Решение от 05.12.2011 о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 декабря 2011 года город Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Феоктистова Д.Н.,

при секретаре Ивановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1450/2011 по иску Татарникова А.М. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда,

у с т а н о в и л :

истец Татарников А.М. обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.

Он является ветераном труда, в связи с чем имеет право на льготы, которые предусмотрены Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»

25 октября 2011 года он обратился с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» (далее ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», которое отказало ему в этом, в связи с тем, что он не достиг возраста 60 лет. Истец считает отказ незаконным, поскольку российское законодательство не связывает предоставление льгот ветеранам труда с достижением возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 60 лет. Он является пенсионером, как сотрудник органов внутренних дел за выслугу лет независимо от возраста, имеет звание «Ветеран труда», то есть имеются все основания для предоставления ему соответствующих мер социальной поддержки.

В своем иске Татарников А.М. просит:

признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Киреевского района в предоставлении ему ежемесячной денежной выплаты и права на оплату 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую и тепловую энергию) в пределах нормативов;

обязать указанного ответчика назначить ему вышеназванные ежемесячные выплаты со дня его обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с 26 октября 2011 года.

Истец Татарников А.М. в суд не явился.

Ответчик государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района», третье лицо – департамент социального развития Тульской области в суд своих представителей не направили.

О времени и месте судебного заседания указанные участвующие в деле лица извещены надлежащим образом.

От ответчика поступили письменные возражения относительно исковых требований Татарникова А.М.

В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, а также в отсутствие ответчика и третьего лица.

Выслушав объяснения представителя указанного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (далее базовый закон).

Из представленного истцом Татарниковым А.М. удостоверения № , выданного 18 октября 2002 года УИН Минюста РФ по Тульской области, следует, что Татарникову А.М. назначена пенсия за выслугу лет с 8 октября 2002 года как майору внутренней службы.

Истцом также представлено удостоверение серии с отметкой «Ветеран труда», выданное 26 декабря 2002 Комитетом социальной защиты населения Киреевского района Тульской области, из которого следует, что Татарников А.М. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».

Данные доказательства приводят суд к выводу о том, что по состоянию на 26 декабря 2002 года Татарникову А.М. было присвоено звание «Ветеран труда», и с этого времени он имел право на предоставление льгот, предусмотренных статьёй 22 закона «О ветеранах».

Льготы, предоставляемые ветеранам труда, установлены в статье 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

Статья 22 ранее действовала в редакции закона «О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» от 8 августа 2001 года № 124, и предусматривала, в частности, бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) (подпункт 4 пункта 2); оплату в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъектов Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 данной статьи); оплату в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления (подпункт 7 пункта 2 данной статьи).

Указанные льготы согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 22 базового закона, должны предоставляться лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то есть условиями предоставления льгот являются: а) наличие звания «Ветеран труда»; б) ветерану труда должна быть назначена пенсия по любому основанию, предусмотренному пенсионным законодательством, а не по возрасту (по старости).

Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 признан утратившим силу Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3. С 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируются законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Как следует из вышеуказанного удостоверения № Татарникову А.М. с 18 октября 2002 года назначена пенсия за выслугу лет как майору внутренней службы. Следовательно, истец является пенсионером на основании закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1, поскольку такого рода пенсии предусмотрены законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Всеми указанными законами («О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей») предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается в зависимости от наличия специального стажа работы (службы) и может быть назначена независимо от возраста, как в данном случае для Татарникова А.М., который служил в органах уголовно-исполнительной системы.

Согласно статьи 22 базового закона в редакции закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Данная норма вступила в действие с 1 января 2005 года и в силу статьи 155 закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных статьёй 22 базового закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В Тульской области новый порядок предоставления указанных льгот установлен законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Согласно статьи 3 данного закона, ветераны труда, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, - пункт 1 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, - пункт 2 данной статьи, то есть условия предоставления данных мер социальной поддержки точно совпадают с условиями предоставления соответствующих льгот, установленных в базовом (Федеральном) законе, за исключением указания на факт достижения возраста, дающего право на назначение пенсии.

Такое дополнительное условие, влекущее ограничение круга лиц категории «Ветеран труда», имеющих право на предоставление аналогичных льгот, по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации противоречит положениям статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закреплённые в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права. Согласно пункту 2 данной статьи, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантии и компенсации не могут быть ниже тех, которые предоставлялись соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, а условия предоставления льгот в натуральной форме не могут быть ухудшены.

В соответствии с Федеральным законом, данное право не может быть ограничено законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае законом Тульской области.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причём в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, достаточно наличия самого статуса гражданина - «Ветеран труда». Следовательно, Татарников А.М. имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки и в соответствии с законом Тульской области в размере, установленном в подпункте 2 пункта 4 указанной статьи.

Законом от 31 октября 2009 года № 1352-ЗТО в закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО внесены изменения, согласно которым с 1 января 2010 года оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области (пункт 1 статьи З закона № 493-ЗТО), а льгота по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение в пределах установленных нормативов (пункт 2 статьи З закона № 493-ЗТО).

Следовательно, Татарников А.М. имеет право на указанные ежемесячные денежные выплаты.

В целях реализации закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО, постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 был утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области (далее Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.

Согласно пункту 8 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Татарников А.М. впервые обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» 25 октября 2011 года, что не отрицается ответчиками и письмом от 25 октября 2011 года № ГУ ТО «УСЗН Киреевского района».

Поскольку к моменту подачи указанного заявления Татарников А.М. имел право на назначение ежемесячных денежных выплат, его исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме, в связи с чем необходимо:

признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в назначении Татарникову А.М. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО, а также в назначении предусмотренной пунктом 2 статьи 3 указанного Закона ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий;

обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с 26 октября 2011 года назначить Татарникову А.М. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и предусмотренную пунктом 2 статьи 3 указанного Закона ежемесячную денежную выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Обязанность должна быть исполнена ГУ ТО «УСЗН Киреевского района», поскольку именно данное учреждение осуществляет предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, в соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области, утверждённым постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201.

По приведённым выше основаниям суд находит неправильными доводы ответчика в обоснование своих возражений относительно иска Татарникова А.М.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Татарникова А.М. удовлетворить.

признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в назначении Татарникову А.М. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО, а также в назначении предусмотренной пунктом 2 статьи 3 указанного Закона ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий;

обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с 26 октября 2011 года назначить Татарникову А.М. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и предусмотренную пунктом 2 статьи 3 указанного Закона ежемесячную денежную выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: Д.Н.Феоктистов