Решение от 09.12.2011 об установлении факта проживания, признании права на назначение досрочной пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 декабря 2011 года город Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Феоктистова Д.Н.,

при секретаре Ивановой Н.В.,

с участием:

истца Бурцева В.Н., его представителя адвоката Точилкина А.Л.,

представителя ответчика Виноградовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1304/2011 по иску Бурцева В.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Киреевском районе Тульской области об установлении факта проживания, признании права на назначение досрочной пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

истец Бурцев В.Н. обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.

До марта 1994 года он проживал в городе Москве. Затем переехал в город Киреевск Тульской области, поскольку его мать Бурцева Н.Ф. в силу имеющегося у неё заболевания и инвалидности первой группы нуждалась в постоянном постороннем уходе.

С указанного периода времени по день смерти Бурцевой Н.Ф. истец осуществлял за ней уход, проживая в доме 4 по улице Клепикова города Киреевска Тульской области.

До 4 февраля 2002 года Бурцев В.Н. числился на работе в Московском институте «Гипроуглемаш». Руководство указанного института, учитывая семейные обстоятельства истца, держало его в штате без сохранения заработной платы. В феврале 2002 года в институте истцу дали понять, что дальше так продолжаться не может, в связи с чем он уволился по собственному желанию.

С 1 июля 2007 года по 31 мая 2011 года в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) истец был оформлен как лицо, осуществляющее уход за Бурцевой Н.Ф.

ДД.ММ.ГГГГ Бурцева Н.Ф. умерла.

В настоящее время истец зарегистрирован по месту жительства матери – в доме 4 по улице Клепикова города Киреевска Тульской области.

18 октября 2011 года ему исполнилось 57 лет.

Истец считает, что в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом он имеет право на досрочную пенсию по старости.

Однако решением ответчика от 23 сентября 2011 года Бурцеву В.Н. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением статьи 34 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 20 сентября 2011 года в связи с отсутствием права.

С указанным решением истец не согласен и в своём иске просит:

установить факт его проживания с марта 1994 года по настоящее время по адресу: Тульская область, город Киреевск, улица Клепикова, дом 4;

признать за ним право на получение досрочной пенсии по старости с 18 октября 2011 года.

В судебном заседании истец Бурцев В.Н. исковые требования уточнил, просил установить факт его постоянного проживания по указанному выше адресу по дату регистрации в городе Киреевске за вычетом 24 месяцев, то есть с июля по август включительно с 1994 года по 2001 год. При этом пояснил, что на протяжении указанного периода времени в летние месяцы он уезжал на работу в городу Москву, а уход за матерью в это время осуществляла его сестра Аверьянова Е.Н., которая вместе со своими детьми приезжала в город Киреевск на летний период.

Представитель истца Бурцева В.Н. согласно ордера адвокат Точилкин А.Л. в суде исковые требования в уточнённой редакции поддержал.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области согласно доверенности Виноградова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истцом не представлены документы, подтверждающие факт его проживания в вышеуказанный период времени в городе Киреевске Тульской области, в связи с чем просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В силу положений статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к статье 35 Закона от 15 мая 1991 года первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 утверждён Перечень населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно данному Перечню город Киреевск Киреевского района Тульской области отнесён к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Судом установлено, что отец истца Бурцева В.Н. Бурцев Н.П. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти , выданным 21 января 1994 года Киреевским районным отделом ЗАГС Тульской области.

Мать истца – Бурцева Н.Ф. – умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти , выданным 2 июня 2011 года отделом ЗАГС администрации муниципального образования Киреевский район.

Бурцева Н.Ф. постоянно и по день смерти состояла на регистрационном учёте и проживала по адресу: Тульская область, город Киреевск, улица Клепикова, дом 4, что подтверждается справкой, выданной 2 сентября 2011 года администрацией муниципального образования Киреевский район.

Также судом установлено, что с 17 ноября 1980 года по 4 февраля 2002 года истец Бурцев В.Н. работал в государственном ордена Трудового Красного Знамени проектно-конструкторском и экспериментальном институте угольного машиностроения «Гипроуглемаш», с 25 марта 1994 года преобразованном в акционерное общество открытого типа «Проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения «Гипроуглемаш», с 8 августа 1996 года изменившем своё наименование на открытое акционерное общество «Проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения «Гипроуглемаш», что подтверждается содержащими в трудовой книжке истца сведениями, а также материалами личного дела Бурцева В.Н. по месту его работы.

Как следует из паспорта истца , выданного 8 июля 2003 года Малаховским отделом Люберецкого УВД Московской области, Бурцев В.Н. состоял на регистрационном учёте по месту жительства:

с 10 мая 1988 года по 5 июля 2011 года по адресу: Московская область, посёлок Малаховка, Быковское шоссе, дом 56, квартира 2;

с 11 июля 2011 года по настоящее время по адресу: Тульская область, город Киреевск, улица Клепикова, дом 4.

Факт регистрации истца с 11 июля 2011 года по настоящее время в городе Киреевске также подтверждается справкой, выданной 16 августа 2011 года администрацией муниципального образования Киреевский район.

Как установлено судом, 20 сентября 2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с нормами статьи 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области от 23 сентября 2011 года № в назначении досрочной пенсии Бурцеву В.Н. отказано. В обоснование отказа ответчиком, как следует из выписки из протокола от 23 сентября 2011 года, приведены следующие доводы. Заявителем представлены документы, удостоверяющие его проживание с 11 июля 2011 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом. С 10 мая 1988 года по 5 июля 2011 года Бурцев В.Н. проживал и работал в Московской области. Бурцев В.Н. обратился за пенсионным обеспечением в возрасте 56 лет, претендуя на снижение возраста, установленного статьёй 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 4 года, при этом проживает на территории с льготным социально-экономическим статусом с 11 июля 2011 года, что, по мнению ответчика, недостаточно для снижения общеустановленного пенсионного возраста по норма Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В обоснование изложенных в исковом заявлении доводов истцом представлены следующие выданные ОАО «Проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения «Гипроуглемаш» справки.

Из справки от 28 июля 2011 года следует, что Бурцев В.Н. в период с 1997 года по 2001 год периодически находился в отпуске без сохранения заработной платы в связи с необходимостью ухода за тяжело больной матерью.

В выданной 1 декабря 2011 года справке № указаны периоды пребывания Бурцева В.Н. в отпуске без сохранения заработной платы:

1994 год – с 1 по 30 сентября;

1995 год – с 13 по 28 февраля, с 10 по 28 апреля, с 22 по 31 мая, с 1 по 29 сентября;

1996 год – с 12 по 30 апреля, с 21 по 31 мая, со 2 по 30 сентября, с 1 по 31 октября, с 1 по 29 ноября;

1997 год – с 6 по 31 января, с 3 по 28 февраля, с 3 марта по 9 апреля, с 10 апреля по 30 мая, с 25 августа по 19 сентября, с 22 сентября по 31 декабря;

1998 год – с 6 по 30 января, со 2 по 27 февраля, со 2 по 31 марта, с 1 по 30 апреля, с 4 по 29 мая, со 2 по 30 ноября;

2000 год – с 3 по 31 марта, с 4 по 28 апреля, с 21 августа по 15 сентября, с 18 сентября по 27 октября, с 1 по 30 ноября;

2001 год – с 1 января по 28 февраля, с 1 по 30 марта, со 2 по 30 апреля, со 2 по 31 мая, с 3 по 28 сентября, с 1 по 30 ноября, с 3 по 31 декабря.

В выданной 1 декабря 2011 года справке № указаны сведения о заработке Бурцева В.Н. за 1994 – 2001 годы.

Кроме того, в судебном заседании 14 ноября 2011 года были опрошены свидетели Янтиков Ю.А. и Шеин Ю.Е., пояснившие в суде о том, что после смерти в 1994 году своего отца Бурцев В.Н. по день смерти своей матери осуществлял за ней уход, практически постоянно проживая в доме матери, расположенном по адресу: Тульская область, город Киреевск, улица Клепикова, дом 4, лишь периодически на непродолжительные периоды времени уезжая на работу в город Москву.

Как установлено судом, мать истца Бурцева Н.Ф. страдала инсулинозависимым сахарным диабетом с множественными осложнениями. 10 декабря 1993 года ей бессрочно установлена первая группа инвалидности, она нуждалась в постоянном постороннем уходе.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой ВТЭК, выписками из истории болезни Бурцевой Н.Ф., её медицинской карточкой.

Из выданной 18 августа 2011 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Киреевском районе Тульской области справки, следует, что с 1 июля 2007 года по 31 мая 2011 года Бурцев В.Н. получал компенсацию в размере 1200 рублей по уходу за Бурцевой Н.Ф., как трудоспособное неработающее лицо.

Анализируя представленные стороной истца доказательства, суд приходит к убеждению в том, что в них имеются противоречия.

Так, указанные в справке № периоды пребывания Бурцева В.Н. в отпуске без сохранения заработной платы не в полной мере соответствуют данным, содержащимся в справке № о размере заработка истца. Более того, согласно первой из перечисленных справок в 1999 году истец вообще не находился в отпуске без сохранения заработной платы.

Представленное истцом письмо Чуденкова В.И. от 22 января 2002 года о необходимости увольнения истца с работы суд не может считать относимым и допустимым доказательством по делу, поскольку истцом не представлено доказательств тому, работал ли Чуденков в ОАО «Гипроуглемаш», какую должность занимал, а также, что данное письмо написано именно Чуденковым.

Между тем в соответствии с положениями части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По мнению суда всей совокупности представленных стороной истца доказательств недостаточно для того, чтобы можно было сделать однозначный вывод о том, что Бурцев В.Н. постоянно проживал в городе Киреевске с период с марта 1994 года по 4 февраля 2002 года, то есть в период его работы в городе Москве.

В то же время, показания вышеперечисленных свидетелей, сомневаться в достоверности которых суд оснований не усматривает, в совокупности с объяснениями самого истца, а также медицинскими документами на Бурцеву Н.Ф., выданной ответчиком справкой от 18 августа 2011 года, позволяют суду прийти к убеждению в том, что сразу после увольнения с ОАО «Гипроуглемаш», то есть с 5 февраля 2002 года, по день своей регистрации в городе Киреевске (11 июля 2011 года) истец действительно постоянно проживал по адресу: Тульская область, город Киреевск, улица Клепикова, дом 4.

К данному выводу суд приходит исходя из того, в указанный период времени истец, не будучи обременённым трудовыми обязанностями, действительно имел возможность осуществлять постоянный уход за своей матерью, постоянно проживая вместе с ней по указанному выше адресу.

При таких обстоятельствах исковые требования Бурцева В.Н. подлежат удовлетворению в части установления факта его постоянного проживания в городе Киреевске Тульской области с 5 февраля 2002 года по 11 июля 2011 года. В удовлетворении исковых требований об установлении факта проживания в городе Киреевске в иные указанные истцом периоды следует отказать.

Поскольку данного периода времени проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом недостаточно для назначения Бурцеву В.Н. трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением норм статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в удовлетворении исковых требований о признании за истцом право на получение досрочной пенсии по старости с 18 октября 2011 года необходимо отказать.

Таким образом, исковые требования Бурцева В.Н. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Бурцева В.Н. удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания Бурцева В.Н. с 5 февраля 2002 года по 11 июля 2011 года по адресу: Тульская область, город Киреевск, улица Клепикова, дом 4, то есть на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В удовлетворении исковых требований в части установления факта проживания по указанному адресу с марта 1994 года по 4 февраля 2002 года, а также требований о признании права на получение досрочной пенсии по старости с 18 октября 2011 года Бурцеву В.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий