РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2012 года город Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Назарова В.В.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Крицыной Л.Н., а также представителя ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» – Нефедова М.Н. и представителя ответчика ОАО «Тулаэнергосбыт» – Огурцовой В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреевского межрайонного прокурора, поданному в интересах Кузиной А.П., к администрации муниципального образования город Липки Киреевского района, ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» и ОАО «Тулаэнергосбыт» о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учёта и начисления платы за электроэнергию,
у с т а н о в и л:
Киреевский межрайонный прокурор, действующий в интересах инвалида I группы Кузиной А.П., обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и администрации МО г.Липки Киреевского района по установке общедомового прибора учёта электроэнергии в жилом доме №2 по Театральному переулку г.Липки Киреевского района Тульской области, а также действия ОАО «Тулаэнергосбыт» по начислению Кузиной А.П., проживающей в квартире №5 указанного жилого дома, платы за потреблённую электроэнергию с учётом расходов по общедомовому прибору учёта. Также просит обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» демонтировать общедомовой прибор учёта электроэнергии, установленный в жилом доме №2 по Театральному переулку г.Липки Киреевского района Тульской области; обязать ОАО «Тулаэнергосбыт» произвести перерасчёт платы потреблённой Кузиной А.П. электроэнергии, исключив расходы по общедомовому прибору учёта.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства РФ об энергосбережении в части правомерности установки общедомового прибора учёта и начисления платы за электроэнергию жителям многоквартирных домов, признанных ветхими (непригодными для проживания). Проверка показала, что 03.05.2011 г. в многоквартирном жилом доме №2 по Театральному переулку г.Липки Киреевского района Тульской области был установлен общедомовой прибор учёта потреблённой электроэнергии. Согласно выпискам из лицевого счёта, потребителям с июня 2011 г. предъявляется к оплате потребление электроэнергии, учтённой по общедомовому прибору учёта за освещение мест общего пользования. 31.10.2011 г. жители указанного дома, включая инвалида I группы Кузину А.П., обратились за защитой нарушенных прав в Киреевскую межрайонную прокуратуру. Было установлено, что на основании постановления и.о. главы администрации МО Киреевский район Тульской области от 10.09.2001 г. №787, жилой дом №2 по Театральному переулку Киреевского района Тульской области был отнесён к категории непригодных для проживания с учётом его физического износа. Между тем, в силу ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются в т.ч. на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г. 04.02.2008 г. между ОАО «Тульская сбытовая компания», правопреемником которого является ОАО «Тулаэнергосбыт» и ОАО «Тулэнерго» был заключен договор оказания услуг по передаче электроэнергии, по условиям которого исполнитель в лице зам.генерального директора ОАО «МРСК Центра и Приволжья» обязуется обеспечить передачу электроэнергии по электросетям, которыми он владеет до потребителей заказчика в зоне его деятельности. Кроме того, исполнитель самостоятельно регулирует отношения с потребителями по технологическому присоединению энергоустановок потребителей к электросети исполнителя. Таким образом, лицом, ответственным за установку в ветхом жилом доме общедомового прибора учёта потреблённой электроэнергии является именно ОАО «МРСК Центра и Приволжья».
В судебном заседании помощник Киреевского межрайонного прокурора Крицына Л.Н. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, приведённым в иске.
Кузина А.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объёме.
Представитель ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Пояснил, что действующее законодательство, в т.ч. ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрета на установку общедомовых приборов потреблённой электрической энергии, в том случае, если такие приборы используются для учёта переданной электроэнергии между сетевой организацией и сбытовой компанией на границе балансовой принадлежности. При этом в данном конкретном случае, начисление платы за электроэнергию потребителям, в т.ч. Кузиной А.П. на основании показаний прибора учёта не производится с ноября 2011 г. Кроме того, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не находится в каких-либо договорных правоотношениях с потребителями, а действует на основании договора по передаче электроэнергии, заключённого с ОАО «Тулаэнергосбыт».
Представитель соответчика ОАО «Тулаэнергосбыт» по доверенности – Огурцова В.Б. в судебном заседании также возражала против удовлетворения исковых требований в полном объёме. Пояснила, что установка общедомового прибора учёта осуществлялась ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в присутствии представителя администрации МО г.Липки Киреевского района. Общий объем потреблённой электроэнергии распределялся между владельцами жилых помещений в порядке, установленном п.п.1, 3 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. По смыслу ст.13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на собственников жилых помещений в ветхих жилых домах не распространяется обязанность по установке общедомовых приборов учёта, однако данная норма не запрещает сетевой организации самостоятельно за свой счёт осуществлять такую установку. Кроме того, в настоящее время начисление платы за электроэнергию по показаниям данного прибора учёта потребителям не производится. Постановление и.о.главы администрации МО Киреевский район Тульской области №787 от 10.09.2011 г. не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», согласно которому, по каждому жилому дому должно быть принято отдельное решение о признании его непригодным для проживания.
Представитель соответчика администрации МО г.Липки Киреевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался в установленном порядке, о причине неявки в суд не сообщил, возражений по иску не представил.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения прокурора, возражения представителей ответчиков ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ОАО «Тулаэнергосбыт», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кузина А.П. является собственником жилого помещения – квартиры №5, расположенной в жилом доме №2 по Театральному переулку г.Липки Киреевского района Тульской области и зарегистрирована по тому же адресу в период с 1967 г. по настоящее время, что подтверждается соответственно свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из домовой книги.
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса (ГК) РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Применительно к правоотношениям в жилищной сфере, данная норма аналогичного содержания конкретизирована в ст.30 Жилищного кодекса (ЖК) РФ, в силу которой собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Как предусмотрено ст.39 ЖК РФ, доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Исходя из положений ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с подп.«в» п.52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 (в редакции от 06.05.2011 г.), потребитель обязан в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений.
Таким образом, потребители коммунальных услуг, являющиеся собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, обязаны оплачивать в т.ч. содержание общего имущества пропорционально своей доле в праве общей собственности.
Из выписки из лицевого счёта, представленной в суд представителем ОАО «Тулаэнергосбыт» и квитанций об оплате электроэнергии, представленных прокурором, усматривается, что Кузина А.П. оплачивает потребление электроэнергии, при этом в период с мая по сентябрь 2011 г. включительно, расчёт размера платы за электроэнергию производился на основании общедомового прибора учёта. В указанный период начисление платы Кузиной А.П. включало в себя плату за места общего пользования.
Согласно ст.540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст.546 настоящего Кодекса.
В силу п.64 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (с последующими изменениями и дополнениями), действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.
При таких обстоятельствах, Кузина А.П. является потребителем услуг по энергоснабжению, при этом в период действия договора, заключенного с ОАО «Тулаэнергосбыт», а именно с мая по сентябрь 2011 г. включительно, она оплачивала данные услуги на основе показаний общедомового прибора учёта потреблённой электроэнергии, что не оспаривается сторонами.
Как следует из реестра расхода электроэнергии за период с июня по ноябрь 2011 г., расход по общедомовому счётчику составил 1320 рублей.
04.02.2008 г. между ОАО «Тульская сбытовая компания» (заказчик) и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (исполнитель) был заключен договор оказания услуг по передаче электроэнергии, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства оказывать заказчику услуги по передаче электроэнергии по своим сетям, а также по организации передачи электрической энергии по сетям ПСО, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии до точек поставки через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и (или) ПСО на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется обеспечивать услуги исполнителя (п.2.1 договора).
Кроме того, по условиям указанного договора, исполнитель обязуется оказывать по заявкам заказчика услуги по контролю договорных величин потребления электроэнергии и мощности, а также внеплановые проверки состояния приборов учета (п.2.3 договора).
При этом, заказчик заключает настоящий договор, в том числе в интересах потребителей, которым в соответствии с ранее заключенными договорами энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) заказчик обязан организовать передачу электроэнергии (п.1.2 договора).
Исполнитель самостоятельно регулирует отношения с потребителями по технологическому присоединению энергоустановок потребителей к электрической сети исполнителя, в том числе потребителей, энергопринимающие устройства которых были присоединены к электрической сети исполнителя до заключения настоящего договора (п.1.3 договора).
Таким образом, по условиям указанного договора, заключенного заказчиком, в том числе в интересах потребителей, исполнитель принял на себя обязательства, в том числе, касающиеся контроля за состоянием приборов учета электроэнергии.
Как усматривается из акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон №11-1283 от 20.06.2011 г., составленного ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и администрацией МО г.Липки Киреевского района, на фасаде жилого дома №2 по Театральному переулку г.Липки Киреевского района был установлен общедомовой прибор учёта потреблённой электроэнергии.
Федеральным законодателем с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности был принят Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Как предусмотрено ч.ч.1, 9 данного Закона, здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч.5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правительство РФ вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим ФЗ возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Исходя из положений ч.1 ст.13 Закона, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в т.ч. к электрическим сетям централизованного электроснабжения. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии).
Приведённый нормативно-правовой акт исключает возможность организации учёта используемых энергетических ресурсов в ветхих и аварийных объектах с применением расчётного способа (ч.2 ст.13 Закона), основанного на показаниях общедомовых приборов учёта.
Как следует из акта межведомственной комиссии администрации МО Киреевский район от 01.06.2001 г., жилой дом №2 по Театральному переулку г.Липки Киреевского района Тульской области был признан ветхим.
Постановлением и.о.главы администрации МО Киреевский район Тульской области от 10.09.2001 г. №787 был утверждён список жилых домов, непригодных для постоянного проживания, с учётом физического износа, повреждений несущих конструкций, а также санитарных требований.
Жилой дом №2 по Театральному переулку г.Липки Киреевского района был включён в приведённый список.
При таких обстоятельствах, на данный жилой дом, являющийся ветхим с 2001 г., не распространяются требования действующего законодательства об организации обязательного учёта потреблённых энергетических ресурсов с использованием общедомовых приборов учёта, в связи с чем расчёты между поставщиком и потребителями – собственниками жилых помещений в ветхих домах не могут быть основаны на показаниях таких приборов.
В приведённом случае избранный поставщиком электрической энергии расчётный способ не подлежит применению, а действия ответчиков, связанные с установкой общедомового прибора учёта и начислением потребителю Кузиной А.П. платы на основании данного прибора, не соответствуют требованиям закона, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.
При этом суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика ОАО «Тулаэнергосбыт» о несоответствии постановления главы администрации МО Киреевский район Тульской области от 10.09.2001 г. требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», как основанные на ошибочном толковании норм права, в частности основополагающего принципа действия закона во времени, и требований ч.3 ст.15 Конституции РФ и Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
По правилам ст.45 ГПК РФ прокурор освобождён от обязанности по оплате судебных расходов, в связи с чем расходы по оплате государственной пошлины, составляющей на основании ст.333.19 Налогового кодекса (НК) РФ 200 рублей, подлежат взысканию с ответчиков в доход государства.
Учитывая то обстоятельство, что администрация МО г.Липки, являясь органом местного самоуправления, также освобождается от уплаты государственной пошлины на основании подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, расходы по её уплате подлежат взысканию с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ОАО «Тулаэнергосбыт».
При этом действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает возможность солидарного взыскания судебных расходов со всех ответчиков, в связи с чем расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с двух ответчиков в равных долях, что составит: 200 рублей / 2 = 100 рублей с каждого из ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Признать не соответствующими требованиям закона действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и администрации МО г.Липки Киреевского района по установке общедомового прибора учёта электроэнергии в жилом доме №2 по Театральному переулку г.Липки Киреевского района Тульской области, а также действия ОАО «Тулаэнергосбыт» по начислению Кузиной А.П., проживающей в квартире №5 указанного жилого дома, платы за потреблённую электроэнергию с учётом расходов по общедомовому прибору.
Обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» демонтировать общедомовой прибор учёта электроэнергии, установленный в жилом доме №2 по Театральному переулку г.Липки Киреевского района Тульской области.
Обязать ОАО «Тулаэнергосбыт» произвести перерасчёт платы за потреблённую Кузиной А.П. электроэнергию, исключив расходы, определённые на основании показаний общедомового прибора учёта.
Взыскать с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей в доход государства.
Взыскать с ОАО «Тулаэнергосбыт» расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей в доход государства.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья