Решение от 30.03.2012 по делу № 2-397



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2012 года город Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Хромовой М.Н.,

c участием представителя истца по доверенности Семина Г.Н.,

представителя ответчика – администрации м.о. Киреевский район Тульской области – по доверенности Амочкиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-397/12 по иску Семиной А.Н. к администрации м.о. Приупское Киреевского района Тульской области, администрации м.о. Киреевский район о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права на предоставление вне очереди равноценного благоустроенного жилого помещения и обязании предоставить вне очереди равноценное жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Семина А.Н. обратилась в суд с иском к администрации м.о. Киреевский район Тульской области, администрации м.о. Приупское Киреевского района Тульской области о признании за ней права пользования жилым помещением – квартирой , состоящей из двух комнат, общей площадью 43.5 кв.м, жилой – 26.2 кв.м, расположенной в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на условиях договора найма жилого помещения, а с ДД.ММ.ГГГГ – на условиях договора социального найма жилого помещения; признании за ней права и обязании ответчиков солидарно предоставить ей вне очереди равноценное жилое помещение на основании постановления администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении областной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда, с высоким уровнем износа по Тульской области на ДД.ММ.ГГГГ годы».

В обоснование своих требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживет на условиях договора социального найма в указанном выше жилом помещении в доме барачного типа, где была постоянно зарегистрирована с супругом ФИО7, ныне умершим.

Документов на выделение данной жилой площади не сохранилось, однако с момента вселения на имя ее супруга, а затем на ее имя, на квартиру был открыт лицевой счет на указанную выше площадь. В настоящее время она зарегистрирована и постоянно проживает в квартире одна, с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на основании акта межведомственной комиссии при администрации м.о. Киреевский район от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом признан непригодным для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен договор социального найма на данное жилое помещение. Другого жилья у нее не имеется. По изложенным основаниям полагает, что имеет право на получение жилого помещения вне очереди.

Истец Семина А.Н. в судебное заседание не явилась, представляющий ее интересы на основании доверенности Семин Г.Н. иск поддержал по изложенным вые основаниям.

Представитель ответчика – администрации м.о. Киреевский район по доверенности Амочкина О.Н. просила принять решение на усмотрение суда, пояснив, что указываемая истцом программа в настоящее время не действует, передача м.о. Приупское собственного жилья не завершена, акт приема-передачи от администрации м.о. Киреевский район в собственность м.о. Приупское Киреевского района муниципального жилого фонда, расположенного на территории м.о. Приупское Киреевского района, сторонами не подписан. Между тем, так как администрация поселения не лишена возможности возводить собственное новое жилье за счет бюджетного финансирования, потому обязанность по предоставлению жилого помещения истцу должна быть возложена на ответчиков солидарно.

Ответчик – администрация м.о. Приупское Киреевского района Тульской области, а также третье лицо – ООО Управляющая Компания Комсервис», представителей в суд не направили, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены, заявлений не представлено.

На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Семина А.Н. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживает одна по адресу: <адрес>.

Постановлением главы администрации м.о. Киреевский район от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список жилых домов, непригодных для постоянного проживания, с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, а также санитарных требований согласно прилагаемому списку, в котором значится и названный жилой дом.

Постановлением главы Приупской поселковой администрации м.о. Киреевский район от ДД.ММ.ГГГГ Семина А.Н. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общий список под номером со дня подачи заявление (ДД.ММ.ГГГГ) с выделением в список граждан, имеющих право на первоочередное получение жилой площади под номером

ДД.ММ.ГГГГ на квартиру по указанному выше адресу администрацией м.о. Приупское с Семиной А.Н. заключен договор социального найма , по условиям которого наниматель передал ей в бессрочное пользование <адрес>, общей площадью 43.5 кв.м, жилой – 26.2. На имя Семиной А.Ню на квартиру открыт лицевой счет.

До настоящего времени иное благоустроенное жилое помещение Семиной А.Н. не предоставлено, прав на жилую площадь за истцом не зарегистрировано.

Установленные обстоятельства, помимо названных документов, подтверждаются выпиской из лицевого счета на квартиру, иными материалами дела, исследованными в судебном заседании, и сторонами не оспариваются.

Определяя основания пользования истцом указанным выше жилым помещением, суд исходит из установленных обстоятельств и нижеследующего.

В соответствии со ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Принимая во внимание, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, и в данном случае, возникнув до введения в действие указанного Кодекса, продолжаются до настоящего времени, а также с учетом времени возникновения данного спора, суд руководствуется также нормами ЖК РФ, вступившего в силу 01.03.2005 года.

В силу ст.ст.50, 51 ЖК РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения между наймодателем и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.

По смыслу приведенных положений закона, основанием для заключения договора найма жилого помещения являлся ордер. Как видно из объяснений представителя истца, первичные документы на выделение жилого помещения истцу не сохранились.

Согласно архивной справке (л.д. 16), решение исполкома Приупского поселкового Совета народных депутатов Киреевского района Тульской области на выделение квартиры Семиной А.Н. на хранение в архив не поступало.

Между тем, с учетом того, что право пользования Семиной А.Н. жилым помещением никем не оспорено и поныне не прекращено, установленные обстоятельства дают суду основания утверждать, что жилое помещение предоставлено истцу именно на основании договора найма (в настоящее время – социального найма).

В силу ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с пп.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В 2001-2003 году порядок отнесения жилых домов к непригодным для постоянного проживания устанавливался Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529.

Согласно п. 1.2 указанного выше Положения рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагается на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов.

П.2.2 Положения установлено, что к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся, в частности, деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

Как следует из положений п. 3.4 названного нормативного акта, в результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания, с отнесением жилого дома в группу домов, пригодных для постоянного проживания, непригодных для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обоснованиями либо непригодных, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.

Ст. 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Исходя из приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что истец до настоящего времени обладает правом пользования на условиях договора социального найма жилым помещением, признанным непригодным для проживания и ремонту (реконструкции) не подлежащем. Данное его право ответчиками также не оспорено.

По смыслу приведенных правовых норм, предоставление жилого помещения вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. ЖК РФ право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Потому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете на улучшения жилищных условий и времени принятия на учет, то есть, внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.

Из установленных судом обстоятельств явствует, что истец в установленном жилищным законодательством порядке принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями жилищного законодательства, однако до настоящего времени благоустроенное равнозначное жилое помещение истцу не предоставлено, следовательно, её право на получение жилья вне очереди, хотя бы и не оспаривается, но фактически не реализовано.

Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку. С момента признания занимаемого истцом жилого помещения непригодным для проживания у неё возникло право именно на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

По смыслу приведенной нормы, действовавшей на момент возникновения у органа местного самоуправления обязанности по обеспечению Семиной А.Н. жилым помещением, предоставляемое гражданам жилое помещение должно отвечать уровню благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, чтобы жилищные условия вселяемых в него граждан не были ухудшены. Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (статья 38 ЖК РСФСР).

Часть 2 статьи 15 ЖК Российской Федерации предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Как видно из плана строения, экспликации к нему по <адрес>, иных документов, имеющихся в деле, фактически занимаемое истцом жилое помещении состоит из кухни, жилых комнат, площадью 6.7 и 19.7 кв.м, кладовой, имеет общую площадь – 43.5 кв.м, жилую – 26.2 кв.м. Эти обстоятельства ответчиками не оспорены и доказательств обратному не представлено. Следовательно, истец обладает правом на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения, состоящего не менее чем из двух комнат. Таким образом, его право подлежит защите путем обязания органа местного самоуправления предоставить ему такое, равнозначное жилое помещение вне очереди на условиях социального найма.

В соответствии со ст.55 ЖК РФ граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете. Таким образом, предоставление истцу равнозначного жилого помещения вне очереди не лишает его права состоять на очереди на улучшение жилищных условий по иным основаниям.

Как видно из объяснений представителя ответчик и доказательств обратному не представлено, в настоящее время процесс передачи жилого фонда в собственность м.о. Приупское не завершен.

По смыслу ст.60 ЖК РФ наймодателем жилого помещения по договору социального найма может выступать исключительно собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.

Вместе с тем, порядок передачи муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Тульской области, установлен Законом Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» (в редакции от 10.11.2010 г. № 1494-ЗТО).

Согласно ст.1 данного Закона разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями осуществляется постановлением администрации Тульской области, принятым по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

В силу ст.5 Закона право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает у принимающей стороны с момента подписания сторонами акта приема-передачи.

Между тем, из объяснений представителя ответчика – администрации м.о. Киреевский район Тульской области следует, что акт приема-передачи от администрации м.о. Киреевский район в собственность м.о. Приупское Киреевского района муниципального жилого фонда, расположенного на территории м.о. Приупское Киреевского района, сторонами не подписан.

Также судом не установлено каких-либо сведений, подтверждающих надлежащую передачу указанного имущества в собственность м.о. Приупское Киреевского района, до вступления в силу Закона Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО.

Как предусмотрено ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, относятся к компетенции муниципальных поселений.

В то же время полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к компетенции муниципальных районов.

Принимая во внимание затруднительность определения муниципального образования, в ведении которого в настоящее время находится жилой фонд, расположенный на территории м.о. Приупское Киреевского района, суд полагает возможным возложить обязанность по предоставлению Семиной А.Н. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на ответчиков солидарно, что позволит устранить правовую неопределенность при реализации истицей принадлежащих ей жилищных прав.

Межу тем, по смыслу Постановления №588 от 24.09.2008 года «Об утверждении областной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда, с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2011 годы» (в настоящее время – на 2009-2012 года), Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы», Постановлением администрации Тульской области от 27.06.2007 N 303 «О порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ» названная программа утверждена с целью комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, является актом временного характера, сама по себе обязанностей по предоставлению жилья конкретным лицам не устанавливает, носит рекомендательный характер (п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675). Постановлений о выделении истцу конкретного жилого помещения в жилом доме, возведенном в рамках Программы, органом местного самоуправления не принималось. Виду изложенного обязание ответчиков предоставить истцу жилье в рамках вышеназванной Программы, по мнению суда, лишено всяких правовых оснований.

Требование о признании за Семиной А.Н. права пользования жилым помещением на 2002 и 2005 год заявлены ею на основании Постановления администрации Тульской области №150 от 28.03.2008 года «Об утверждении положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде», согласно которому для выделения жилья в рамках Программы необходим факт проживания лица в непригодном для проживания жилом помещении на ДД.ММ.ГГГГ. Следуя изложенным выше выводам относительно предоставления жилого помещения истцу в рамках Программы, суд приходит к выводу, что применительно к рассматриваемому случаю в правовой защите посредством признания права пользования жилым помещением на условиях договора найма на указанные даты истец не наждется, потому с учетом положения ст.ю 4 ГПК РФ, суд полагает, что в данной части иск удовлетворению не подлежит.

.На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Семиной А.Н. удовлетворить частично.

Обязать солидарно администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области и администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района вне очереди предоставить ФИО3 вне очереди равнозначное благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, на условиях договора социального найма.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение месяца.

Председательствующий