Решение от 15.11.2011 о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки, как ветерану труда незаконным, об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2011 года                                          г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Кулешовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1347/11 по иску Клепикова А.А. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки, как ветерану труда, незаконным, об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки,

у с т а н о в и л:

Клепиков А.А. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района»: просит признать незаконным отказ ответчика в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на оплату 50 процентов расходов на жилое помещение, коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов, и ежемесячной денежной выплаты, и обязать назначить ему (истцу) как ветерану труда меры социальной поддержки согласно действующему законодательству назначить с ДД.ММ.ГГГГ в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение, в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение), а также ежемесячную выплату денежную выплату как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ, а так же просит взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном труда, в связи с чем, по его мнению, имеет право на меры социальной поддержки и защиты, в том числе на льготы, установленные для ветеранов труда, вне зависимости от достижения общего пенсионного возраста. На его обращение в орган соцзащиты в предоставлении указанных льгот ему отказано. Данный отказ находит незаконным.

В судебное заседание истец не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, предоставив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик - ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» своего представителя в суд не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленным им письменным возражениям, иск не признает, полагая, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» связывает право на получение устанавливаемых им льгот с достижением лицами, являющимися ветеранами труда, с достижением пенсионного возраста согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ «173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а именно, для мужчин – 60 лет. В результате внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (в частности, ст.22) Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ часть ранее предоставляемых льгот трансформировалась в право на предоставление денежной выплаты, однако круг лиц, имеющих право на выплаты, остался прежним (как до так и после ДД.ММ.ГГГГ), - как в предыдущей редакции ст. 22 Федерального закона «О ветеранах». До ДД.ММ.ГГГГ права на льготы согласно указанному закону у истца не было. Назначение выплат с ДД.ММ.ГГГГ противоречит постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, топлива отдельным категориям граждан».

Третье лицо – Департамент социального развития Тульской области – представителя в суд не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, заявлений не представлено.

На основании ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. «ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).

В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), а при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на ДД.ММ.ГГГГ (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ не содержит предписаний на предмет того, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, не определяет круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда <адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», ст.1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что Клепикову А.А. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение «Ветеран труда». В тот же день он в установленном порядке обратился в территориальный орган социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Письмом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ему в предоставлении соответствующих льгот отказано. Получателем подобных льгот по иным основаниям истец в настоящее время не является.

Установленные обстоятельства подтверждаются названным удостоверением, иными материалами дела и сторонами не оспорены. Доказательств обратному не представлено.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлены ст.3 названного выше <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО, от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО, от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО).

Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством <адрес>. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Таким образом, по смыслу закона право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодателем субъекта Федерации связывается с достижением ими возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не связывает возможность приобретения этого права с достижением какого-либо определенного возраста или назначением конкретного вида пенсионного обеспечения.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, приведенных норм права, суд полагает, что истец имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных ст.3 названного выше <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО. Это соответствует также требованиям п.п.19 п.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей <адрес>, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п.п.4 п.1 названного выше Положения предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями <адрес>, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу указанных мер социальной поддержки.

При разрешении вопроса о том, с какого момента должна предоставляться истцу поименованная ежемесячная денежная выплата, суд руководствуется п.19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг (утв. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ). Согласно данному пункту денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением письменных документов, указанных в пп. 8-9 настоящего Положения.

Следовательно, назначение истцу льгот с испрашиваемой даты соответствует закону.

Позиция ответчика, полагающего, что необходимым условием для получения указанных выше льгот является достижение Клепиковым А.А. возраста 60 лет, равно, как и получение пенсии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», основана на неверном толковании <адрес> -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Так, ст.4 установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе, и военнослужащие.

В ст.2 названного выше Федерального закона дано понятие термину «военнослужащие» – это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках МВД Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Как следует из статьи 5 указанного выше Федерального закона, где установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, данной нормой закона предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в п.п.2 п.1 ст.4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», истец обладает правом на государственное пенсионное обеспечение.

Само по себе назначение истцу пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует лишь о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях ст.ст.1 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ.

При таких обстоятельствах, суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан <адрес>» и другими региональными нормативными правовыми актами.

Таким образом, заявленные исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании ст.ст.88, 98 ГПК РФ, Клепиковым А.А. при подаче иска была оплачена госпошлина в размере 200 руб. Поскольку иск подлежит удовлетворению, то и требование истца о взыскании расходов по оплате госпошлины обосновано. Вместе с тем, приведенные ответчиком доводы дают суду основания для снижения размера госпошлины до 100 руб., подлежащей взысканию с него в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

    р е ш и л:

исковые требования Клепикова А.А. удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в предоставлении Клепикову А.А. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», незаконным.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» предоставить Клепикову А.А. как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение, в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение), предусмотренные <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района в возврат госпошлины 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: