РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2012 года г.Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ткаченко И.С.,
при секретаре Якушиной Е.В.,
с участием представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области по доверенности Поповой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по иску Тепловой Л.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца,
установил:
Теплова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца, ссылаясь на тот факт, что она вместе с родителями – отцом Тепловым В.В., мамой Тепловой Н.М. и сестрой Тепловой Ю.В. проживала по адресу: Тульская область, Киреевский район, г.Липки, ул.Больничная, д.14, кв.8, принадлежащей им по праву общей совместной собственности. Решением Киреевского районного суда Тульской области от 29.11.1990 г. с Теплова В.В. в пользу Тепловой Н.М. были взысканы алименты в размере 1/3 всех видов заработка ежемесячно, на содержание двоих детей, в том числе и ее (Тепловой Л.В.), хотя родители продолжали проживать совместно и вести общее хозяйство. На основании решения мирового судьи судебного участка № 25 Киреевского района Тульской области от 05.01.2004 г., брак ее родителей был прекращен с 16.01.2004 г. В феврале 2005 г. ее отец уехал на работу в г.Тулу и больше не вернулся. На основании решения Киреевского районного суда Тульской области от 28.07.2008 г. Теплов В.В. был признан безвестно отсутствующим. Решением Киреевского районного суда Тульской области от 13.07.2011 г. Теплов В.В. был объявлен умершим, в связи с чем 30.09.2011 г. Отделом ЗАГС администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области была составлена запись о смерти №, с указанием даты смерти Теплова В.В. – 25.07.2011 г. и выдано свидетельство о его смерти. В октябре 2011 г. она (Теплова Л.В.) обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, поскольку на тот период, как и на момент смерти отца, обучалась на дневном отделении по очной форме обучения в образовательном учреждении - Московском государственном университете леса. Решением ответчика от 10.10.2011 г. № 342 ей было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца по причине отсутствия юридических фактов, подтверждающих нахождение ее (Тепловой Л.В.) на иждивении умершего отца Теплова В.В. Считает данный отказ незаконным и необоснованным. На момент исчезновения отца она являлась несовершеннолетней, находилась на его иждивении, а также имела право на получение от него материального содержания в принудительном порядке. Полагает, что на момент исчезновения отца, а затем признания его безвестно отсутствующим и далее – объявления умершим, она фактически находилась на его иждивении. На основании изложенного просит признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области в назначении ей пенсии по случаю потери кормильца незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области назначить и выплачивать ей пенсию по случаю потери кормильца с 25.07.2011 г. до достижения ею возраста 23 лет.
Истец Теплова Л.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.
Из пояснений истца Тепловой Л.В., данных ранее в судебном заседании, усматривается, что обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, она подтверждает. Несмотря на наличие у Теплова В.В. алиментного обязательства перед ней, никакой помощи от отца она не получала, на его полном содержании не находилась. Фактически она всегда находилась на иждивении своей матери Тепловой Н.М. Однако полагала, что ее право на получение от отца материального содержания в принудительном порядке, предполагает нахождение ее у него на иждивении.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области по доверенности Попова И.В. в судебном заседании исковые требования Тепловой Л.В. не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку факт нахождения Тепловой Л.В. на иждивении у умершего кормильца Теплова В.В. не подтвержден. Указала, что в данной конкретной ситуации, поскольку истец на момент смерти отца достигла возраста 18 лет, факт нахождения на иждивении у умершего относится к числу юридически значимых фактов, необходимых для установления пенсии по случаю потери кормильца.
В силу ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося истца.
Заслушав объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области по доверенности Поповой И.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч.1, п.1 ч.2, ч.3, ч.4 ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Как видно из текста указанного Закона, основанием для назначения пенсии данного вида является потеря, то есть смерть кормильца, у которого при жизни на иждивении находились нетрудоспособные члены его семьи. Однако возникновение права на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца у нетрудоспособных членов его семьи возникает не только в случае смерти лица, но и в случае признания гражданина умершим или безвестно отсутствующим.
Законодателем установлено три основных условия назначения пенсии по случаю потери кормильца: наличие родственных отношений – пенсия назначается только членам семьи; нетрудоспособность члена семьи; нахождение на иждивении у умершего.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, Теплова Л.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются Теплов В.В. и Теплова Н.М. Данное обстоятельство достоверно подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о рождении Тепловой Л.В. № № от ДД.ММ.ГГГГ, а также паспортом истца. Согласно свидетельству о расторжении брака № № от ДД.ММ.ГГГГ брак между родителями Тепловой Л.В. – Тепловым В.В. и Тепловой Н.М. был прекращен ДД.ММ.ГГГГ
Решением Киреевского районного суда Тульской области от 28.07.2008 г., вступившим в законную силу 08.08.2008 г. Теплов В.В. был признан безвестно отсутствующим.
На основании решения Киреевского районного суда Тульской области от 13.07.2011 г., вступившего в законную силу 25.07.2011 г. Теплов В.В. был объявлен умершим.
Согласно свидетельству о смерти Теплова В.В. № № от ДД.ММ.ГГГГ датой смерти последнего является 25.07.2011 г.
Таким образом, на момент признания Теплова В.В. безвестно отсутствующим, а впоследствии и объявления умершим, его дочь Теплова Л.В. достигла совершеннолетнего возраста, но не достигла 23 лет – возраста, ограничивающего реализацию права на получение пенсии по случаю потери кормильца. В указанные периоды времени Теплова Л.В. обучалась по очной форме в образовательном учреждении, что подтверждается имеющимися в деле справками ФГБОУВПО Московский государственный университет леса от 24.01.2012 г. и от 21.09.2011 г.
03.10.2011 г. Теплова Л.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца. Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области № 342 от 10.10.2011 г. Тепловой Л.В. было отказано в установлении указанной пенсии по причине отсутствия юридических фактов, подтверждающих факт нахождения Тепловой Л.В. на иждивении у умершего отца Теплова В.В.
Суд отмечает, что нахождение на иждивении у умершего является одним из оснований для назначения пенсии по случаю потери кормильца. Доказывание факта нахождения на иждивении необходимо и происходит документально. Согласно п.41 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсия в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 г. № 16/19 па, факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях решением суда об установлении данного факта.
Поскольку на момент смерти Теплова В.В., Теплова Л.В. не являлась несовершеннолетней, когда, согласно законодательству, иждивение не требует доказательств, последняя, при обращении за назначением пенсии по случаю потери кормильца, должна представить доказательства своего нахождения на полном содержании умершего кормильца или получении от него помощи, которая являлась бы для нее постоянным и основным источником средств к существованию. В данной конкретной ситуации право истца на получение от отца материального содержания в принудительном порядке - алиментов, согласно решению Киреевского районного суда Тульской области от 29.11.1990 г., не имеет правового значения.
Так как в Федеральном законе от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не раскрыто понятие постоянной помощи и основного источника средств к существованию, по мнению суда, постоянной помощью является помощь, которая оказывалась регулярно на протяжении достаточно длительного периода времени. Основной такая помощь будет являться тогда, когда ее объем значительно превышает иные незначительные источники дохода иждивенца.
Между тем, судом установлено, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, Тепловой Л.В. не представлено надлежащих доказательств нахождения на иждивении своего отца после достижения ею совершеннолетнего возраста. Данные доказательства не были представлены истцом и в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
Более того, как поясняла Теплова Л.В. в судебном заседании, материальной помощи от своего отца Теплова В.В. при его жизни она не получала, как в несовершеннолетнем возрасте, так и после достижения 18 лет. Постоянной трудовой занятости у него не было. Фактически она постоянно находилась и находится на иждивении своей матери Тепловой Н.М.
Из справки ОУФМС России по Тульской области в Киреевском районе от 07.11.2011 г. усматривается, что Теплов В.В. находился в федеральном розыске с 20.04.2006 г. за уклонение от уплаты алиментов. Это свидетельствует о том, что даже обязательства по содержанию своего несовершеннолетнего ребенка, возложенные на Теплова В.В. в принудительном порядке, последний исполнять не желал.
Согласно письма Отдела судебных приставов Киреевского района Тульской области от 01.12.2011 г. исполнительный документ о взыскании алиментов с Теплова В.В. на исполнении в Отделе судебных приставов Киреевского района не находится.
Помимо изложенного, как следует из представленного стороной ответчика личного дела Тепловой Н.М. по назначению пенсии по старости, 29.01.2008 г. на заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан на пенсию и социальных выплат при УПФР по Киреевскому району, был установлен факт нахождения Тепловой Л.В. как нетрудоспособного члена семьи, студентки Московского государственного университета леса на иждивении у матери Тепловой Н.М. в связи с чем последней увеличена базовая часть пенсии. Данный факт был установлен уже после достижения Тепловой Л.В. совершеннолетия.
Из представленной истцом справки администрации муниципального образования г.Липки Киреевского района Тульской области от 07.11.2011 г. усматривается, что Теплов В.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Тульская область, Киреевский район, г.Липки ул.Больничная, д.14, кв.8 с 29.06.1990 г. по 30.09.2008 г. совместно с Тепловой Н.М., Тепловой Л.В. и Евсеевой Ю.В. Данная квартира была зарегистрирована по праву совместной собственности за семьей Тепловых на основании договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ
Между тем, с учетом вышеизложенных обстоятельств, факт регистрации и проживания Тепловой Л.В. по одному адресу с отцом Тепловым В.В., по мнению суда, с достоверностью не свидетельствует о нахождении истца на иждивении своего отца после достижения ею совершеннолетнего возраста.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что в данной конкретной ситуации подтверждены лишь два условия назначения пенсии по случаю потери кормильца- наличие родственных отношений и нетрудоспособность члена семьи, которые стороной ответчика не оспариваются. Однако третье условие назначения данного вида пенсии - нахождение на иждивении у умершего, Тепловой Л.В. не подтверждено и доказательств обратного суду не представлено.
Доводы истца о том, что факт иждивения предполагается, а также ссылка на наличие алиментных обязательств Теплова В.В. перед Тепловой Л.В., не могут быть приняты во внимание и не являются основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку стороной истца не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в юридически значимый период времени, то есть после достижения истцом совершеннолетнего возраста, Теплов В.В. оказывал материальную помощь Тепловой Л.В., которая являлась бы для последней постоянным и основным источником средств к существованию.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области об отказе Тепловой Л.В. в назначении пенсии по случаю потери кормильца является законным и обоснованным, в связи с чем, исковые требования Тепловой Л.В. о назначении пенсии по случаю потери кормильца удовлетворению не подлежат, поскольку не основаны на требованиях действующего законодательства, правовых оснований для их удовлетворения не имеется. Истцом Тепловой Л.В. не было представлено доказательств в соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ в обоснование заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Тепловой Л.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий