Решение от 01.11.2011 о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и ее назначении



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 ноября 2011 года                                                        город Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

при секретаре Синяевой И.А.,

с участием истца Соловьевой Н.И. и представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области – Поповой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Н.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и ее назначении,

у с т а н о в и л:

Соловьева Н.И. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области, в котором просит признать незаконным решение об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить указанную пенсию с момента первоначального обращения в пенсионный орган – с 18.08.2011 г.

В обоснование заявленных требований истица указала, что 18.08.2011 г. она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на основании ст.ст.33, 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Комиссия УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области решением №290 от 19.08.2011 г. отказала ей по тем основаниям, что общий период ее проживания в зоне со льготным социально-экономическим статусом и в зоне с правом на отселение, не позволяет снизить пенсионный возраст на 4 года, учитывая, что сложение периодов проживания в обеих зонах при исчислении подлежащего снижению пенсионного возраста, является невозможным. С данным отказом она не согласна, поскольку в период с момента катастрофы на ЧАЭС 26.04.1986 г. по 27.03.1987 г. она проживала в пос.Приупском Киреевского района ТО, относящемся к зоне со льготным социально-экономическим статусом, что на основании ст.34 базового Закона дает ей право на первичное снижение пенсионного возраста на 1 год. В период с 03.04.1987 г. по 22.10.2010 г. она проживала в г.Липки Киреевского района ТО, территория которого в период с момента катастрофы на ЧАЭС и до 01.02.1998 г. являлась зоной с правом на отселение, а после 01.02.1998 г. и по настоящее время относится к зоне со льготным социально-экономическим статусом. Таким образом, период ее проживания в зоне с правом на отселение составляет 10 лет 8 месяцев, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 3 года, а в зоне со льготным социально-экономическим статусом – 12 лет 10 месяцев, что также дает ей право на снижение пенсионного возраста еще на 3 года. При этом в силу ст.ст.33 и 34 базового Закона назначение пенсии по старости лицам, проживающим в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода не пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания гражданина на соответствующей территории в период с момента катастрофы на ЧАЭС до 30.06.1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина определяется с учетом периода проживания гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения. 18.07.2011 г. ей исполнился 51 год. В результате неправомерных действий ответчика, было нарушено ее право на снижение пенсионного возраста на 4 года.

В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, приведенным в иске.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области по доверенности – Попова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Соловьева Н.И. действительно обратилась 18.08.2011 г. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании ст.ст.33, 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Заявительницей были представлены документы, подтверждающие ее проживание в зоне с правом на отселение в период с 02.06.1988 г. по 27.01.1993 г. и с 29.01.1993 г. по 31.01.1998 г., а также документы, подтверждающие ее проживание и работу в период с 26.04.1986 г. по 27.03.1987 г. и с 01.02.1998 г. по настоящее время в зоне со льготным социально-экономическим статусом. Вместе с тем, льготы по уменьшению пенсионного возраста по различным основаниям, предусмотренным ст.ст.32-35 базового Закона, не суммируются, а предоставляются только по одному из оснований по выбору гражданина. В связи с этим, истица должна приобрести право на пенсионное обеспечение в 52 года.

Выслушав пояснения истицы, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Соловьева Н.И. в период с 16.07.1985 г. по 27.03.1987 г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>

В период с 03.04.1987 г. по 27.01.1993 г. истица была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, а в период с 21.01.1993 г. по 22.10.2010 г. – в том же населенном пункте по <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются соответственно справкой управляющей жилищной организации ООО «КомСервис», справкой администрации МО г.Липки Киреевского района и отметкой о регистрации в паспорте истицы.

Кроме того, из трудовой книжки усматривается, что в период с 06.06.1995 г. по настоящее время Соловьева Н.И. работает на территории г.Липки Киреевского района Тульской области.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. №237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным Перечнем территория пос.Приупский Киреевского района Тульской области была отнесена к зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом, а г.Липки Киреевского района – к зоне проживания с правом на отселение.

На основании постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. №1582, территория г.Липки Киреевского района Тульской области с 01.02.1998 г. была исключена из числа территорий, относящихся к зоне проживания с правом на отселение и включена в перечень территорий, относящихся к зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, в период с 16.07.1985 г. по 27.03.1987 г., также с 01.02.1998 г. по 22.10.2010 г. истица была зарегистрирована по месту жительства в зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом (период проживания – 12 лет 8 месяцев), а в период с 03.04.1987 г. по 01.02.1998 г. – в зоне проживания с правом на отселение (период проживания – 10 лет 8 месяцев).

Указанное обстоятельство сторонами в деле не оспаривается.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Между тем действующее законодательство, регулирующее правоотношения в сфере социально-экономического и пенсионного обеспечения граждан, предусматривает возможность снижения указанного пенсионного возраста при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Так согласно ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, а также в зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – базовый Закон), к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания со льготным социально-экономическим статусом.

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV базового Закона, а также ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Таким образом, истица Соловьева Н.И. как лицо, постоянно проживавшее на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, приобрела право на снижение общей величины пенсионного возраста, установленной ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как предусмотрено ст.33 базового Закона, гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Исходя из положений ст.34 базового Закона, гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом как следует из примечаний к ст.ст.32-35 названного Закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная данными статьями, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на ЧАЭС по 30.06.1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. №403-О, при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ – к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на ЧАЭС по 30.06.1986 г., и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Таким образом, положения ст.ст.33 и 34 базового Закона во взаимосвязи с положениями ч.1 ст.13 того же Закона и п.2 ст.10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ, с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

При таких обстоятельствах, Соловьева Н.И. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания в зоне с правом на отселение, то есть на 3 года.

Кроме того, истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину в размере 1 года и дополнительную величину снижения пенсионного возраста за каждые 4 года проживания (работы) на территории зоны со льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть на 3 года.

Таким образом, учитывая положения ст.ст.33, 34 базового Закона, Соловьева Н.И. приобрела право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, то есть по достижении возраста 50 лет.

Между тем, решением УПФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области от 19.08.2011 г. истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента ее обращения в пенсионный орган – с 18.08.2011 г.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

На основании приведенной правовой нормы, право на назначение досрочной трудовой пенсии у Соловьевой Н.И. возникло с момента ее первоначального обращения в Пенсионный фонд РФ с соответствующим заявлением, то есть с 18.08.2011 г., в связи с чем отказ ответчика в назначении пенсионных выплат, не соответствует требованиям закона.

По указанным основаниям суд полагает исковые требования Соловьевой Н.И. подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    исковые требования Соловьевой Н.И. удовлетворить.

    Признать не соответствующим требованиям закона решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области от 19.08.2009 г. об отказе в назначении Соловьевой Н.И. досрочной трудовой пенсии по старости.

    Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области в установленном законом порядке назначить Соловьевой Н.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 18 августа 2011 года на основании статей 33 и 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней.

    Судья