РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2011 года г. Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ткаченко И.С.,
при секретаре Афанасьевой Т.Г.,
с участием истца Дешина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1491/11 по иску Дешина А.В. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки,
установил:
Дешин А.В. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки, в котором просит признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в предоставлении ему мер социальной поддержки и обязать ответчика назначить ему ежемесячную денежную выплату в пределах нормативов. В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном труда, а также получает пенсию за выслугу лет, о чем имеет удостоверения установленного образца, в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки и защиты, в том числе на льготы, установленные для ветеранов труда, вне зависимости от достижения общего пенсионного возраста. 03.10.2011 г. он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, предоставив все необходимые документы. Однако, в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда ему было отказано, в связи с не достижением 60-летнего возраста, дающего право на назначение пенсии по старости. Отказ ответчика он находит незаконным.
В судебном заседании истец Дешин А.В. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил, уточнив заявленные требования, просил признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в предоставлении ему мер социальной поддержки, в частности ежемесячной денежной выплаты, и обязать ответчика назначить ему ежемесячную денежную выплату, начиная с 03.10.2011 г. Полагал, что заявленные исковые требования являются законными и обоснованными.
Ответчик ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в суд своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие его представителя, возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
В материалах дела имеется возражение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» на исковое заявление Дешина А.В., из содержания которого усматривается, что Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» связывает право на получение устанавливаемых им льгот с достижением лицами, являющимися ветеранами труда, пенсионного возраста согласно Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а именно, для мужчин – 60 лет. До 01.01.2005 г. права на льготы согласно указанному закону у истца не было. Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истец может реализовать при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию.
Третье лицо Департамент социального развития Тульской области в суд своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление Дешина А.В., в котором просит отказать в удовлетворении заявленных истцом требований по основаниям аналогичным тем, что, приведены стороной ответчика, а также рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие его представителя.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истца Дешина А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).
В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 г.), а при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 г. (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не содержит предписаний на предмет того, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, не определяет круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ст.1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.
Судом установлено, что Дешин А.В. является лицом, получающим пенсионное обеспечение в соответствии со ст.ст.2, 4, 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которое назначается на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», - то есть, лицом, обретшим право на пенсионное обеспечение в силу достижения требуемого для такой категории пенсионеров возраста и выслуги лет. Кроме того, истец является ветераном труда.
Данные обстоятельства подтверждаются пенсионным удостоверением № № от ДД.ММ.ГГГГ; удостоверением «Ветеран труда» № № от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, Дешин А.В. имеет право как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты.
03.10.2011 г. Дешин А.В. в установленном порядке обратился в орган социальной защиты населения с письменным заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, в том числе назначении ежемесячной денежной выплаты. Из письма ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» № 2694 от 03.10.2011 г. следует, что Дешину А.В. в предоставлении соответствующих льгот отказано, поскольку получателем таких льгот истец не является. Данные льготы предоставляются при достижении возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, то есть по достижении 60 лет. В этой связи, по мнению ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района», правовых оснований для предоставления Дешину А.В. мер социальной поддержки как ветерану труда в настоящее время не имеется.
Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспорены. Доказательств обратному не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты выделена в отдельную статью Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», по аналогии с федеральным законодательством.
Статьей 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 г.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не связывает возможность приобретения этого права с достижением какого-либо определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г. Причем никаких возрастных ограничений данным Порядком не установлено.
Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, в соответствии с п.3 указанного Порядка, принимают органы социального развития.
В данном случае таким органом является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района».
Исходя из п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области (утв. Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года №201) ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел доказательственное подтверждение факт наличия у истца, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения, его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с 03.10.2011 г., в соответствии с п.4, п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201, подлежат удовлетворению.
Позиция ответчика, утверждающего, что необходимым условием для получения указанных выше льгот является достижение Дешиным А.В. возраста 60 лет, равно, как и получение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», основана на неверном толковании Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», а также Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе, и военнослужащие.
В ст.2 названного выше Федерального закона дано понятие термину «военнослужащие» – это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках МВД Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Как следует из ст.5 указанного Федерального закона, к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению относится, в том числе, пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в п.п.2 п.1 ст.4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», истец обладает правом на государственное пенсионное обеспечение.
Само по себе назначение истцу пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует лишь о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам указанного Закона Российской Федерации, что основано на положениях ст.ст.1, 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами.
Принимая во внимание, что истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является ветераном труда, жителем г.Киреевска Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» в предоставлении ему мер социальной поддержки является неправомерным. Суд полагает, что Дешин А.В. приобрел право на предоставление ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, а потому требования истца о ее назначении подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района».
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Дешина А.В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Дешина А.В. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» о предоставлении мер социальной поддержки удовлетворить.
Признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» от 03.10.2011 г. в предоставлении Дешину А.В. мер социальной поддержки, в том числе ежемесячной денежной выплаты.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Киреевского района» назначить Дешину А.В. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату, начиная с 03 октября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий