Решение от 26.12.2011 об установлении фак4та работы на территории с льготным социально-экономическим статусом, признании права на пенсионное обеспечение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года город Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Феоктистова Д.Н.,

при секретаре Ивановой Н.В.,

с участием:

истицы Алимовой С.Х.,

представителя ответчика Поповой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1543/2011 по иску Алимовой С.Х. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Киреевском районе Тульской области об установлении факта работы на территории с льготным социально-экономическим статусом, признании права на пенсионное обеспечение,

у с т а н о в и л :

истица Алимова С.Х. обратилась в суд с указанным иском по следующим основаниям.

С 3 мая 1984 года по 8 октября 1991 года она работала в филиале Киреевской слюдяной фабрики, расположенном в городе Липки Киреевского района Тульской области.

С 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года город Липки относился к территории зоны проживания с правом на отселение.

В трудовой книжке истицы местом работы в данный период времени указана Киреевская слюдяная фабрика.

7 ноября 1995 года в административном здании Киреевской слюдяной фабрики произошёл пожар, в результате которого здание филиала полностью выгорело вместе со вместе находившимся в нём имуществом и документами.

18 ноября 2011 года Алимова С.Х. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, претендуя на уменьшение возраста выхода на пенсию в порядке, установленном статьёй 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Однако ответчик отказал истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку отсутствует документальное подтверждение факта её работы с 3 мая 1984 года по 8 октября 1991 года именно в Липковском филиале Киреевской слюдяной фабрики.

В своём иске Алимова С.Х. просит:

установить факт её работы в период с 3 мая 1984 года по 8 октября 1991 года в филиале Киреевской слюдяной фабрики, находящемся на территории зоны проживания с правом на отселение – в городе Липки Киреевского района Тульской области;

признать за ней право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учётом Закона Российской Федерации от 14 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

обязать ответчика назначить ей пенсию по старости с учётом снижения возраста за работу на территории зоны проживания с правом на отселение.

В судебном заседании истица Алимова С.Х. полностью поддержала исковые требования.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Киреевском районе Тульской области согласно доверенности Попова И.В. исковые требования не признала, пояснив, что поскольку в представленных вместе с заявлением истицы о назначении досрочной трудовой пенсии по старости документах отсутствуют документы, подтверждающие факт работы истицы в указанный период времени именно в Липковском филиале Киреевской слюдяной фабрики, отсутствуют основания для снижения возраста выхода на пенсию в соответствии с положениями статьи 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Выслушав объяснения указанных участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан (часть 1). В части 2 данной статьи приведён перечень устанавливаемых судом фактов, не являющийся исчерпывающим.

В силу статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление оснований приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно абзацам 1 и 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.

В силу положений статьи 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона (гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Согласно примечанию к статье 35 Закона от 15 мая 1991 года первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р утверждён Перечень населённых пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.

В соответствии с данным Перечнем город Липки Киреевского района Тульской области относился к зоне проживания с правом на отселение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 утверждён Перечень населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанное Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу с 1 февраля 1998 года.

Согласно данной редакции Перечня город Липки Киреевского района Тульской области отнесён к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, с 26 апреля 1986 года (дня катастрофы на Чернобыльской АЭС) до 1 февраля 1998 года город Липки относился к территории зоны проживания с правом на отселение.

Данное обстоятельство подтверждается также и справкой № 1011, выданной 30 ноября 2011 года администрацией муниципального образования город Липки Киреевского района.

Как следует из паспорта истицы, а также справки, выданной 28 ноября 2011 года ООО «Управляющая компания «КомСервис», Алимова С.Х., 19 ноября 1964 года рождения, со дня своего рождения по 14 мая 1993 года состояла на регистрационном учёте по адресу: Тульская область, Киреевский район, посёлок Приупский, улица Мира, дом 39, квартира 4; с 14 мая 1993 года по настоящее время состоит на регистрационном учёте по адресу: посёлок Приупский, улица Победа, дом 7, квартира 1.

Из трудовой книжки истицы следует, что:

3 мая 1984 года она принята ученицей щипальщицы слюды на Киреевскую слюдяную фабрику (приказ № 45-к от 3 мая 1984 года);

4 октября 1984 года присвоен 2-й разряд щипальщицы слюды (приказ № 112-к от 19 ноября 1984 года);

с 1 января 1987 года работала калибровщицей слюды 2 разряда (ЕТКС-43);

18 августа 1989 года присвоен 3-й разряд калибровщицы слюды (приказ № 193 от 18 августа 1989 года);

8 октября 1991 года уволена в связи с сокращением численности работников по пункту 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР (приказ № 127-к от 4 октября 1991 года).

Также из трудовой книжки истицы следует, что с 30 мая 1994 года по 23 сентября 2007 года работала на АОЗТ «Липковский хлебозавод», с 29 ноября 1996 года переименованном в ЗАО «Липковский хлебозавод».

Таким образом, согласно записям в трудовой книжке истицы Алимовой С.Х. местом её работы в период времени с 3 мая 1984 года по 8 октября 1991 года являлась Киреевская слюдяная фабрика.

По утверждению истицы, она работала в филиале указанной фабрики, расположенном в городе Липки Киреевского района Тульской области.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 18 ноября 2011 года Алимова С.Х. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением положений статьи 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ответчика от 24 ноября 2011 года № 387 в назначении досрочной пенсии по старости истице было отказано в связи с отсутствием права на назначение таковой.

Из выписки их протокола об отказе в установлении пенсии от 24 ноября 2011 года № 387 следует, что Алимовой С.Х. были представлены документы, удостоверяющие её проживание с 26 апреля 1986 года по дату обращения за пенсией в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Согласно записи в трудовой книжке в период с 26 апреля 1986 года по 8 октября 1991 года Алимова С.Х. работала на Киреевской слюдяной фабрике, расположенной на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, к которой с 26 апреля 1986 года по настоящее время отнесён город Киреевск. В период с 30 мая 1994 года по 31 января 1998 года она работала на Липковском хлебозаводе, расположенном на территории зоны проживания с правом на отселение. Таким образом, поскольку документально подтверждён период работы истицы на территории зоны проживания с правом на отселение лишь с 30 мая 1994 года по 31 января 1998 года, то есть в течение 3 полных лет, по мнению ответчика, снизить возраст выхода на пенсию в соответствии с положениями статьи 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возможно на один год.

Как установлено судом, филиал Киреевской слюдяной фабрики находился на территории города Липки Киреевского района Тульской области, которая с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года относилась к зоне проживания с правом на отселение, что подтверждается справкой № 1396, выданной 29 ноября 2011 года администрацией муниципального образования Киреевский район.

Из справки № 442-2-16, выданной 24 августа 2011 года отделом надзорной деятельности по Киреевскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области, 7 ноября 1995 года в административном здании Киреевской слюдяной фабрики произошёл пожар, в результате которого здание выгорело полностью со всем находившимся в нём имуществом, документами. Причина пожара – короткое замыкание в трансформаторе АТС.

Сектором по архивной работе администрации муниципального образования Киреевский район 24 августа 2011 года выдана справка № 322, согласно которой документы по личному составу Киреевской слюдяной фабрики за период с 1984 года по 1991 год в архив не поступали.

В настоящее время Киреевская слюдяная фабрика прекратила свою деятельность в связи с ликвидацией, что не оспаривается участвующими в деле лицами.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истица Алимова С.Х. лишена возможности разрешить заявленные ею требования в ином, кроме судебного, порядке.

Допрошенные в судебном заседании 20 декабря 2011 года свидетели ФИО33., ФИО34., а также в судебном заседании 26 декабря 2011 года свидетели ФИО35 ФИО36 показали о том, что вместе с Алимовой С.Х. на протяжении порядка 8 лет вплоть до сокращения численности штата они работали в филиале Киреевской слюдяной фабрики, расположенном в городе Липки Киреевского района Тульской области, при этом Алимова С.Х. работала в бригаде, возглавляемой ФИО37.

Свидетель ФИО18 в судебном заседании 26 декабря 2011 года подтвердила указанные обстоятельства, пояснив, что Алимова С.Х. до сокращения численности штата работала в её бригаде в Липковском филиале Киреевской слюдяной фабрики.

Суд не усматривает оснований для сомнения в достоверности показаний вышеперечисленных свидетелей. Их показания суд считает относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и другими доказательствами.

Так, из трудовых книжек данных свидетелей следует, что они работали на Киреевской слюдяной фабрике:

ФИО19. – с 6 июля 1968 года по 8 октября 1991 года сначала ученицей щипальщицы слюды, а затем щипальщицей слюды и калибровщицей слюды;

ФИО20 – с 27 июля 1968 года по 8 октября 1991 года ученицей щипальщицы слюды, щипальщицей слюды и калибровщицей слюды;

ФИО21 – с 12 февраля 1968 года по 25 января 1978 года и с 7 декабря 1980 года по 8 октября 1991 года ученицей щипальщицы слюды, щипальщицей слюды и калибровщицей слюды;

ФИО22 – с 5 сентября 1966 года по 4 сентября 1968 года и с 1 июля 1974 года по 27 марта 1992 года ученицей щипальщицы слюды, щипальщицей слюды, калибровщицей слюды и учеником намотчика электроизоляционных материалов;

ФИО23 – с 13 июля 1961 года по 4 мая 1964 года и с 7 июня 1965 года по 8 октября 1991 года ученицей щипальщицы слюды, щипальщицей слюды, контролёром-приёмщиком, мастером участка.

Кроме того, ранее Киреевской слюдяной фабрикой были выданы справки, из которых следует, что ФИО26. с 27 июля 1968 года по 8 октября 1991 года, ФИО24 с 7 декабря 1980 года по 8 октября 1991 года, ФИО27. с 1 июля 1974 года по 4 октября 1991 года, ФИО25. с 21 февраля 1966 года по 8 октября 1991 года работали в Липковском филиале Киреевской слюдяной фабрики.

Копии вышеперечисленных документов имеются в деле.

Анализируя приведённые выше доказательства, суд приходит к убеждению в том, что объяснения истицы Алимовой С.Х. в совокупности с показаниями свидетелей ФИО28., ФИО29 ФИО30 ФИО31., ФИО32., а также со сведениями в трудовых книжках истицы и данных свидетелей наряду с указанными выше справками, позволяют суду сделать вывод о том, что стороной истца представлены убедительные доказательства, совокупности которых достаточно для установления факта работы Алимовой С.Х. в период с 3 мая 1984 года по 8 октября 1991 года в Липковском филиале Киреевской слюдяной фабрики.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Алимовой С.Х. в данной части подлежащими удовлетворению.

Приходя к данному выводу, судом также принимается во внимание, что город Липки Киреевского района расположен всего в четырёх километрах от посёлка Приупского Киреевского района, в котором проживает истица. Кроме того, свидетели ФИО38., ФИО39., ФИО40. также проживают в посёлке Приупский.

Таким образом, судом установлено, что истица Алимова С.Х. с 3 мая 1984 года по 8 октября 1991 года работала в филиале Киреевской слюдяной фабрики, расположенном в городе Липки Киреевского района Тульской области, с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года относившегося к территории зоны проживания с правом на отселение.

То есть на территории зоны проживания с правом на отселение истица работала с 26 апреля 1986 года по 8 октября 1991 года, то есть на протяжении 5 лет 5 месяцев и 12 дней.

В период с 30 мая 1994 года по 23 сентября 2007 года истица работала в АОЗТ «Липковский хлебозавод», с 29 ноября 1996 года переименованном в ЗАО «Липковский хлебозавод», следовательно, с 30 мая 1994 года по 31 января 1998 года истица также работала на территории зоны проживания с правом на отселение, что составляет 3 года 8 месяцев и 1 день.

Таким образом, на территории зоны проживания с правом на отселение истица отработала в общей сложности 9 лет 1 месяц и 13 дней.

Принимая во внимание, что с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года Алимова С.Х. постоянно проживала в посёлке Приупский Киреевского района Тульской области, находящемся в соответствии с Перечнем населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в силу приведённых выше норм, содержащихся в статьях 33 и 35 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установленный статьёй 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионный возраст для женщин (55 лет) подлежит снижению истице на 5 лет.

В соответствии с абзацем 4 статьи 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в статье настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьёй 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1-10, 16-18 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1-10, 16-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, законодатель в статье 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определил общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, установив их право на назначение пенсии по старости до достижения возраста, предусмотренного статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также максимальную величину фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, равную 10 годам.

Как следует из материалов дела, с 4 октября 1984 года до 1 января 1987 года Алимова С.Х работала щипальщицей слюды, а с 1 января 1987 года по 8 октября 1991 года – калибровщицей слюды, то есть работала по профессии, включённой в Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Следовательно, с вредными условиями труда истица работала в течение 7 лет и 4 дней, что в силу положений абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» позволяет снизить истице пенсионный возраст ещё на 3 года (на один год за каждые 2 года такой работы).

Таким образом, величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости истицы составит 8 лет (5 лет + 3 года), в связи с чем для выхода на пенсию истице Алимовой С.Х. необходимо достичь возраста 47 лет (55 лет - 8 лет).

Поскольку 47 лет Алимовой С.Х. исполнилось 19 ноября 2011 года, по мнению суда, за ней можно признать право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статьи 33 Закона Российской Федерации от 14 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», возложив при этом на ответчика обязанность назначить истице пенсию по старости с учётом снижения возраста за работу на территории зоны проживания с правом на отселение.

Таким образом, исковые требования Алимовой С.Х. подлежат удовлетворению в полном объёме как основанные на законе.

По приведённым выше мотивам суд находит неправильными доводы стороны ответчика, приведённые в обоснование своих возражений относительно иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Алимовой С.Х. удовлетворить.

Установить факт работы Алимовой С.Х. в период с 3 мая 1984 года по 8 октября 1991 года в филиале Киреевской слюдяной фабрики, находившемся в городе Липки Киреевского района Тульской области, с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года относившемся к территории зоны проживания с правом на отселение.

Признать за Алимовой С.Х. право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учётом положений статьи 33 Закона Российской Федерации от 14 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области назначить Алимовой С.Х. пенсию по старости с учётом снижения возраста за работу на территории зоны проживания с правом на отселение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий