента должна предоставляться истцу поименованная ежемесячная денежная выплата, суд руководствуется п.19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг (утв. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ). Согласно данному пункту денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением письменных документов, указанных в пп. 8-9 настоящего Положения. Следовательно, предоставление истцу указанных выплат с ДД.ММ.ГГГГ не противоречит приведенным действующим нормам права.

Таким образом, разрешая заявленные требования в пределах, установленных ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд полагает возможным назначить истцу названные меры социальной поддержки с испрашиваемой даты.

Не вызывает у суда сомнений состоятельность заявленных истцом требований и в части наличия у него права на получение такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата.

В частности, статьей <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель <адрес> связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда».

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <адрес>, утвержденным Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Что же касается даты назначения данной выплаты, то, исходя из п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <адрес> (утв. Постановлением администрации ТО от ДД.ММ.ГГГГ ), предусматривающего, что назначение указанной выше меры социальной поддержки, носит заявительный характер, суд полагает возможным определить указанную дату - с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с момента официального обращения за истца в орган соцзащиты.

Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел доказательственное подтверждение факт наличия у истца, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения, его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п.4, п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , подлежат удовлетворению.

Обоснованными суд считает и требования истца о предоставлении ему права на получение единого месячного льготного проездного билета.

В целях реализации прав отдельных категорий жителей <адрес> на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей <адрес>» (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей <адрес>, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.

Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.

Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.

При этом названный выше нормативный правовой акт не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Позиция ответчика, пролагающего, что необходимым условием для получения указанных выше льгот является достижение Илюхиным В.В. возраста 60 лет, равно, как и получение пенсии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», основана на неверном толковании <адрес> -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Так, ст.4 установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе, и военнослужащие.

В ст.2 названного выше Федерального закона дано понятие термину «военнослужащие» – это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках МВД Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Как следует из статьи 5 указанного выше Федерального закона, где установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, данной нормой закона предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в п.п.2 п.1 ст.4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», истец обладает правом на государственное пенсионное обеспечение.

Само по себе назначение истцу пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует лишь о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях ст.ст.1 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ.

При таких обстоятельствах, суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан <адрес>» и другими региональными нормативными правовыми актами.

Принимая во внимание, что истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является ветераном труда, жителем <адрес> и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что требования о назначении истцу испрашиваемых выплат и льгот подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «УСЗН Киреевского района».

Наличие у истца права на получение справки для приобретения льготного проездного билета по иному основанию само по себе не исключает его права на получение такого билета согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей <адрес>».

Исходя из приведенных выше обстоятельств, удовлетворению подлежат и требования истца о возложении на ГУ ТО «УСЗН <адрес>» обязанности по выдаче ему справки на приобретение льготного проездного билета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

    р е ш и л:

исковые требования Илюхина В.В. удовлетворить.

Признать за Илюхиным В.В право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Илюхину В.В. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» предоставить Илюхину В.В. как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение), предусмотренные <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» выдать Илюхину В.В. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей <адрес>».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий