Решение от 02.11.2011 о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 ноября 2011 года                                                        город Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

при секретаре Синяевой И.А.,

с участием истца Ореховой М.И. и ее представителя – Сальковой С.А., а также представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области – Виноградовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ореховой Марины Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Орехова М.И. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области, в котором первоначально просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, периоды ее работы в должности воспитателя детского сада с 11.10.1994 г. по 31.08.1995 г. и с 28.05.1996 г. по 06.04.1998 г. Также просила суд признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать назначить указанную пенсию с момента первоначального обращения в пенсионный орган – с 18.07.2011 г.

Определением суда от 02.11.2011 г. производство по делу в части требований о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязании назначить указанную пенсию с момента первоначального обращения в пенсионный орган – с 18.07.2011 г. было прекращено в связи с отказом истца от иска.

В обоснование заявленных требований истица указала, что начала свою трудовую деятельность 15.07.1986 г. в должности воспитателя детского сада. 18.07.2011 г. она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако 27.07.2011 г. ей было отказано в этом. При этом ответчик отказался включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды ее работы с 11.10.1994 г. по 31.08.1995 г. в должности воспитателя муниципального предприятия ясли-сад «<данные изъяты>», а также с 28.05.1996 г. по 06.04.1998 г. в должности воспитателя муниципального предприятия ясли-сад «<данные изъяты>». Между тем, Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. №1397 был установлен перечень учреждений, организаций и должностей, работа на которых дает право на пенсию по выслуге лет. Работа воспитателей детских садов и объединенных яслей-садов входит в указанный перечень. Действующими в настоящее время Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, сохранено право воспитателей детских садов всех наименований на досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанный отказ нарушает ее право на назначение в дальнейшем досрочной трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истица Орехова М.И. и ее представитель, допущенный судом к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ – Салькова С.А. поддержали уточненные исковые требования, пояснили, что несмотря на то обстоятельство, что истица в настоящее время не имеет трудового стажа, достаточного для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, однако отказ пенсионного органа от включения указанных периодов работы в должности воспитателя детского сада, будет препятствовать в таком назначении в последующем.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области по доверенности – Виноградова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что действительно 18.07.2011 г. Орехова М.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как педработнику. При исчислении трудового стажа, необходимого для назначения указанной пенсии, было установлено, что в период с 11.10.1994 г. по 31.08.1995 г. истица работала в должности воспитателя муниципального предприятия ясли-сад «<данные изъяты> а в период с 28.05.1996 г. по 06.04.1998 г. в должности воспитателя муниципального предприятия ясли-сад «<данные изъяты>». Между тем, списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на назначение данного вида пенсии, определена единственная организационно-правовая форма – учреждение, в связи с чем данные периоды работы не были засчитаны истице в специальный трудовой стаж.

Выслушав пояснения истицы и ее представителя, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Между тем действующее законодательство, регулирующее правоотношения в сфере социально-экономического и пенсионного обеспечения граждан, предусматривает возможность снижения указанного пенсионного возраста при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Так согласно пп.19 п.1 ст.27 указанного Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Таким образом, приведенная норма закона относит к числу лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости, педагогических работников при наличии соответствующего трудового стажа.

В данном случае, наличие такого стажа педагогической деятельности является единственным и достаточным основанием для назначения указанного вида пенсии, в связи с чем вопрос о его размере имеет существенное правовое значение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истица осуществляла следующую трудовую деятельность, связанную с педагогической деятельностью:

- в период с 15.07.1986 г. по 25.06.1990 г. – в должности воспитателя детского сада <данные изъяты>;

-в период с 26.06.1990 г. по 15.01.1992 г. – в должности воспитателя детского сада кооперативно-государственного предприятия «<данные изъяты>»;

-в период с 16.01.1992 г. по 31.03.1994 г. в должности воспитателя яслей-сада АООТ «<данные изъяты>»;

-в период с 01.04.1994 г. по 27.05.1996 г. в должности воспитателя яслей-сада №11 «<данные изъяты>» Комитета по образованию администрации Киреевского района (26.04.1994 г. переименован в Муниципальное предприятие ясли-сад №11 «<данные изъяты>»; 01.09.1996 г. реорганизовано в <данные изъяты>

-в период с 28.05.1996 г. по настоящее время в должности воспитателя Муниципального предприятия ясли-сад «<данные изъяты>» (07.04.1998 г. переименован в МДОУ ясли-сад <данные изъяты>»; 16.05.2000 г. переименовано в МДОУ детский сад комбинированного вида №2 «<данные изъяты>» г.Киреевска администрации МО Киреевский район Тульской области; 16.11.2005 г. переименовано в МДОУ <данные изъяты> администрации МО Киреевский район»).

Кроме того, в период с 21.01.1986 г. по 10.07.1986 г. Орехова М.И. работала в должности, не связанной с осуществлением педагогической деятельности – <данные изъяты>

В силу п.2 ст.27 названного Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных пп.19-21 п.1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Решением УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области №271 от 27.07.2011 г. Ореховой М.И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа, требуемого на основании пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как усматривается из выписки из протокола об отказе в установлении пенсии №271 от 27.07.2011 г., при расчете трудового стажа для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости, не были приняты к зачету следующие периоды:

-период с 20.02.1993 г. по 10.10.1994 г. – отпуск по уходу за ребенком;

-период с 11.10.1994 г. по 31.08.1995 г. – работа в должности воспитателя Муниципального предприятия ясли-сад «<данные изъяты>

-период с 28.05.1996 г. по 06.04.1998 г. – работа в должности воспитателя Муниципального предприятия ясли-сад «<данные изъяты>

Причиной отказа зачета в специальный трудовой стаж периодов работы в должности воспитателя в Муниципальном предприятии ясли-сад «<данные изъяты>» (с 11.10.1994 г. по 31.08.1995 г.) и в Муниципальном предприятии ясли-сад «<данные изъяты>» (с 11.10.1994 г. по 06.04.1998 г.) послужило то обстоятельство, что списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение данного вида пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определена единственная организационно-правовая форма – учреждение, в связи с чем данные периоды работы не были засчитаны истице в трудовой стаж.

В связи с этим, специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение Ореховой М.И. пенсии, на момент отказа был установлен пенсионным органом в размере 20 лет 7 месяцев 16 дней; страховой стаж – 25 лет 5 месяцев 16 дней.

Между тем, в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. – на основании Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. №463.

Периоды работы с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г. должны определяться в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067, а периоды работы с 12.11.2002 г. – в соответствии со списком и Правилам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, которые также могут быть применены ко всем периодам работы.

При исчислении стажа работы в части, не урегулированной последними, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516.

Во всех перечисленных нормативных актах, среди должностей, дающих право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, указана должность «воспитатель», однако в перечне учреждений, ясли-сады (детские сады) значатся под общим понятием: детские дошкольные учреждения, а указания на такую форму как «муниципальное предприятие» в них не содержится.

В то же время Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. №463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Как предусмотрено п.13 Правил от 29.10.2002 г. №781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в том числе в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.

Из уставов Муниципального предприятия ясли-сад №11 «<данные изъяты>» и Муниципального предприятия ясли-сад <данные изъяты> следует, что данная организация является предприятием общеразвивающего типа, обеспечивающим уход за детьми дошкольного возраста и создающими условия для их развития.

При этом в ходе осуществления Ореховой М.И. своих трудовых функций, происходило неоднократное переименование данных учреждений, в частности ясли-сад <данные изъяты>» Комитета по образованию администрации Киреевского района был переименован:

-постановлением органа местного самоуправления №253 от 26.04.1994 г. – в Муниципальное предприятие ясли-сад <данные изъяты>»;

-постановлением органа местного самоуправления №537 от 16.08.1996 г. реорганизован в Муниципальное предприятие Киреевский районный дошкольный детский дом.

Ясли-сад <данные изъяты> комитета по образованию администрации МО Киреевский район также неоднократно переименовывались:

-постановлением органа местного самоуправления №274 от 28.04.1994 г. – в Муниципальное предприятие ясли-сад <данные изъяты>»;

-приказом комитета по образованию №5а от 07.04.1998 г. – в МДОУ ясли-сад <данные изъяты>

-приказом комитета по образованию №97/2 от 16.05.2000 г. – в МДОУ детский сад комбинированного типа <данные изъяты> г.Киреевска администрации МО Киреевский район Тульской области.

-с 16.11.2005 г. на основании приказа комитета по образованию №165 от 08.11.2005 г. – в МДОУ «Киреевский детский сад комбинированного типа <данные изъяты>» администрации МО Киреевский район Тульской области.

При этом действующим законодательством не установлены какие-либо ограничения на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования.

По смыслу закона, исчисление специального трудового стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии педагогическим работникам, назначается в зависимости от вида и целей деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми такие работники состояли в трудовых отношениях.

Согласно представленным должностным инструкциям воспитателя дошкольных групп, а также номенклатуре дел МДОУ «<данные изъяты> и объяснениям истицы, ее должностные обязанности на протяжении всего периода работы в должности воспитателя были тождественны друг другу и заключались в организации воспитательного и образовательного процесса детей дошкольного возраста.

По приведенным основаниям суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Ореховой М.И. о включении в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов ее работы в с 11.10.1994 г. по 31.08.1995 г. в должности воспитателя Муниципального предприятия ясли-сад <данные изъяты>», а также с 28.05.1996 г. по 06.04.1998 г. в должности воспитателя Муниципального предприятия ясли-сад «<данные изъяты> поскольку отказ пенсионного органа в исчислении указанных периодов, действительно нарушает права и законные интересы истицы на своевременное назначение указанного вида пенсии в будущем периоде.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Ореховой М.И. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области включить в специальный трудовой стаж Ореховой М.И., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы с 11.10.1994 г. по 31.08.1995 г. в должности воспитателя Муниципального предприятия ясли-сад «<данные изъяты> а также с 28.05.1996 г. по 06.04.1998 г. в должности воспитателя Муниципального предприятия ясли-сад <данные изъяты>».

    Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

    Судья