РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2011года г.Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ткаченко И.С.,
при секретаре Афанасьевой Т.Г.,
с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Сергеевой Н.С.,
представителя ответчика администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области- главы администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Голованева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1399/11 по заявлению Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области о понуждении к принятию в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области о понуждении к принятию в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества, указывая в обоснование заявленных требований, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о местном самоуправлении в части осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью. Проведенной проверкой установлено, что на территории муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области расположены сооружения биологической очистки промышленных сточных вод ООО «АК Синтвита» и хозяйственно-бытовых сточных вод данного поселка. В соответствии с договором о порядке владения и пользования государственным имуществом Российской Федерации, переданным ООО «АК Синтвита» от 04.03.2002 г. № 03-02, заключенным между Комитетом по управлению государственным имуществом Тульской области и ООО «АК Синтвита», в период с 2002 г. по 2008 г. очистные сооружения находились во владении и пользовании ООО «АК Синтвита». Согласно п.3.1 вышеуказанного договора он заключен на неопределенный срок. Письмом от 14.07.2008 г. № 706 ООО «АК Синтвита» уведомило руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области о расторжении договора от 04.03.2002 г. № 03-02 в одностороннем порядке. Основные средства, составляющие комплекс очистных сооружений, находящихся в пользовании ООО «АК Синтвита» по вышеуказанному договору, были переданы в государственную казну Российской Федерации. Таким образом, договор о порядке владения и пользования государственным имуществом Российской Федерации, переданным ООО «АК Синтвита» фактически расторгнут. Территориальным управлением Росимущества по Тульской области в адрес администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области направлялись письма с просьбой изложить свою позицию относительно принятия очистных сооружений из государственной в муниципальную собственность. Однако до настоящего времени администрацией муниципального образования рабочий поселок Шварцевский не приняты конкретные меры, направленные на принятие очистных сооружений в муниципальную собственность. Ранее Киреевским межрайонным прокурором главе администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский внесено представление, в котором потребовано решить вопрос о передаче в муниципальную собственность комплекса очистных сооружений пос.Шварцевский Киреевского района, обсудив на совещании с участием заинтересованных лиц. Указанное представление было рассмотрено, однако выявленные нарушения устранены не были. Таким образом, администрация устранилась от выполнения возложенных законодательством о местном самоуправлении полномочий, тогда как очистные сооружения представляют собой потенциальную опасность для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, поскольку аварии на них способны повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Непринятие действенных мер по организации в границах поселения водоотведения может привести к прекращению эксплуатации очистных сооружений поселка и возникновению чрезвычайной ситуации. Бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области по принятию в муниципальную собственность очистных сооружений, регистрации прав на них, определению эксплуатирующей организации является недопустимым. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образовании рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области по осуществлению полномочий по вопросам местного значения поселения; обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области до 01.10.2012 г. обеспечить принятие в установленном порядке в муниципальную собственность сооружений биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод данного поселка и зарегистрировать право собственности на данные очистные сооружения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области до 01.02.2013 г. определить в соответствии с требованиями закона эксплуатирующую очистные сооружения организацию.
В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора Сергеева Н.С. заявленные требования поддержала, подтвердив вышеизложенное, просила их удовлетворить в полном объеме, поскольку являются законными и обоснованными.
Представитель ответчика администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области - глава администрации данного муниципального образования Голованев С.А. в судебном заседании требования Киреевского межрайонного прокурора не признал. Дополнительно пояснил, что в соответствии с положениями Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в обязанность местной администрации входит, в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, а имущество, предназначеное для этих целей может находиться в собственности поселения. Учитывая данные положения закона, полагал, что заявленные Киреевским межрайонным прокурором требования вполне обоснованны. Однако расходы по содержанию и эксплуатации спорных очистных сооружений значительно превосходят доходы, получаемые от их деятельности по переработке хозяйственно-бытовых стоков пос.Шварцевский. Покрыть убытки за счет сборов с населения не представляется возможным. Бюджет муниципального образования рабочий поселок Шварцевский является на 80 % датационным и покрывать убытки от деятельности очистных сооружений не в состоянии. Им (Голованевым С.А.) визуально было установлено, что очистные сооружения ООО «АК Синтвита» имеют практически 100 % износ, то есть необходим их капитальный ремонт, на что средств в бюджете поселка не имеется. Он неоднократно обращался с данной проблемой к главе администрации муниципального образования Киреевский район, также направлялось письмо губернатору Тульской области с просьбой включить в долгосрочную целевую программу «Модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры Тульской области 2009-2012 г.г.», на которое был получен ответ, что обязательным условием включения объекта в указанную Программу является проектно-сметная документация, прошедшая экспертную оценку. Однако в бюджете поселения отсутствуют средства, необходимые для подготовки данной документации. Также пояснил, что администрацией муниципального образования рабочий поселок Шварцевский уже принята в муниципальную собственность вся инфраструктура поселка, на содержание части которой, денег в бюджете поселения также не достаточно.
Третье лицо ООО «АК Синтвита» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещалось надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть данное дело без участия его представителя.
Из пояснений генерального директора ООО «АК Синтвита» Коршунова В.В., данных ранее в судебном заседании усматривается, что он не возражает против удовлетворения заявленных требований Киреевского межрайонного прокурора и поддерживает позицию прокурора по вопросу передачи комплекса очистных сооружений в муниципальную собственность муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области, что соответствует законодательству об общих принципах организации местного самоуправления. Пояснил, что спорные сооружения биологической очистки не являются собственностью Общества, и не находятся в его пользовании, так как переданы в казну Российской Федерации, и являются федеральной собственностью. Однако Общество, не имея никакого отношения к очистным сооружениям, руководствуясь принципами социальной поддержки, вынуждено продолжать обслуживать данные очистные сооружения.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещалось надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть данное дело без участия его представителя, считает требования Киреевского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения помощника Киреевского межрайонного прокурора Сергеевой Н.С., представителя ответчика администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области - главы муниципального образования Голованева С.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.п.3,4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со ст.50 данного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. На основании ч.2 названной статьи в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Суд отмечает, что вышеизложенные положения Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отражены в Уставе муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района.
Статья 212 ГК РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
На основании ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения № 25 от 12.02.2002 г. Комитета по управлению государственным имуществом администрации Тульской области, последний (собственник) и ООО «АК Синтвита» (пользователь) 04.03.2002 г. заключили договор № 03-02 о порядке владения и пользования государственным имуществом Российской Федерации, переданным ООО «АК Синтвита», а именно объектов коммунально-бытового назначения, в том числе и очистными сооружениями, расположенными в пос.Шварцевский Киреевского района Тульской области. По условиям данного договора пользователь владеет, пользуется и распоряжается вышеуказанным, закрепленным за ним имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации и используется им для осуществления своей деятельности. Пользователь не вправе сдавать в аренду, передавать во временное пользование имущество, переданное по названному договору без согласия собственника. Отчуждение имущества без разрешения собственника не допускается. Вышеуказанный договор был заключен на неопределенный срок. Договор подлежал расторжению в случаях, предусмотренных п.2.8.3 договора и действующим законодательством РФ.
В соответствии со ст.689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3статьи 623 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.610 ГК РФ если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
Согласно п.1 ст.699 ГК РФ каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.
Из письма № 706 от 14.07.2008 г. усматривается, что руководство ООО «АК Синтвита» уведомило Территориальное управление федеральным имуществом Росимущества по Тульской области о расторжении вышеуказанного договора в связи с экономической нецелесообразностью дальнейшей эксплуатации очистных сооружений.
Согласно актам о приеме-передаче здания (сооружения) от 27.04.2009 г. №№ 1-65, подписанными руководителями организации – сдатчика ООО «АК Синтвита» и организации-получателя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области, основные средства, составляющие комплекс очистных сооружений, находящихся во владении и пользовании ООО «АК Синтвита» на основании договора № 03-02 от 04.03.2002 г., были переданы в казну Российской Федерации. Таким образом, указанный договор фактически расторгнут. Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.
В судебном заседании глава администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Голованев С.А. подтвердил, что органы местного самоуправления поселения осуществляют полномочия по оказанию услуг по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению. Последний не отрицал, что данные полномочия не относятся к полномочиям Российской Федерации, и для их осуществления в собственности поселения может находиться соответствующее имущество. Также глава администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Голованев С.А. подтвердил, что спорные очистные сооружения обслуживают канализационные стоки и жилой фонд пос.Шварцевский Киреевского района Тульской области.
Судом установлено, что Территориальным управлением Росимущества по Тульской области 17.09.2010 г. и 24.08.2011 г. в адрес администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области были направлены письма с просьбой изложить свою позицию относительно принятия очистных сооружений, расположенных в пос.Шварцевский Киреевского района, из государственной в муниципальную собственность.
Также с целью устранения нарушения положений Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 10.02.2009 г. Киреевским межрайонным прокурором было внесено представление главе администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области, с требованием решить вопрос о передаче в муниципальную собственность комплекса очистных сооружений в пос.Шварцевский Киреевского района Тульской области.
В ответ на данное представление администрация муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района в своем письме № 105 от 17.032.2009 г. сообщила о том, что ведет переговоры с организацией, принимающей стоки от населения поселка, на предмет принятия очистных сооружений в аренду для дальнейшей эксплуатации.
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены и доказательств обратного не представлено.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Тульской области № 12/004/2011-863 от 03.10.2011 г. сведения о зарегистрированных правах на сооружения биологической очистки сточных вод, расположенных в пос.Шварцевский Киреевского района Тульской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
В своем письме № 71-18/7729 от 13.10.2011 г. в адрес Киреевского межрайонного прокурора ТУ Росимущества в Тульской области сообщило, что в настоящее время ведется работа по оформлению документации на очистные сооружения, по получению которой будет осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на данные объекты. Также сообщено, что ТУ Росимущества в Тульской области зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 74469 кв.м. по адресу: Тульская область, Киреевский район, пос.Шварцевский.
26.08.2011 г. ТУ Росимущества в Тульской области было издано распоряжение № 284-р «Об учете в казне Российской Федерации и о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района», в соответствии с которым комплекс очистных сооружений в пос.Шварцевский передается в собственность муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района. Право собственности муниципального образования возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Доказательств утверждения вышеназванного акта приема-передачи комплекса очистных сооружений, суду не представлено.
Судом установлено, что до настоящего времени администрацией муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района не предприняты конкретные меры, направленные на принятие спорных очистных сооружений в муниципальную собственность, что свидетельствует об устранении ее от выполнения возложенных законодательством о местном самоуправлении в РФ полномочий. С учетом вышеизложенного данное бездействие, по мнению суда, является незаконным.
В обоснование своих возражений по заявленным требованиям глава администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района ссылается на отсутствие средств, необходимых для финансирования очистных сооружений.
Однако вопрос финансирования спорного объекта недвижимости не является предметом рассмотрения данного гражданского дела, в котором решается вопрос о принятии в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества. Суд полагает, что вопрос финансирования в данной ситуации является преждевременным, поскольку спорный объект недвижимости (сооружения биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод пос.Шварцевский Киреевского района Тульской области) в установленном порядке не принят в муниципальную собственность, право собственности на него не зарегистрировано.
В судебном заседании также установлено, что непринятие действенных мер по организации в границах поселения водоотведения может привести к прекращению эксплуатации очистных сооружений поселка и возникновению чрезвычайной ситуации, что стороной ответчика не оспаривалось.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области обязанность по обеспечению принятия в муниципальную собственность спорных очистных сооружений, регистрации права собственности на данные очистные сооружения и определении эксплуатирующей их организации.
Причем заявленные Киреевским межрайонным прокурором сроки для принятия в муниципальную собственность муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области комплекса очистных сооружений, регистрации права собственности на них и определения эксплуатирующей их организации, являются разумными.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявление Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области о понуждении к принятию в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества является законным и обоснованным, а потому подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
заявление Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области о понуждении к принятию в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области по осуществлению полномочий по вопросам местного значения поселения.
Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области до 01.10.2012 г. обеспечить принятие в установленном порядке в муниципальную собственность сооружений биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, расположенных по адресу: Тульская область, Киреевский район, муниципальное образование рабочий поселок Шварцевский, и зарегистрировать право собственности на данные очистные сооружения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области до 01.02.2013 г. определить в соответствии с требованиями закона эксплуатирующую очистные сооружения, расположенные по адресу: Тульская область, Киреевский район, муниципальное образование рабочий поселок Шварцевский, организацию.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий