РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2011года г.Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ткаченко И.С.,
при секретаре Афанасьевой Т.Г.,
с участием истца Бузуруковой Х.К.,
представителя истца Бузуруковой Х.К. по доверенности Сальковой С.А.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области по доверенности Виноградовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1424/11 по иску Бузурукой Х.К. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию,
установил:
Бузурукова Х.К. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию ссылаясь на тот факт, что ее профессиональная педагогическая деятельность началась с 05.06.1985 г. в должности музыкального руководителя ясли-сада. 16.06.2011 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Однако решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области № 240 от 23.06.2011 г. ей было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Комиссия пришла к такому выводу, так как не сочла возможным включить в специальный педагогический стаж период работы с 26.04.1994 г. по 06.08.1996 г. в должности воспитателя муниципального предприятия «Киреевский районный дошкольный детский дом», поскольку Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, определена единственная организационно правовая форма - учреждение. С данным решением она не согласна, поскольку считает, что необходимый для назначения пенсии педагогический стаж работы в различных образовательных учреждениях у нее имеется, а, следовательно, она приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии. На основании изложенного просит признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; признать за ней (Бузуруковой Х.К.) право на досрочную трудовую пенсию; обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период работы с 26.04.1994 г. по 06.08.1996 г. в должности воспитателя муниципального предприятия «Киреевский районный дошкольный детский дом» и назначить ей пенсию с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области, то есть с 16.06.2011 г.
В судебном заседании истец Бузурукова Х.К. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, подтвердив вышеизложенное, указав, что отказ Пенсионного фонда в назначении ей досрочной трудовой пенсии противоречит законодательству и ущемляет ее права как педагогического работника.
Представитель истца Бузуруковой Х.К. по доверенности Салькова С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, поскольку считает их законными и обоснованными. Дополнительно пояснила, что более 25 лет истец осуществляет педагогическую деятельность, в связи с чем приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии как педагогический работник. Организационно-правовая форма детского дома, где осуществляла свою трудовую деятельность Бузурукова Х.К., неоднократно менялась, а занимаемая должность, трудовые функции, характер и условия осуществляемой работы оставались прежними. Данная организация всегда действовала как воспитательно-образовательное учреждение. Наименование учреждения само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области по доверенности Виноградова Е.Н. в судебном заседании исковые требования Бузуруковой Х.К. не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Право на указанную пенсию определяется с учетом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Согласно трудовой книжке, а также льготно уточняющих справок, представленных в Пенсионный фонд, истец в период с 26.04.1994 г. по 06.08.1996 г. работала в должности воспитателя муниципального предприятия «Киреевский районный дошкольный детский дом». Данный период не может быть включен в специальный педагогический стаж, поскольку вышеуказанными Списками и Правилами определена единственная организационно-правовая форма – учреждение.
Заслушав объяснения истца Бузуруковой Х.К., представителя истца по доверенности Сальковой С.А., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области по доверенности Виноградовой Е.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно Постановлению Министерства труда и социального развития РФ №17 Пенсионного фонда РФ №19пб от 27.02.2002г. п.7 «Правил обращения за пенсией…» граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФ РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения этого права. В силу п.15 указанных Правил, пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию.
Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.19 Федерального Закона № 173-ФЗ).
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что Бузурукова Х.К. более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, в связи с чем приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии. На протяжении всего времени она осуществляла должностные обязанности и трудовые функции педагогического работника. 16.06.2011 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Однако решением № 240 от 23.06.2011 г. ей было отказано в назначении пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа работы. Комиссия пришла к такому выводу, потому что не сочла возможным включить в специальный педагогический стаж период работы Бузуруковой Х.К. с 26.04.1994 г. по 06.08.1996 г. в должности воспитателя муниципального предприятия «Киреевский районный дошкольный детский дом», поскольку Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правилами исчисления периодов рабаты, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 718 определена единственная организационно-правовая форма – учреждение. Данное решение является необоснованным.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-I от 20.11.1990 г.
Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
В трудовой книжке Бузуруковой Х.К. № от ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения о том, что последняя 01.04.1994 г. в порядке перевода была принята на должность воспитателя яслей-сада №11 «Колобок», находящегося в ведении комитета по образованию администрации Киреевского района. 26.04.1994 г. данное образовательное учреждение было переименовано в Муниципальное предприятие ясли-сад № 11 «Колобок». 01.09.1995 г. Муниципальное предприятие ясли-сад № 11 «Колобок» реорганизовано в Киреевский районный дошкольный детский дом. 07.08.1996 г. Муниципальное предприятие «Киреевский районный дошкольный детский дом» переименовано в Муниципальное образовательное учреждение «Киреевский районный дошкольный детский дом».
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» за лицами, не менее 25 лет осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организации), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком профессий и должностей работников народного образовании, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 (в соответствии с данным Списком засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г.), предусмотрено, что работа в должности воспитателя в детских садах, садах-яслях и детских яслях, детских домах всех типов и наименований засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Однако такая организационно-правовая форма, как «муниципальное предприятие» не названа в числе учреждений, где должна осуществляться педагогическая деятельность. Также названным постановлением установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно представленному Уставу Муниципального предприятия «Киреевский районный дошкольный детский дом» и вносимых в него изменений, данное учреждение осуществляло свою деятельность, в том числе в соответствии с законом «Об образовании», «Временным положением о дошкольном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основными целями и задачами которого являлось воспитание и содержание детей в условиях максимально приближенных к домашним, способствующих полноценному психическому и физическому развитию детей. Впоследствии в связи с переименованием учреждения в его Устав внесены изменения, указано, что название Устава следует читать: Муниципальное образовательное учреждение «Киреевский районный дошкольный детский дом». При этом, при изменении организационно-правовой формы данного учреждения его деятельность не изменялась.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067, а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, «детский дом» отнесен к числу образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации № 3, 2002 года усматривается, что пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр.
Суд полагает, что трудовая деятельность Бузуруковой Х.К. в спорный период была связана с осуществлением педагогической работы с детьми. Она выполняла обязанности воспитателя в образовательных учреждениях, в том числе в яслях-саду, детском доме, и сущность ее деятельности заключалась в воспитании детей, то есть место ее работы соответствовало тем функциям и той должности, которые предусмотрены списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Изменение в названии и организационно-правовой форме учреждения не влияло на ее должностные обязанности и трудовые функции, что подтверждено истцом, ее представителем, письменными материалами дела, и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что в юридически значимый период (с 26.04.1994 г. по 06.08.1996 г.) сущность педагогической деятельности Бузуруковой Х.К. оставалась неизменной, она продолжала работать с детьми в образовательном учреждении, а потому, с учетом изложенных правовых норм и установленных судом обстоятельств, спорный период подлежит включению в специальный стаж Бузуруковой Х.К., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как педагогическому работнику.
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г., в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст.27 и пп.7-13 п.1 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)
Как указано в п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Конституционный Суд РФ Постановлением от 29.01.2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», указал о том, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение) предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и что данные права будут уважаться властями и реализованы, а также в действенности их государственной защиты.
Аналогичные положения содержатся и в Постановлении Конституционного Суда РФ №11-П от 03.06.2004 г., согласно которому важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст.39 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установленные для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессий и т.д.). В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Таким образом, специальный стаж Бузуруковой Х.К., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии с учетом включения в него спорного периода - с 26.04.1994г. по 06.08.1996г., составит более 25 лет, в связи с чем суд считает, что истец приобрела право на досрочную трудовую пенсию как педагогический работник.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отказ Бузуруковой Х.К. в назначении ей пенсии ввиду отсутствия у последней специального стажа работы требуемой продолжительности необоснован и нарушает законные права истца на пенсионное обеспечение, гарантированное государством, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения ее иска и назначения пенсии с 16.06.2011 г., то есть с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области о назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области в назначении досрочной трудовой пенсии Бузуруковой Х.К.
Признать за Бузуруковой Х.К. право на досрочную трудовую пенсию.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, как педагогическому работнику Бузуруковой Х.К., период работы с 26.04.1994 г. по 06.08.1996 г. и назначить ей пенсию с момента обращения, то есть с 16.06.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий